ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ В РОССИИ И В США. Часть 1: СТАДИЯ ЗАМЫСЛА
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-3-9
Аннотация
В статье представлены позиции ученых и результаты авторских исследований по проблемам организации научно-исследовательской деятельности в университетах России и Соединенных Штатов Америки. Рассмотрены мотивы выбора научной темы и личностные смыслы аспирантов к выполнению научного исследования. Определены механизмы выбора проблемы исследования и раскрыты функции научного руководителя и исследователя на стадии замысла научной работы. Авторами приведены и сопоставлены образовательные модели организации научного исследования студентов и аспирантов в России и в США. В статье также приведено содержание деятельности научных руководителей в ракурсе представленных моделей взаимоотношения их с молодыми исследователями на стадии выбора проблемы и темы исследования. Показаны источники научных проблем и способы описания проблемного поля исследования. Определено сходство и различие позиций научных руководителей в США и России по проблемам взаимодействия с молодыми исследователями в ходе подготовки их к защите диссертации. Статья представляет собой обсуждение результатов авторского исследования, проведенного в пяти вузах России и США.
Об авторах
Э. ЭвансСоединённые Штаты Америки
Эванс Элисон – PhD по общественно-политическим наукам, ассистент профессора общественно-политических наук
Е. Быстрицкая
Россия
Быстрицкая Елена Витальевна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики
Р. У. Арифулина
Россия
Арифулина Рамиля Умяровна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной педагогики
Список литературы
1. Александрова Н.М., Маркова С.М. Методика прогностических исследований профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. №3(11). С. 13.
2. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук// Развитие личности. 2008. №4. С. 186-197.
3. Бордовская Н.В., Краевский В.В. Фундаментальные и прикладные аспекты научной работы в области образования // Педагогика. 2005. №4. С. 119-121.
4. Быстрицкая Е.В., Дмитриев С.В., Неверкович С.Д., Воронин Д.И. Нужна ли смена методологических парадигм в системе образования в сфере физической культуры и спорта? // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 17 марта 2016 г.: в II т. Н.Новгород: Мининский университет, 2016.Т. 2. С. 14-37.
5. Ваганова О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании // Вестник Мининского университета. 2013. № 4.
6. Груздева М.Л., Чанчина А.В. Проектирование интегративно-педагогической системы в профессиональных учебных заведениях. Н. Новгород, 2009.
7. Дмитриев С.В., Неверкович С.Д., Воронин Д.И. Смысловое проектирование и программирование действий в контексте развития сознания образовательного субъекта // Мир психологии. 2015. №4. С. 185-187.
8. Зинченко В.П. Мысль и слово: подходы Л.С. Выготского и Г.Г. Шпета (часть 2) // Психологическая наука и образование. 2014. №1. С. 5-17.
9. Куличенко А.И., Сердцева О.А., Шпакова А.Е., Мамченко Т.В. Научно-исследовательская работа как фактор формирования профессиональной компетентности студентов средних профессиональных учебных учреждений // Молодой ученый. 2014. №19. С. 567-569.
10. Краевский В.В. Методологические характеристики научного исследования // Народное образование. 2010. №5. С. 135-143.
11. Краевский В.В. Научное исследование в педагогике и современность // Педагогика. 2010. №2. С. 13-20.
12. Маркова С.М., Седых Е.П. Теоретические основы проектного управления образовательными системами // Наука и школа. 2011. №3. С. 8-10.
13. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.И., Дворникова Е.И. Самостоятельная работа обучающихся в условиях реализации образовательных стандартов высшего образования // Успехи современной науки. 2016. Т. 1, №10. С119-124
14. Филатова О.Н., Прохорова М.П. Разработка методического сопровождения инновационной подготовки педагогов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4. С. 164.
15. Хуторской А.В. Научная школа человекосообразного образования: концепция и структура // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. №6. С. 4-11.
16. Хуторской А.В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения // Школьные технологии. 2012. №4. С. 36-47.
17. Цыплакова С.А. Теоретические основы проектного обучения студентов в вузе // Вестник Мининского университета. 2014. №1.
18. Aksenov S., Arifulina R., Bistrickaya E., Burkhanova Y., Voronin D. Expansion of professional pedagogical thinking of master’s students in conditions of practice // Man in India. 2017. Vol. 97. Issue 3. P. 187-198.
19. Bistrickaya E., Burkhanova Y., Grigorieva E., Ivanova S. Rhizome-modular teach-ingofstudents as a basis of their professional creative self-consciousness formation // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11(2). P. 85-94.
20. Evans A. Ingram A.L., Hathorn L.G., Educates chat on the Internet // Computers & Education. 2010. Vol. 35(1). P. 21-35.
21. Evans A., Sil R. Science and education in is modern the university // Computers & Education. 2014. Vol. 18(1). P. 121-131.
22. Science Resources Statistics. Arlington, 2005. P. 2.
23. Science and Engineering Indicators. P. A 5-9, A 5-10.
24. World Bank Urges Action on R and D // The Moscow Times. 2006. 26 March.