Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются научно-географические особенности изучения природного и культурного наследия в русле становления образования в интересах устойчивого развития. Анализ исследований ученых-географов в области изучения наследия позволил сделать вывод о ключевых геоэкологических аспектах наследия, связанных с представлением о наследии как уникальном культурно-экологическом феномене, отражающем идею сотворчества и сбалансированного развития человека и природы. Природное наследие раскрывается на основе особо охраняемых природных территорий, а культурное наследие - на основе культурного ландшафта. Представленные идеи важно использовать при изучении природного и культурного наследия в школьном географическом образовании. Особое место при этом отводится школьной географии России и геоэкологическому краеведению, которые создают предпосылки к познавательному, ценностному, деятельностному изучению наследия. Содержание данных курсов обеспечивает мотивацию изучения школьниками природного и культурного наследия, способствует осознанию причастности школьников к проблемам его сохранения в русле гармонизации отношений человека и природы для устойчивого развития.

Об авторах

O. Smirnova
НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
Россия


М. Коршунов
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург
Россия


Список литературы

1. Веденин, Ю.А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучение / Ю.А. Веденин // Вестник МГУ. Сер. Геогр.-1990. - № 1.- С. 5-17

2. Веденин, Ю.А. Унаследовано не только для хранения, но и преумножения / Ю.А. Веденин // Территория. - 1994. - № 1. - С. 5-6.

3. Вергунов, А.П. Влияние экологических факторов на сохранение культурного наследия / А.П. Вергунов, С.В. Кулинская, Ю.Л. Мазуров // Экология культуры: Альманах ин-та Наследия. - М., 2000. - С.163-179.

4. Винокурова, Н.Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования / Н.Ф. Винокурова // Теория и методика обучения географии. - СПб, 2004. - С. 12-15.

5. Воронкова, Л.П. Прикладные аспекты культурной экологии / Л.П. Воронкова // Наука о культуре: итоги и перспективы. - Науч.-информ. сб. - Вып. 2. - М., 2001. - С. 2-6.

6. Исаченко, А.Г. География в современном мире: книга для учителя / А.Г. Исаченко. - М., 1998. - 160 с.

7. Коршунов, М.Ю. Методика развития самостоятельной деятельности учащихся 6 класса при изучении географического краеведения: монография / М.Ю.Коршунов / Под ред. Н.Ф. Винокуровой. - Н.Новгород: Типография «Деловая полиграфия», 2011, 100 с.

8. Николаев, В.А. Культурный ландшафт - геоэкологическая система / В.А. Николаев // Вестник МГУ. Сер. 5. Геогр. - 2000. - № 6. - С. 3-8.

9. Методика преподавания региональной географии в школе: учеб. пособие для учителей географии и студентов географ. спец.высш. пед. учеб. заведений / М.А. Никонова, О.А. Бахчиева, И.В. Душина и др; Под ред. М.А. Никоновой. - М., 2003. - 188 с.

10. Отношение школьников к природе: (Педагогическая наука - реформе школы) / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной; Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. - М., 1988. -128 с.

11. Поздеева, Н.В. Уникальные историко-культурные и природные территории как объекты изучения в курсе «Природное и культурное наследие» / Н.В. Поздеева, И.Б. Жуковин // Природное наследие и географическое краеведение Прикамья. 2 межрегион. науч.-практ. конф. - Пермь, 2000. - 152 с.

12. Смирнова О.В. Природное и культурное наследие России: учебное пособие для 8-9 классов / О.В. Смирнова, С.Н. Пияшова. - Н. Новгород: изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2005. - 187 с.

13. Смирнова, О.В. Методологические основы изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании в контексте устойчивого развития / О.В. Смирнова// Вестник Мининского университета. - 2014. - № 2.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no6 (дата обращения: 14.04.2015)

14. Теоретические основы содержания общего среднего образования/ Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М. - 352 с.

15. Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках / М.Е. Кулешова. - М., 2002. - 46 С.

16. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и бучение (к обоснованию системно-структурного подхода) / Н.И. Чуприкова. - М., 2003. - 320 с.

17. Шульгин, П.М. Культурный фактор в региональной политике / П.М. Шульгин // Экология культуры: Альманах института Наследия. - М. - 2000. - С.35-43.

18. Culture, Geography and Geographical Education. Proceeding of Comission on Geographical Education the JGU. - Lisboa, 1998.

19. List of participating institutions. UNESCO Associated Schools Proect Network (ASPnet) for Promoting a culture of peace. 2000.

20. Operational Guidelines for the Impltmentation of the World Heritage Convention. UNESCO. WHC-97|2.

21. Properties included in the World Heritage List. WHC - 2000.


Просмотров: 976


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)