Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ И ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБУЧАЮЩИХ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ ПО ИТОГАМ МОНИТОРИНГА

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-3-11

Полный текст:

Аннотация

Статья отражает актуальную статистику о деятельности региональных ресурсных центров и образовательных организаций высшего образования, осуществляющих обучение лиц с ОВЗ и инвалидностью, полученную в ходе мониторинга. Одновременно с этим сформулированы исчерпывающие выводы о результатах апробации мониторинговых форм, которые были смоделированы и обсуждались профессиональным сообществом. Приведены примеры количественных данных и аналитических выводов по наиболее значимым показателям мониторинговых данных с учетом динамики. В статье затрагивается проблема доступности и качества высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Дана оценка проблем деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров. Описаны негативные факторы, влияющие на процессы высшего образования и профессионального развития лиц с ОВЗ и инвалидностью. Обозначен перечень возможных решений.

Об авторах

С. Н. Каштанова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Каштанова Светлана Николаевна – кандидат психологических наук, доцент



В. А. Кудрявцев
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Кудрявцев Владимир Александрович – кандидат психологических наук, доцент



Список литературы

1. Гуркина О.А., Новикова Е.М. Зарубежный опыт социальной и образовательной инклюзии людей с ОВЗ на примере исследования высшего образования // Современная зарубежная психология. 2014. №1. С.6-13.

2. Заир-Бек С.И., Беликов А.А., Сергеев Ю.Н. Региональные ресурсные центры как решение проблемы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему высшего образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №10(93). С. 108-111.

3. Карпушкина Н.В. Современные стратегии моделирования информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования в России // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22, №1. С. 161-168. doi:10.17759/pse.2017220118.

4. Кэрролл В. Инклюзивное образование в Великобритании: текущее состояние, перспективы и реализация // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 53-60.

5. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Мониторинг условий реализации инклюзивного высшего образования в вузах РФ [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №3. С.10. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/237 (дата обращения: 20.08.2017).

6. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Проблема кадрового обеспечения обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56(4). С. 181-190.

7. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Терминологическое поле понятия «безбарьерная дидактика» в системе инклюзивного высшего образования [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2017. №2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/a14/kudryavtsev1.pdf (дата обращения: 20.07.2017).

8. Медведева Е.Ю., Двуреченская О.Н. Мониторинг процесса и результатов инклюзивного высшего образования в России [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/236 (дата обращения: 28.07.2017).

9. Ольхина Е.А., Карпушкина Н.В., Двуреченская О.Н. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов: анализ зарубежного опыта // Современные научные исследования и инновации. 2016. №10(66). С. 498-509.

10. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе / под ред. Б.Б. Айсмонтаса: учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ. М.: МГППУ, 2013. 196 с.

11. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф., Гришина А.В. Оценка доступности и качества высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации // Научное мнение. 2017. №6. С. 78-86.

12. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2, №1. С. 115-126.

13. Perspectives on the historical treatment of people with disability [Electronic resource] // Teaching for Diversity and Social Justice. Second Edition / Edited by Maurianne Adams, Lee Anne Bell, Pat Griffin. New York: Routledge, 2007. P. 421-436. Available at: http://instructional1.calstatela.edu/dfrankl/CURR/kin385/PDF/History6of6Treatment6of6the Disabled.pdf (accessed: 15.01.2014).

14. Froumin I., Leshukov O. National-Regional Relationships in Federal Higher Education Systems: The case of Russian Federation [Electronic resource] // Higher education forum Hiroshima University. 2015. No.12. P. 77-94. Available at: https://www.hse.ru/org/persons/372992" l "sci (accessed: 11.07.2016).


Просмотров: 340


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)