Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ АНТИМОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Полный текст:

Аннотация

В данной статье проанализированы основные подходы к определению антимотивов и антимотивации учебной деятельности в отечественной психологической науке, обоснована значимость и актуальность их изучения у современных студентов. Авторами представлены содержание разработанной методики для диагностики антимотивации учебной деятельности у студентов педагогического университета и результаты ее пилотажной апробации. На основе анализа результатов диагностики выявлено, что психодидактический компонент образовательной среды обладает наибольшим антимотивационным влиянием на учебную деятельность студентов педагогического вуза по сравнению с другими компонентами образовательной среды (пространственно-предметным, социальным и субъектным), а также микро- и макросредой. Выделены наиболее существенные вопросы в рамках проблемы антимотивации учебной деятельности у студентов педагогических вузов, требующие дальнейшего специального изучения.

Об авторах

Н. Иванова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия


E. Minaeva
НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
Россия


Ю. Козубай
Институт Государственного администрирования г.Москва
Россия


Список литературы

1. Александрова, Н.М., Маркова, С.М. Проблемы развития профессионально педагогического образования [Электронный ресурс] / Н.М.Александрова, С.М.Маркова // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 1.- URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/1-9 (дата обращения: 30.03.2015).

2. Бугрименко, А.Г. Соотношение образа "Я" и внутренней учебной мотивации студентов: автореф. дис.. канд. психол. наук / А.Г.Бугрименко. - М., 2007. - 23 с.

3. Глассер, У. Школы без неудачников: монография / У.Глассер. - М.: Прогресс, 1991. - 184 с.

4. Гордеева, Т. О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: автореф. дис.. д-ра. психол. наук/ Т.О.Гордеева. - М., 2013. - 46 с.

5. Гордеева, Т.О. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: ее источники и влияние на психологическое благополучие / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 35-45.

6. Дерябо, С. Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / Под. ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 222 с.

7. Докутович, Э. Ш. Структура и динамика мотивации учебной деятельности студентов лингвистической специальности: автореф. дис.. канд. психол. наук / Э.Ш.Докутович. - Смоленск, 2007. - 26 с.

8. Иванова, Н.В. Психолого-педагогические исследования образовательной среды школы: направления и перспективы/ Н.В.Иванова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №3; URL: http://www.science-education.ru/117-13042 (дата обращения: 12.05.2014).

9. Иванова, Н.В., Минаева, Е.В., Коробова, Л.В. Средовой подход к диагностике антимотивации учебной деятельности у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] / Н.В.Иванова, Е.В. Минаева, Л.В. Коробова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-18338 (дата обращения: 07.04.2015).

10. Карнаухов, В.А. Особенности мотивационно-смысловой сферы личности студентов-первокурсников педагогических вузов: автореф. дис.. канд. психол. наук/ В.А.Карнаухов. - М., 1997. - 16 с.

11. Карпова, Е.В. Феномен «антимотивационного пика» в процессе школьного онтогенеза / Е.В.Карпова // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - №2 (55). - с. 66-70.

12. Карпова, Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности: дис. … д-ра. психол. наук/ Е.В.Карпова. - Ярославль, 2009.

13. Кузовлева, М.Е. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам/ М.Е.Кузовлева // Психолог в школе. - 1987. - №2. - С. 15-19.

14. Макурина, А.С. Повышение мотивации учебной деятельности студентов физкультурного вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук/ - А.С.Макурина. Челябинск, 2006. - 22 с.

15. Павлова, Н.А. Мотивация учебной деятельности студентов педагогического вуза: автореф. дис.. канд. психол. наук/ Н.А.Павлова. - Ярославль, 2005. - 24 с.

16. Панов, В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии: монография/ В.И.Панов. - М.: Наука, 2004. - 196 с.

17. Рубцов, В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы/ В.В.Рубцов, Т.Г.Ивошина. - М.: Изд-во МГППУ, 2002. - 272 с.

18. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии: монография/ Е.В.Сидоренко. - СПб.: Речь, 2010. - 350 с.

19. Смирнов, А.В. Формирование мотивации учебной деятельности у студентов технического ВУЗа [Электронный ресурс]. / А.В.Смирнов // Психология, социология и педагогика. - 2012 - URL: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1450 (дата обращения: 31.07.2014).

20. Чайка, В.Г. Структура учебной мотивации студентов вузов и особенности ее развития во внеаудиторных формах работы / В.Г.Чайка // Журнал прикладной психологии. - 2002. - № 3. - С. 28-31.

21. Шкиндер, В.И. Проблема мотивации учебной деятельности студентов в условиях коммерциализации высшего профессионального образования [Электронный ресурс] /В.И.Шкиндер - URL:http://do.teleclinica.ru/184374 (дата обращения: 15.02.2015).

22. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию: монография / В.А.Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

23. Fend H. Schulklima: soziale Einflussprozesse in der Schule. / H.Fend. // Soziologie der Schule III. - Weinheim und Basel: 1. Beltz Verlag, 1977. - 284 S.

24. Harackiewicz J.M., Barron, K.E., Tauer, J.M., Carter, S.M. Short-term and long-term consequnences of achievement goals: predicting interest and performance over time / J.M.Harackiewicz , K.E. Barron, J.M. Tauer, S.M.Carter // J. of Educ. Psychol. - 2000. - V. 92, № 2. - P. 316-330.

25. Lens W. Motivation and de-motivation in secondary education: student Characteristics/ W.Lens // Learn, and Instr. - 1991. - V. 1, № 2. - P. 145-159.

26. Moos R.H. Evaluating educational environments. Procedures, measures, findings and policy implications. / R.H. Moos// - Jossey - Bass Publischers, 1979. - P. 159-182.

27. Oliver H. Influence of motivational factors on performance/ H.Oliver // J. Instr Psychol. - 995. - V. 22, № 1. - P. 45-49.


Просмотров: 83


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)