Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗРОСЛЫХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ) В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМЫ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-3-16

Аннотация

Статья посвящена проблеме отношения взрослых участников образовательного процесса – учителей и родителей – к проводимой в стране реформе системы образования, понимания ими сути происходящих перемен.

Исследование проведено на базе ряда московских школ с использованием специально разработанного многопрофильного опросника, направленного на выявление позиций участников образовательного процесса по отношению к актуальным проблемам современной российской школы (функция школы как социального института современного общества; статус образования в системе общественных отношений; современные тенденции развития образования; профессионализм современного учителя;  взаимодействие семьи и школы; информационная среда школы). Помимо основного опросника респондентам предлагалось в свободной форме письменно ответить на вопрос «В чем, с Вашей точки зрения, состоит смысл нынешней реформы образования?»

Проведенное исследование показало, что позиции учителей и родителей по отношению к основным тенденциям развития российского образования обладают рядом существенных различий. Установлено, что современные учителя имеют нечеткую профессиональную идентичность, недостаточно хорошо осознают общественную значимость своей профессиональной деятельности, не в полной мере понимают роль образования как важнейшей социальной услуги. Позиция учителей в отношении основных направлений реформирования образования в целом является более консервативной, чем позиция родителей.

Родители, по сравнению с учителями, более активно и гибко реагируют на происходящие в школе перемены. Они демонстрируют отчетливую тенденцию к преодолению патерналистских установок в области образования, поддерживают изменения в содержании образования, являются сторонниками новаций, отвечающих критериям вариативности и доступности школьного обучения.

Несмотря на выявленные различия по  отношению к отдельным аспектам реформирования системы образования, в целом учителя и родители отрицательно оценивают проходящую реформу образования, подчеркивают ее разрушительный характер и не до конца понимают целевые ориентиры происходящих преобразований.

Об авторе

Е. Е. Данилова
ФГБНУ «Психологический институт РАО»
Россия

Данилова Елена Евгеньевна – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник.

Москва



Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 год [Электронный ресурс]. URL: http://cpmss-frn.edusite.ru/DswMedia/programma.pdf (дата обращения: 10.09.2017).

2. Лемуткина М. 68% московских семей берут репетитора уже в 9-м классе. Всё о репетиторах [Электронный ресурс] // Московский комсомолец. 26 марта 2017. URL: http://www.mk.ru/social/2017/03/26/68-moskovskikh-semey-berut-repetitora-uzhe-v-9m-klasse.html (дата обращения: 10.07.2017).

3. Морозов А. Министр образования против образовательных услуг [Электронный ресурс] // Новая газета. 31.08.2016. URL: http://www.ng.ru/education/2016-08-31/2_ministr.htm (дата обращения: 08.07.2017).

4. Солдатова Г., Чекалина А. Интернет глазами детей и подростков [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. 2009. Вып. 1. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/1/city-children-in-internet_1.pdf (дата обращения: 12.07.2017).

5. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 47-56.

6. Филиппова Д. Учителя не справляются с хулиганами и гениями [Электронный ресурс] // Известия. 14 марта 2017. URL: http://iz.ru/news/670534 (дата обращения: 14.07.2017).

7. SuperJob: Почти половина учеников старших классов в России занимаются с репетиторами [Электронный ресурс] // URL: http://mel.fm/novosti/194358-27-rossyskikh-shkolnikov-zanimayutsya-s-repetitorami (дата обращения: 10.07.2017).


Рецензия

Просмотров: 763


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)