Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

УЧЕНИЕ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ СУЩНОСТЬЮ И ЭНЕРГИЯМИ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-3-18

Полный текст:

Аннотация

В статье исследуется учение св. Василия Великого о различии между сущностью и Божьими энергиями, возникшее в ходе его многолетней борьбы с ересью ариан, основной богословский принцип которых сводился к тому, что Бог-Сын не рожден, а лишь сотворён Богом-Отцом.  Бог-Сын есть первородная, но все-таки  тварь, и, следовательно, не есть Бог. Учение св. Василия возникает, строго говоря, как реакция на ересь Евномия, одного из наиболее радикальных последователей Ария. Согласно Евномию, Сын ни в чем не подобен Отцу и, следовательно, не подобен по сущности. Бог есть всецело познаваемый и абсолютно прост. Чтобы «примирить» абсолютную непознаваемость Бога с Его познаваемостью, сложность и множественность Бога с абсолютной Его простотой, св. Василий выделяет два состояния существования Бога, а именно: существование «в сущности» и существование «вне сущности», отделяя, таким образом, Божью сущность от Его многочисленных действий и свойств, под которыми он понимает энергии. Бог всецело непознаваемый по своей сущности, становится познаваемым по Своим многочисленным действиям и энергиям. Бог абсолютно прост по своей сущности, но сложен и многообразен по Своим многочисленным действиям.

Об авторе

Д. В. Воробьев
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Воробьев Дмитрий Валерьевич – доктор философских наук, профессор кафедры философии и общественных наук



Список литературы

1. Антропология восточно-христианской богословской мысли. СПб.: Никея, 2009. Т. 1. 672 c.

2. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Минск: Харвест, 2008. Т. 3., Т. 4. 767 с.

3. Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2013. 464 с.

4. Василий Великий. Против Евномия // Творения: в 3-х томах. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. Т. 1. 1136 с.

5. Василий Великий. К Амфилохию Иконийскому // Творения: в 3-х томах. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. Т 2. 1232 с.

6. Григорий Нисский. Опровержение Евномия // Догматические сочинения. Краснодар: Текст, 2006. Т. 2. 448 с.

7. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры // Источник знания. СПб.: Наука, 2006. 357 с.

8. Киприан Керн. Антропология св. Григория Паламы. Киев: Общество любителей православной литературы, 2005. 613 с.

9. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М.: Эксмо, 2006. 672 с.

10. Лосский В.Н. Боговидение. М.: АСТ, 2003. 759 c.

11. Флоровский Г. В. Восточные отцы церкви. М.: АСТ, 2003. 637 с.

12. Russell Bertrand. A History of Western Philosophy, page xi. Simon & Schuster, 1972. P. 333.

13. Serafim Sobolev. New composition about Sofia of God's Wisdom. Jordanvill. N.Y. (USA): Holy Trinity Monastery, 1993. P. 269.


Просмотров: 140


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)