Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

«ОБРАЗ» ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ НИЖЕГОРОДЦЕВ

Полный текст:

Аннотация

Осознание исторического прошлого, его оценка и интерпретация социумом имеет важное научное значение, так как самосознание любого народа начинается именно с истории. Ее символически значимые события формируют смысловую основу национальной и гражданской идентичности. Целью исследования, результаты которого представлены в данной статье, является изучение представлений нижегородцев относительно исторического прошлого нашей страны. В исследовании был применен междисциплинарный подход. Методологию исследования составляют такие направления в социологии, как символический интеракционизм Г. Гарфинкеля и феноменологическая социология А. Шюца. Непосредственно инструментарий опроса был разработан доктором социологических наук, профессором кафедры культурной антропологии и этнической социологии Санкт-Петербургского государственного университета З.В. Сикевич. В целом результаты исследования позволяют оценить степень консолидации и солидарности россиян относительно представлений об историческом прошлом своей страны, о ее роли и месте в мире.

Об авторах

О. Немова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат социологических наук, доцент кафедры продюсерства и музыкального образования


Е. Суровегина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
магистрант факультета государственных наук


Н. И. Денисова
Павлодарский государственный педагогический институт
Россия
доктор PhD, доцент кафедры Теории и методики музыкального образования


Список литературы

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 592 с.

2. Давлетшина Д.Г. Социальная память как основа нравственности человека: дис. … канд. философ. наук. Уфа, 2012. 142 с.

3. Дахин А.В. Исследования социально-исторической памяти: философия, история, социология [Электронный ресурс]. URL: http://old.niu.ranepa.ru/nauka/wp-content/uploads/2012/06/socIstorPamyat1_09.pdf (дата обращения: 05.07.2017).

4. Немова О.А. Трудовая ментальность современной студенческой молодежи: опыт качественного социологического исследования // European Social Science Journal. 2013. Т.1, №8(35). С. 500-508.

5. Кузнецова С.В. Культурный национализм: этносимволизм о роли интеллигенции в формировании нации // Вестник Мининского университета. 2016. №1-2(14). С. 24.

6. Кулиш В.В. Социальное измерение функционирования исторической памяти молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://www.asu.ru/files/documents/00005254.pdf (дата обращения: 05.07.2017).

7. Миллер А.И. Политика исторической памяти как основа формирования коллективной идентичности и воспитания деятельного патриотизма [Электронный ресурс]. URL: http://svop.ru/wp-content/uploads/2014/02/04strategy21_vospit.pdf (дата обращения: 05.07.2017).

8. Сикевич З.В. Динамика образа прошлого и настоящего в представлениях петербуржцев // СОЦИС. 2016. №3. С.88-97.

9. Соколяну Е. Историческое беспамятство возрождает фашизм [Электронный ресурс]. URL: http://actualitati.md/ru/analitika/istoricheskoe-bespamyatstvo-vozrozhdaet-fashizm (дата обращения: 05.07.2017).

10. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 328 с.

11. Тихонова Н.Е., Горшков М.К. Мировоззрение российской молодежи // Российская молодежь: проблемы и решения. М.: Центр социального прогнозирования, 2005. 648 с.

12. Тощенко Ж.Т. Историческая память и социология [Электронный ресурс]. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/NEWHIST/HIMEM.HTM (дата обращения: 05.07.2017).

13. Шереги Ф.Э. Социология права. Прикладные исследования. СПб.: Алетейя, 2002. 447 с.

14. Шюц А. Избранное. Мир светящийся смыслом: пер. с нем. и англ. М.: Российская политическая энциклопедия (Росспен), 2004. С. 10-11.

15. Garfinkel G. Studies of Ethnometodology. New Jersey: Prentice-Hall, 1967.

16. Touraine A. Production de la societe. Seuil, 1973.

17. Greenberg D.L. President Bush’s False “Flashbulb” Memory // Cognitive Psychology. 2004. Vol. 18. Issue 3 (April). P. 363-370.


Просмотров: 140


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)