Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ КОРРЕЛЯТОВ РЕФЛЕКСИВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье исследуются рефлексивность - важнейшее профессиональное качество личности педагога в контексте его профессионального становления. Рефлексивность является базовым свойством личности, благодаря которому происходит осознание и регуляция субъектом своей деятельности. В качестве личностных коррелятов рефлексивности изучаются нервно-психическая устойчивость, индивидуальные стили принятия решений (бдительность и избегание), спонтанность, эмоциональный интеллект (эмпатия и способность управлять эмоциями других людей). В работе проводится сравнительный анализ рефлексивности и качеств, с ней коррелирующих, молодых учителей, работающих по специальности от 1 до 5 лет и студентов (будущих учителей) разных направлений подготовки педагогического вуза. Полученные в ходе эмпирического исследования результаты подтверждают, что в процессе профессионального становления учителя происходит развитие данных качеств. Выявлены достоверные различия показателей по параметрам системная рефлексивность, бдительность, спонтанность, эмпатия, которые отличаются у учителей и студентов.

Об авторах

Т. Маясова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека


А. Фоминова
Московский педагогический государственный университет
Россия
кандидат психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии


Список литературы

1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков, 2004.

2. Головина М.О. Рефлексивно-ценностная детерминация идентичности личности: автореф. дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 24 с.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., 2009.

4. Двойнин А.М., Данилова Г.И. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов// Вестник ПСТГУ. 2012. Вып. 1(24). С.121-134.

5. Дударева В.Ю., Семенов И.Н. Феноменология рефлексии и направления ее изучения в современной зарубежной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т.5, №1. С.101-120.

6. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психологический журнал. 2005. Т.26, №1. С.18-28.

7. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т.24, №5. С.45-57.

8. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: ИП РАН, 2004. 312 с.

9. Копп Д.А. Эмоциональный интеллект как фактор развития рефлексивных способностей личности // Рефлексивные процессы и управление: сборник материалов VII Междунар. симпозиума 15-16 октября 2009 г. /под ред. В.Е. Лепского. М.: Когито-Центр, 2009. С. 108-111.

10. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / под ред. О.К.Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. С.22-28.

11. Лаптева О.И., Семенова И.Н. Возможности рефлексии в повышении эффективности профессиональной деятельности преподавателя // Рефлексивные процессы и управление: сборник материалов VII Междунар. симпозиума 15-16 октября 2009 г. / под ред. В.Е. Лепского. М.: Когито-Центр, 2009. С.140-142.

12. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. №2(16). URL: http://psystudy.ru

13. Леонтьев Д.А., Лаптева Е.М., Осин Е.Н., Салихова А.Ж. Разработка методики дифференциальной диагностики рефлексивности // Рефлексивные процессы и управление: сборник материалов VII Междунар. симпозиума 15-16 октября 2009 г. / под ред. В.Е. Лепского. М.: Когито-Центр, 2009. С. 145-150.

14. Маясова Т.В., Лекомцева А.А. Сформированность профессиональных предпочтения, склонностей и их связь с характером мышления студентов первого курса разных специальностей // Современные научные исследования и инновации. 2015. №11(55). С. 773-779.

15. Маясова Т.В., Осипова А.Н. Сравнительный анализ уровня коммуникативной толерантности у студентов педагогов и юристов // Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (23 марта 2016г.). Н.Новгород: Мининский университет, 2016. С.174-178.

16. Прохоров А.О., Чернов А.В. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности // Экспериментальная психология. 2014. Т.7. №2. С.82-93.

17. Рудаков А.Л. Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчивости личности: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2009. 25 с.

18. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. №3. С. 31-40.

19. Способ исследования функционального состояния мозга: пат. 2130753 Рос. Федерация: МПК 6А 61В 5/00А/ Маясова Т.В., Паренко М.К., Щербаков В.И., Алымов В.А.; заявитель и патентообладатель Нижегородский государственный педагогический университет. №95112445/14; опубл. 1999. Бюл. №15.

20. Титкова М.С. Рефлексивная активность в структуре адаптационного потенциала личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2007. 27 с.

21. Фомина Н.В. Психосемантическая организация речевого высказывания учителя в условиях личностно ориентированного общения с учащимися: автореф. дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2003. 26 c.

22. Фомина Н.В., Лебедева И.В. Эмоциональная коммуникативность в структуре инновационной деятельности учителя // Современные наукоемкие технологии. 2016. №5-3. С. 619-623.

23. Шевченко Н.Г. Личностная рефлексия как фактор успешной самореализации женщин зрелого возраста: дис. канд. психол. наук. Сочи, 2007. 209 с.

24. Brown K.W., Ryan R.M. The Benefits of Being Present: Mindfulness and Its Role in Psychological Well-Being // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84, №4. Р. 822-848.

25. Brown K.W., Ryan R.M. Fostering healthy self-regulation from within and without: a self-determination theory perspective // P.A.Linley, S.Joseph (Eds.). Positive Psychology in Practice. London: Wiley, 2004. P. 105-124.

26. Flavell J.M. Metacognitive aspects of problem solving // The nature of intelligence. New Jersey, 1976. P. 231-135.

27. Gangestad S.W., Snyder M. Self-monitoring: Appraisal and reappraisal // Psychological Bulletin. 2000. Vol. 126. Р. 530-555.

28. Grant A.M. Rethinking psychological mindedness: metacognition, self-reflection, and insight. // Behaviour Change. 2001. V. 18. P. 8-17.

29. Mayer J. D., Caruso D. R., Salovey P Emotional intelligence meets traditional standarts for an intelligence // Intelligence. N. Y., 1999. V. 27. P. 267-298.

30. Nolen-Hoeksema S., Wisco B.E., Lyubomirsky S. Rethinking Rumination // Perspectives on Psychological Science. 2008. Vol. 3, №5. P. 400-424.


Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)