Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

УТРО В ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЕ А.П.ЧЕХОВА

Полный текст:

Аннотация

В статье исследуется художественно-речевая система А.П.Чехова, выявляется специфика индивидуального мировосприятия, реализованного в языке писателя. Изучение лексико-семантической системы языка проводится с помощью полевой методики. Полевой подход позволяет эксплицировать авторское мировоззрение, выявить специфику его ценностной ориентации и языковых приоритетов, особенностей индивидуально-авторского словоупотребления. Лексема “Утро” в творчестве писателя обладает большой частотностью употребления в художественных текстах писателя, связана с основными категориями мироощущения автора (красота, радость жизни), подвергается семантическим трансформациям в контексте. Слово утро характеризуется сложной семантической структурой и имеет индивидуально-авторское значение: наряду с номинативным значением 'время суток после ночи перед началом дня', 'начало дня, первые часы дня' обладает традиционным поэтическим значением 'начало, первый период чего-нибудь' и символическим - 'время радости и благодати'.

Об авторе

К. Кочнова
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия
Россия

кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и культуры,

Нижний Новгород



Список литературы

1. Анисимова Р.В. Отражение категории времени как одного из элементов картины мира // Сб.науч.тр. / МГПИЯ им.М.Тореза. Вып. 341. М., 1989. С. 66-71.

2. Дейк Т.А. Ван. Изучение дискурса // Дискурс как структура и процесс. -Лондон; Нью-Дели, 1997. С. 3-5.

3. Кочнова К.А. Лексико-семантическое поле «осень» в художественной речевой системе А.П.Чехова // Вестник Мининского университета. 2014. № 2.- URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=2 (дата обращения 07.08.2015)

4. Кочнова К.А. Вопросы изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 (39). С. 51-54. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8328.

5. Кочнова К.А. Дифференциация понятия «Лексико-семантическое поле» в рамках изучения языковой картины мира // Филология и литературоведение. 2015. № 5 (44). [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2015/05/1370.

6. Кочнова К.А. К вопросу об изучении языковой картины мира писателя (на примере анализа лексико-семантического поля «Лето» в художественной речевой системе А.П.Чехова) // Вестник Мининского университета. 2013. № 4.- URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2013&issue=4 (дата обращения 07.08.2015)

7. Кочнова К.А. Лексико-семантическое поле «Природное время» в языковой картине мира А.П.Чехова: автореф. дис…канд.филол.наук. Н.Новгород: ННГУ, 2005. 22 с.

8. Кочнова К.А. Моделирование пейзажа в практике школьного преподавания: лингвистический аспект // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1-1 (41). С.45-48. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/8818.

9. Кочнова К.А. Ночь в языковой картине мира А.П.Чехова // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 393. С. 28-36.

10. Кочнова К.А. Образ зимы в индивидуально-речевой системе А.П.Чехова// Вестник Мининского университета. 2014. № 4.- URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (дата обращения)

11. Кочнова К.А. Природное время в языковой картине мира писателя: к проблеме исследования // Филология и литературоведение. 2015. № 2 (41). С. 3-7.

12. Кочнова К.А. Языковая модель пейзажа писателя: аспекты исследования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-1 (45). С.115-117.

13. Кочнова К.А. Языковая модель пейзажа А.П.Чехова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3-2 (45). С.117-120.

14. Милых М.К. Некоторые особенности языка и творческой манеры Чехова // А.П.Чехов. Вып. 2. Ростов, 1960.

15. Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. М.-Л., 1948-1965.

16. Толковый словарь русского языка в 4-х т. /Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935-1940.

17. Ульман С. Семантика. Введение в науку смысла. Оксфорд: Блэквелл, 1964.

18. Фортунатов Н.М. Архитектоника чеховской новеллы (Спецкурс). Горький, 1975. 110 с.

19. Чанчина А.В Проблемы мотивированности и членимости слов с «десемантизированным» корнем (на материале современного русского языка): дис.. канд.филол.наук. Н.Новгород: ННГУ, 2010.

20. Чанчина А.В. Лингвистические факторы десемантизации корня // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 1. С. 272-275.

21. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30-ти т. / АН СССР Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1974-1983.


Просмотров: 71


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)