Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ОБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ОСНОВА БУДУЩЕГО ПРОГРЕССА

Полный текст:

Аннотация

В статье обосновывается актуальность образования как ключевого фактора создания более устойчивого общества и особо подчеркивается роль образования как важнейшего инструмента эффективного управления и развития демократии, необходимых для достижения устойчивого развития. В данной статье раскрыты научно-теоретические аспекты и ведущие тенденции концепции образования для устойчивого развития (ОУР), дано терминологическое понятие «Образование в интересах устойчивого развития», выделены цели и основополагающие принципы образования, отвечающие требованиям устойчивого развития общества. В публикации говорится о том, что образование и устойчивое развитие - два процесса, направленные в будущее и призванные обеспечить качественную жизнь нынешним и будущим поколениям. Цель образования для устойчивого развития - непрерывное профессионально личностное развитие человека, помогающее ему понять свои потенциальные возможности, сформировать способности разрешать жизненные и профессиональные ситуации, обеспечивающее повышение качества его жизни, необходимые для достижения гармонии между результатами общества, государства, обучающимися и требованиями устойчивого развития. Определены возможности и ограничения образования в интересах устойчивого развития с позиции его сохранения и развития.

Об авторах

Т. Николаева
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Россия


I. Bicheva
НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
Россия


Список литературы

1. Афанасьев, Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? / Ю.Н. Афанасьев // Вопросы философии. - 2000. - №7. - С. 37-42.

2. Беляков, C.A. Организационно-экономический механизм устойчивого развития системы высшего профессионального образования в условиях формирования национальных университетов, системообразующих и инновационных вузов / С.А. Беляков. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 136 с.

3. Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций / Отв. ред. Н.М. Мамедов. - М.: Ступени, 2002. - 240 с.

4. Всемирная конференция ЮНЕСКО по образованию в целях устойчивого развития [Электронный ресурс]. - Бонн, Германия, 2009. - URL: www.esd-world-conference-2009.org (дата обращения: 19.10.2014).

5. Доклад регионального совещания министров ЕЭК ООН по Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/documents/2001/ece/ac22/ece.ac.22.2001.2.r.pdf (дата обращения: 22.10.2014).

6. Доклад о ходе осуществления стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития [Электронный ресурс]. - URL: www.unece.org/env/esd/Implementa- tion/reportsGov/Rus.Federation.Ru.pdf (дата обращения: 19.10.2014).

7. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию [Электронный ресурс] / Документы Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/decl_wssd.pdf (дата обращения: 15.10.2014).

8. Кузнецов, О.Л. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе природа - общество - человек / О.Л. Кузнецов. - Санкт-Петербург: Гуманистика, 2001. - 616 с.

9. Кумбс, Ф. Г. Кризис образования в современном мире: Системный анализ / Ф.Г. Кумбс. - М.: Прогресс, 1970. - 293 с.

10. Михалев, А.С. Кризис мировой образовательной системы / А.С. Михалев // Инновационные образовательные технологии. - 2005. - №1. - С. 5-14.

11. Модернизация российского образования: документы и материалы / под ред. Э.Д. Днепрова. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 332 с.

12. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М.: Прогресс, 1989. - 372 с.

13. Образование для устойчивого развития: материалы Всероссийского совещания «Образование для устойчивого развития» / под ред. Н.С. Касимова, В.С. Тикунова. - Смоленск: Манжента, 2003. - 160 с.

14. Образование в интересах устойчивого развития: тез. докл. и презентаций XV Междунар. конф. - Санкт-Петербург: ООО «Открытый мир», 2009. - 386 с.

15. Россия на пути к образованию для устойчивого развития / под ред. Н.С. Касимова и С.М. Малхазовой. - М.: Геос, 2006. - 206 с.

16. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. - Вильнюс, 2005. - 22 с. [Электронный ресурс] / UNECE Information Service URL: http://www.unece.org/env/esd/Strategy&Framework.htm (дата обращения: 19.10.2014).

17. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхоева. - М.: Экономика, 2002. - 414 с.

18. Урсул, А.Д. Концепция опережающего образования и устойчивое развитие / А.Д. Урсул // Наука и образование в интересах устойчивого развития: сб. науч. тр. - МГАДА Москва, 2006. С.180-187.

19. Урсул, А.Д. Образование для устойчивого развития: инновационно-опережающие процессы [Электронный ресурс] / А.Д. Урсул // Официальный сайт Гуманитарно-экологического института. URL: http://www.mgeu.ru/razvitie/ursul (дата обращения: 10.11.2014).

20. Худин, А.Н. Устойчивое развитие образовательного процесса в высшем учебном заведении / А.Н. Худин // Мир образования - образование в мире. - 2005. - №4. - С. 146-158.


Просмотров: 139


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)