Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

В статье исследуется проблема профессионального самоопределения учащихся в современных социально-экономических условиях. Рассматриваются подходы к определению сущности профессионального самоопределения, раскрываются факторы его формирования, характерные особенности и типология. Экологические олимпиады авторы рассматривают в качестве ведущей формы профориентационной деятельности, оказывающей существенное влияние на результат профессионального самоопределения учащихся. Раскрываются цели, задачи, функции и уровни олимпиадного движения по экологии. На основе обобщения различных подходов к классификациям представлена типология олимпиад по экологии. Проанализированы подходы к отбору заданий различного уровня творческой активности в зависимости от вида олимпиады. Делается вывод о том, что участие школьников в экологических олимпиадах различных уровней способствует развитию творческой активности и становлению профессионального самоопределения будущего выпускника.

Об авторах

E. Krotova
НГПУ им. К. Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
Россия


О. Филатова
Пензенский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Богоявленская, Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С.35-41

2. Дубровина, И.В.Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики [Текст] / И.В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1991. - 232 с.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.

4. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: МПСИ, 2005. - 2016 с.

5. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.

6. Колесова, Е.В., Титов, Е.В., Резанов А.Г. Всероссийская олимпиада школьников по экологии [Текст] / науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПКиППРО, 2005. - 168 с.

7. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.

8. Кротова, Е.А. Готовим к экологической олимпиаде. Экологическая олимпиада как средство развития творческой активности школьников [Текст] / Е.А. Кротова. - Н. Новгород: НГПУ, 2011. - 80 с.

9. Кутугина, В.И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях [Электронный носитель] // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 11. - С. 20 - URL: http:// http:// www.rae.ru/use/section=content&op=show_article&article_id=7778476 (дата обращения: 19.04.2015)

10. Маркова, С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 3.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no3 (дата обращения: 13.03.2015)

11. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2014/15 учебном году [Электронный носитель] - URL: http:// http://education.tularegion.ru/netcat_files/9815 (дата обращения: 12.04.2015)

12. Николина, В.В. Метод проектов в географическом образовании В.В. [Текст] // География в школе. - 2001. - № 6. - С.37-43

13. Новик, И.Р., Орлов, Н.А. , Перевозчиков, А.И. , Тростин, В.Л. , Каширина, С.В., Марков, Д.М. Методические рекомендации по организации вузовской олимпиады по химии для школьников// Вестник Мининского университета. - 2014. - № 2.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no6 (дата обращения: 13.03.2015)

14. Попова, Л.В., Кураков А.В. Задания для олимпиад по экологии: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.В. Попова, А.В. Кураков. - М.: Изд-во Московского университета, 2011. - 96 с.

15. Положение о порядке организации и проведения городской олимпиады по экологии [Электронный носитель] - URL: http:// http://www.admgor.nnov.ru/upload/fc/af/9/

16. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: учебное пособие [Текст] / Н.С. Пряжников. - М.: МГППИ, 2007. - 97 с.

17. Рябцева, И.В. Предпрофильная подготовка школьников в системе географического образования [Текст]: автореф. дис. …докт. пед. наук / И.В. Рябцева. - СПб, 2011

18. Современные эколого-образовательные стратегии: коллективная монография [Текст] / под ред. Г.С. Камериловой, Н.Д. Андреевой. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. - 307 с.

19. Челнокова, Е.А., Набиев, Р.Б. Тьюторская деятельность педагога в условиях профессионального самоопределения школьников // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 1. - URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/1-9 (дата обращения: 18.04.2015)

20. Чистякова, С.Н., Родичев, Н.В. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования [Текст] / С.Н. Чистякова, Н.В. Родичев. - М.: Академия, 2007. - 176 с.

21. Экологические олимпиады для школьников [Текст] / Сост. Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина. - Н.Новгород: НГПУ, 1993. - 63 с.

22. Kiseleva N., Polzikova E. Observations of migrating Eurasian Cranes during public mass actions of the Russian Bird Conservation Union// Conference programme and Abstract volume of the VIIth European Crane Conference. 14-17 Okt. 2010, Stralsund, 2010. S. 51

23. Kiseleva N.Yu., Nekipelova O.A. The common crane as the subject of school students’ research activities in ecological camp /Scientific Absracts of Oral and poster contributions. VIII European Crane conference, Gallocanta Lake, 10 to 14 November 2014. Spain, 2014. P. 54


Рецензия

Просмотров: 440


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)