Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ КОЭВОЛЮЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье раскрыты актуальные проблемы современного образования, связанные с формированием коэволюционных ценностей, отражающих идеи устойчивого развития средствами изучения городского ландшафта. Обосновывается коэволюционный потенциал экологического ландшафтоведения в целом, и городского ландшафта как объекта геоэкологического образования, в частности. Формулируются содержательные линии, отражающие коэволюционный потенциал ландшафта. Рассмотрена авторская программа по данной тематике, которая реализуется с использованием модульного подхода. Он предусматривает разработку проблемы в более широком контексте личного опыта, способствуя развитию коэволюционных ценностей в соответствии с идеями устойчивого развития. Данный модуль осуществляет интеграцию междисциплинарного проблемно-системного, личностно-ориентированного подходов к формированию коэволюционных ценностей как мировоззренческого ядра экологической культуры школьников, раскрывая взаимосвязь объективных и субъективных условий образовательного процесса. Формирование коэволюционных ценностей у учащихся в пространстве родной городской среды выступает как новая реальность, связанная с преданием образованию опережающей функции в реализации идей устойчивого развития человека и природы.

Об авторах

N. Vinokurova
НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
Россия


О. Глебова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия


О. Ефимова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия


Список литературы

1. Винокурова, Н.Ф. Биогеографический аспект изучения экологического краеведения в старших классах/ Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова, Е.Н. Нестерова //Биология в школе. - 2013. - № 1. - С. 42-47.

2. Винокурова, Н.Ф. Геоэкологическое образование: преемственность и инновации. / Н.Ф. Винокурова // География в школе. - 2012. - № 5. - С. 21-26.

3. Глебова, О.В. Городские ландшафты как средство формирования экологической культуры. / О.В. Глебова// География и экология в школе XXI века. - 2004. - № 4. - С.48-52.

4. Грачев, В.А. Экологическая культура и ноосферное мировоззрение - основа решения экологических проблем / В.А. Грачев // Экологический ежегодник. - 2014. - №7. - С. 2-5.

5. Замятин, Д.Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов / Д.Н. Замятин. - Спб.: Алетейя, 2003. - 331 с.

6. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - Спб.: Петрополис, 1996. - 415 с.

7. Каганский, В.П. Пространство в теоретической географии школы Б.Б. Родомана: итоги, проблемы, программа / В.П. Каганский // Изв. РАН, сер. географ. - 2009. - № 2. - С. 54-62.

8. Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода в контексте идей устойчивого развития / Под ред. В.А. Глуздова, Н.Ф. Винокуровой, В.В.Николиной. - Н.Новгород: ВВГАС, 2002. - 79 с.

9. Кочуров, Б.И. Культура природопользования: научный и образовательный аспект / Б.И. Кочуров, Н.Ф. Винокурова, В.М. Смирнова, О.В. Глебова, В.А. Лобковский // Проблемы региональной экологии. - 2014. - № 4. - С. 159-168.

10. Кочуров, Б.И. Программа курса «Основы геоэкологии (для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, 64 часа) / Б.И. Кочуров, Н.Ф. Винокурова. - 2002 - № 3. - 52 с.

11. Лещинская, В.В. Экологическая культура для устойчивого развития / В.В. Лещинская // Научные и технические библиотеки. - 2006. - №3. - С. 8.

12. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование / Н.М. Мамедов. - М. 1996. - 151 с.

13. Моисеев, Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование / Н.Н. Моисеев - М.: МНЭПУ, 1995. - 64 с.

14. Николаев, В.А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн ландшафта: учебное пособие / В.А. Николаев - М.: Аспект - Пресс, 2003. - 176 с.

15. Природный комплекс большого города (ландшафтно-экологический анализ). / Э.Г. Коломыц, Г.С. Розеньерг, О.В. Глебова и др.- М.: Наука, 2000. - 286 с.

16. Смирнова, О.В. Методологические основы изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании в контексте устойчивого развития// Вестник Мининского университета. - 2014. - № 2.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no6 (дата обращения: 23.03.2015).

17. Степанов, С.А. Рио +20 и модернизационный потенциал России: образовательный аспект / С.А. Степанов // Всетник экологического образования в России. - 2012. - №3. - С. 5-8.

18. Экология Нижнего Новгорода: Методическое пособие / Под ред. Н.Ф. Винокуровой. - Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2002. - 44 с.

19. Я в городском ландшафте. Методическое пособие / под ред. Н.Ф. Винокуровой. - Н.Новгород: ВВАГС, 2002. - 68 с.

20. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.

21. Ress, В. Bridging human and nature sciences inlandscape research / В. Ress, G. Tress, H. Decamps, A.-M. d'Hauteserre // Landscape and Urban Planning. - 2001. - № 57. - Р. 114-202.

22. Salter, C.L. Geographers. / C.L. Salter // The Cultural Landscape - 1974. - Vol. 64. - № 2197. - P. 189-192.


Просмотров: 95


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)