Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПРИОРИТЕТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОМПЛЕМЕНТАРНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО СОЦИОПРИРОДНОГО РАЗВИТИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье раскрываются основные современные приоритеты экологического образования как образования для устойчивого развития в контексте идей комплементарной стратегии освоения действительности. Обращается внимание на взаимосвязанные культурологический, средовый, проективный, коммуникативный дискурсы, определяющие инновационный характер образовательного процесса, направленный на формирование экологической культуры личности. Комплементарная стратегия основана на понимании взаимосвязи человека и окружающего его мира как единой и неразрывной средовой целостности. Взаимодействие человека и природы происходит в определенной культурной среде, поэтому определяющим в целях экологического образования являются коэволюционные ценности экологической культуры. Экологическая культура, выступая доминирующим фактором становления индивида как субъекта, способствует формированию у него взгляда на себя как творца нового экологосообразного мира. Мы рассматриваем формирование экологической культуры и, связанной с ней, экологической компетентности как социально значимых личностных качеств: от мировоззренческих и смысловых до рефлексивно-оценочных. Идеи опережающего развития системы непрерывного экологического образования, актуализируют востребованность проектирования как одного из центральных механизмов преобразования педагогической действительности и формирования культурно-экологической образовательной среды, в которой происходит таинство «будущетворения». Подчеркивается важность коммуникативного потенциала культурно-экологической образовательной среды.

Об авторах

G. Kamerilova
НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
Россия


E. Batalova
издательство «Алматыкитап» г.Алмаата, республика Казахстан
Россия


Список литературы

1. Введение в теорию устойчивого развития.- М.:СТУПЕНИ,2002.-240с

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С. Выготский Т.4. - М.:Просвещение,1984.

3. Демидова, Н.Н. Система формирования экологической компетентности на основе изучения живой природы урбанизированной среды мегаполиса: теоретико-методологические основы и методическая модель / Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова, А.В. Матвеева // Вестник Мининского университета. - 2014. - №2. - URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no6

4. Ермаков, Д.С. Экологическое образование: от изучения экологии - к решению экологических проблем / Д.С. Ермаков, И.Т.Суравегина.- Новомосковск: НФ УРАО,2005.-142с.

5. Заир-Бек, Е.С.Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: автореф. дисс.докт.пед.наук / Е.С.-Заир-Бек. - СПб.1995.-35с.

6. Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика / А.С.Запесоцкий. - СПб, 2002. - 278 с.

7. Инновации в географическом и экологическом образовании / под ред. Н.С. Касимова. - М.: МГУ, 2007. - 348 с.

8. Колесникова, И.А.Педагогическое проектирование. / И.А.Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. -М.: Издательский центр «Академия»,2007.-288с.

9. Камерилова, Г.С. Интерактивный потенциал культурно-экологической образовательной среды / ,С. Камерилова// Нижегородское образование. - 2013. - №4.- С.19-24.с.

10. Моисеев, Н.Н. Экология и образование/ Н.Н.Моисеев.- М.:»ЮНИСАМ»,1996.-192с.

11. Николина, В.В.Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: учебное пособие/ В.В. Николина, Г.П. Шалфицкая.-Н.Новгород: Изд-во ВВАГС,2002.- 72 с.

12. Никонорова, Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования (философско-социологический аспект проблемы): автореф.дисс. на соиск.уч.ст.д.философ.н. / Е.В. Никонорова. - М.,1994.

13. Огурцов, А.П. Постмодернизм в контексте новых вызовов науки и образования / А.П. Огурцоов//Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Философия. Филология».-2006.-№1(4).-С.3-27.

14. Педагогика: учебное пособие. /В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.-М.:Школа-Пресс,1998.-512с.

15. Современные эколого-образовательные стратегии: коллективная монография /Под ред. Г.С. Камериловой, Н.Д. Андреевой.- Н.Новгород, 2013.-307с.

16. Технологии коэволюционного взаимодействия субъектов в условиях формирования культурно-экологической образовательной среды региона: Учебное пособие. /Под ред. Н.Ф. Винокуровой.- Н.Новгород: ООО» Исток», 2013.-148с.

17. Урсул, А.Д. Универсальный эволюционизм: Концепции, подходы, принципы, перспективы / А.Д. Урсул, Т.А. Урсул. - М.:РАГС, 2007. - 324 с.

18. Формирование культурно-экологической среды региона: Коллективная монография.- Н.Новгород: НГПУ, 2012.-158с.

19. Education for Sustainable Development in the UNECE Region[Electronic resource].- http:// www. unece. org /env/ esd /welcome. Htm

20. Anderson Н (1997).Сonversation, language and possibilities:A postmodern approach to therapy.New York:Basic Book.


Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)