Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-3-6

Полный текст:

Аннотация

В данной статье говорится об актуальности развития творческой личности, способности к саморазвитию и самосовершенствованию и формирования профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна. Рассмотрены теоретические основы компетентностного подхода в высшем образовании, раскрыты сущность и структура общекультурной, профессиональной и специальной компетенций. 

Важной составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность, а для будущего педагога профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна – развитие умения и навыков творческой деятельности, творческого мышления, творческих способностей, которые авторами статьи рассматриваются как составляющие творческого компонента специальных компетенций для данного направления подготовки. Творческий компонент проявляется в творческом подходе к решению любых профессиональных задач.

В результате анализа теоретической литературы, стандартов, программ, практического опыта педагогов в данной области и своего опыта предложены педагогические условия эффективного развития творческого компонента специальных компетенций для профиля Декоративно-прикладное искусство и дизайн. Экспериментально проверены педагогические условия на практических занятиях, где студенты выполняли практико-ориентированные проекты в процессе их профессиональной подготовки, с которыми они приняли участие в различных творческих конкурсах и выставках.

В статье приведены примеры творческих проектов студентов, выполненных под руководством педагогов-практиков, народных мастеров Республики Бурятия.

Об авторе

И. Л. Дульчаева
Бурятский государственный университет
Россия

Дульчаева Ирина Львовна – кандидат педагогических наук, доцент.

670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а



Список литературы

1. Агарагимова В.К., Валиева П.О., Ибрагимова Р.Ю. Психолого-педагогические проблемы развивающей подготовки специалистов в педагогическом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2015. №5(54). С.6-7.

2. Базарова Т.С. Перспективы развития системы профессионального образования в современных условиях // Вестник БГУ. 2012. №1-2. С. 117-120.

3. Борытко Н.М. Теория обучения: учебник для студентов пед. вузов. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.

4. Будаева С.Д. Развитие творческого мышления подростков в процессе решения неопределенных проблемных ситуаций // Вестник БГУ. 2017. №1. С.67-73.

5. Воровщиков С.Г Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения. М., 2010.

6. Дульчаева И.Л. Модульная технология обучения как средство активизации самостоятельной учебной деятельности будущих педагогов дизайна // Вестник БГУ. 2009. №1. С. 214-219.

7. Дульчаева И.Л., Корытов Г.А. Компетентностно ориентированные задания как средство диагностики профессиональных компетенций студентов вуза // Вестник БГУ. 2016. №4. С. 72-76.

8. Дульчаева И.Л. Развитие учебно-познавательной компетентности студентов вуза на основе модульно-рейтингового обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2014. 21 с.

9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

10. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: вопросы образования. 1988. №1. С. 36-38.

11. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2017. Том 9, №1. C. 38-43.

12. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. М.: Дрофа, 2003.

13. Резникова Ю.Г. Развитие творческой самостоятельности будущих педагогов // Вестник БГУ. 2012. №1-2. С. 156-159.

14. Селезнёва Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.

15. Сидоренко В.Ф. Дизайнерские методы познания // ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. Дизайн в об разовательной системе. М.: ВНИИТЭ, 1994.

16. Фомицкая Г.Н. Проектная активность педагогов как условие повышения качества общего образования // Вестник БГУ. 2012. №1-2. С. 76-81.

17. Хутмахер В. Ключевые компетенции для Европы. Среднее образование для Европы // Доклад симпозиума в Берне, Швейцария, 27-30 марта 1996. Страсбург, 1997.

18. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002.

19. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед. ун-та, 1996.

20. Способы повышения мотивации к обучению [Электронный ресурс]. URL: http://www.spk.edu.ru/prepodavatelyam/364-sposoby-povysheniya-motivatsii-k-obucheniyu (дата обращения: 08.08.2017).


Просмотров: 185


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)