Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Полный текст:

Аннотация

Исследование посвящено изучению особенностей восприятия родителей подростками с задержкой психического развития, выявлению путей коррекции межличностного восприятия родителей подростками. В статье рассматриваются специфические, связанные со структурой дефекта, а также общевозрастные особенности формирования образа родителя в старшем подростковом возрасте. Сравнительный анализ межличностного восприятия осуществлялся в двух группах: подростки с нормальным развитием и их сверстники с задержкой психического развития. В ходе исследования установлено, что подростки с задержкой психического развития значительно чаще испытывают необходимость в помощи и поддержке матери по сравнению с отцом. У них также ниже удовлетворенность отношениями с отцом. По результатам констатирующего эксперимента разработана программа формирующего эксперимента. Её целью стала коррекция межличностного восприятия у подростков с задержкой психического развития, оптимизация детско-родительских отношений. Апробация программы формирующего эксперимента показала её эффективность в коррекции основных показателей межличностного восприятия, формировании благоприятного психологического климата в семье.

Об авторах

Н. Карпушкина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат психологических наук, доцент


И. Конева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат психологических наук, доцент


Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с.

2. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб.: Речь, 2004. 256с.

3. Вассерман Л.И., Горьковская И.А., Ромицина Е.Е. Тест подростки о родителях. М.-СПб.: Фолиум, 1995.

4. Загорская Е.А. Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: методический и практический журнал / гл. ред. Н.Н. Малофеев. М.: Школьная пресса, 2004. №4. С. 55-58; № 5. С. 67-70.

5. Зальцман Л.М. Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения и интеллекта // Дефектология. 2006. №2. С. 31-35.

6. Ильин В.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб: Питер, 2011. 576 с.

7. Карпушкина Н.В. Психологические особенности восприятия учителя старшими подростками с задержкой психического развития // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики. Казань: Ежегодный альманах Казанского федерального университета, 2012.С. 42-48.

8. Карпушкина Н.В. Психологические особенности общения с учителем подростков с нарушениями зрения // Международный научно-исследовательский журнал.2013. №11-3. С.65-66.

9. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Оптимизация самосознания подростков с нарушениями зрения средствами формирующего эксперимента // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №1-0. С. 82-85.

10. Карпушкина Н.В., Минакова К.О. Психологические особенности межличностных отношений со сверстниками подростков с нарушениями зрения // Проблемы современного педагогического образования. Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 51. Ч. 6. С. 379-386.

11. Кисова В.В., Кузнецов Ю.А., Семенов А.В. О некоторых психологических аспектах современной российской системы образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №5-2. С.81-85.

12. Кисова В.В., Семенов А.В. Сотрудничество как психолого-педагогическое условие социализации дошкольников с задержкой психического развития // Фундаментальные исследования. 2014. №12-4. С.882-886.

13. Конева И.А. Психологические особенности формирования образа Я у младших школьников с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции и дифференциации // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. С. 863.

14. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №12-8. С. 1526-1528.

15. Матвеева O.A. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет. М., 2001. 160 с.

16. Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Каштанова С.Н., Ольхина Е.А., Медведева Е.Ю., Кудрявцев В.А., Конева И.А., Карпушкина Н.В., Уромова С.Е. Педагогика и психология потенциальных возможностей. Проектирование модуля «Деятельностные механизмы комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья». Н.Новгород: Мининский университет, 2014. 119 с.

17. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция / под ред. У.В. Ульенковой. СПб.: Питер, 2007.304 с.

18. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М.: АСТ, 2007. 318c.

19. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова А.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки. Минск: Тесей, 2007.

20. Шэффер Д. Дети и подростки. СПб., 2003. 828 c.


Просмотров: 446


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)