Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ XXI ВЕКА

Полный текст:

Аннотация

В статье обсуждаются важнейшие аспекты формирования культуры устойчивого развития как базовой культуры современного человека. Раскрываются ее аксиологический, онтологический, гносеологический, праксиологический аспекты, отразившие многообразие философских концепций культуры. Определена роль образования в трансляции новых культурных ценностей, становлении культуры устойчивого развития. Рассматриваются актуальные вопросы реформирования современного образования в интересах устойчивого развития. Систематизирующая роль в решении данной проблемы отводится экологическому образованию, которое рассматривается как стратегическое направление обновления всех образовательных систем в интересах устойчивого развития. Особое внимание уделяется роли геоэкологического образования в разрешении социальных, экономических, экологических противоречий. Выделены категориальная сущность и методические основы геоэкологической культуры как цели экологизации географии, придающие ей характер опережающего образования для устойчивого развития.

Об авторах

Н. Мамедов
Российская академия народный хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия


N. Vinokurova
НГПУ им. К. Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
Россия


N. Demidova
НГПУ им. К. Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
Россия


Список литературы

1. Винокурова, Н.Ф. Культура устойчивого развития: синтез экологизации и интеграции общества / Н.Ф. Винокурова// Концепция мспользования ИКТ в географическом образовании для устойчивого развития - Н. Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2011 - С. 8-12.

2. Винокурова, Н.Ф. Методика экологизации и информатизации географического образования в контексте идей устойчивого развития / Н.Ф. Винокурова, А.В. Зулхарнаева, Н.В. Мартилова, О.В. Смирнова // Августовские педагогические чтения: Сб. материалов международного научного симпозиума. - Киров, 2014., С. 40-43.

3. Винокурова, Н.Ф. Геоэкология окружающей среды. 10-11 классы. / Н.Ф. Винокурова, Б.И. Кочуров, Н.Н. Копосова, В.М. Смирнова. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 136 с.

4. Винокурова, Н.Ф. Геоэкологическое образование: преемственность и инновации //География в школе. - 2012., - №5, - С. 21-26.

5. Винокурова, Н.Ф. Программа курса «Основы геоэкологии» / Н.Ф. Винокурова, Б.И. Кочуров // География в школе. -2002 г. - №3. - С 52 - 54.

6. Винокурова, Н.Ф.Образование для устойчивого развития - вектор инноваций / Н.Ф. Винокурова //Формирование культурно-экологической образовательной сред региона: коллективная монография / под ред Н.Ф. Винокуровой.- Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, - 2012, -С 12-17.

7. Демидова, Н.Н. Геоэкологическое содержание школьного географического образования / Н.Н. Демидова // География в школе, 2010. - № 4. - С. 9 - 12.

8. Демидова, Н.Н. Формирование геоэкологической культуры учащихся в школьном географическом образовании. / Н.Н. Демидова. - Н. Новгород: НГПУ, 2011. - 128 с.

9. Демидова, Н.Н. Концептуальные основы формирования культурно-экологической образовательной среды./Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова / Стратегия экологического образования как образования для устойчивого развития: Коллективная монография. / Под ред. Н.Д. Андреева, С.В. Алексеев. - Н. Новгород - СПб: НГПУ, 2009. С. 145 - 163.

10. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития. / Под ред. А.Н. Захлебного, 2010. /http:// www.raop.ru/content/Prezidium. 2010.09.29. Spravka.1.pd.

11. Максаковский, В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. / В.П. Максаковский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 416 с.

12. Мазуров, Ю.Л. Образование в области устойчивого развития: содержание и макроструктура / Ю.Л. Мазуров //Вестник Московского университета. Сер. 5 География. - 2003. - № 4.

13. Мамедов, Н.М. Экология и устойчивое развитие: учебное пособие / Н.М. Мамедов - М.: Изд. Центр МГАДА, 2013 - 365 с.

14. Мамедов, Н.М. Исторический процесс и концепция устойчивого развития / Н.М. Мамедов // Вестник Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, 2010 - Вып. 13. - с. 22-26.

15. Мамедов, Н.М. Культура устойчивого развития как важнейшее условие гармонизации социально-экономического и экологического развития. /Стратегия экологического образования как образования для устойчивого развития: Коллективная монография. / Под ред. НД. Андреева, С.В. Алексеев. - Н. Новгород - СПб: НГПУ, 2009. С.7-17.

16. Образование для устойчивого развития//Материалы Всероссийского совещания «Образование для устойчивого развития». / Под.ред. Н.С. Касимова, В.С. Тикунова - Смоленск. - 2003 г. - 160 с.

17. Теория и методика геоэкологического образования: Учебное пособие Часть I. / Под ред. Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. - 130с.

18. Теория и методика геоэкологического образования: Учебное пособие Часть II. / Под ред. Н.Ф. Винокуровой, Н.В. Мартиловой - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. - 252 с.

19. The Hangzhou Declaration Placing Culture at the Heart of Sustainable Development Policies http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002212/221238m.pdf


Просмотров: 1023


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)