Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-1

Полный текст:

Аннотация

Введение: в статье рассматриваются вопросы значимости систем управления учебным процессом и роль интерактивных форм обучения в преподавании отдельных учебных дисциплин. Проанализирована значимость использования систем управления обучением (к которым относится модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда – Moodle и веб-сервис COMDI) в процессе современного обучения на основе интерактивных форм взаимодействия тьюторов и студентов. В статье рассмотрены модели сетевого взаимодействия на основе использования COMDI в рамках работы тьюторов, а также передовой отечественный опыт использования систем такого класса. Приведен пример организации семинара в рамках использования Moodle в Мининском университете г. Нижнего Новгорода. 

Материалы и методы: при написании статьи использовались следующие методы – анализ отечественной и зарубежной литературы, сравнительный анализ, педагогический эксперимент.

Результаты исследования: статья содержит результаты использования системы Moodle на занятиях и во внеаудиторной работе, включая самостоятельную работу студентов. Приведенные в статье примеры использования системы Moodle при изучении информатики доказывают, что усвоение студентами учебного материала одинаково эффективно как при изучении материала в аудитории с тьютором, так и в ходе изучения и выполнения интерактивных заданий на базе платформы Moodle. Проведен анализ предпосылок появления интерактивных технологий как способа взаимодействия студентов и тьютора, рассмотрены основные виды и достоинства интерактивных технологий в образовании, определены основные требования к студентам, обеспечивающие успешность обучения с использованием интерактивных технологий, отмечена особая важность применения интерактивных технологий на занятиях в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Обсуждение и заключения: интерактивное обучение обладает  большим образовательным и развивающим потенциалом, способным обеспечить максимальную активность учащихся и их вовлеченность в образовательный  процесс.

Об авторах

А. В. Поначугин
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет).
Россия

доцент, кандидат экономических наук.

603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1.



Ю. Н. Лапыгин
Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (Владимирский филиал РАНХиГС).
Россия

профессор, доктор экономических наук.

600017, Россия, г. Владимир, ул. Горького, д. 59А. 

 



Список литературы

1. Александрова Л.Д., Трушникова Е.Л. Управленческие аспекты виртуализации образования // Экономика и управление. 2016. №2(58). С. 117-122.

2. Ананишнев В.М. Информационные технологии в системе управления образованием // Системная психология и социология. 2015. №1(13). С. 94-103.

3. Артюхина М.С. Интерактивное взаимодействие как основа образовательной среды вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17006 (дата обращения: 20.10.2017).

4. Бабикова Н.Н. Проектирование результатов обучения с использованием модифицированной таксономии Блума // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. №46. С. 77-84.

5. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения // Научный диалог. 2017. №1. С. 227-243.

6. Вендина А.А., Киричек К.А. Применение интерактивных методов обучения при переподготовке учителей математики в контексте реализации требований профессионального стандарта педагога // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4, №2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN216.pdf (дата обращения: 20.10.2017).

7. Вендина А.А., Малиатаки В.В. Особенности подготовки будущих учителей математики в контексте требований профессионального стандарта педагога // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. Казань: Издательство «АЭТЕРНА», 2015. С. 153-156.

8. Витевская О.В. Применение интерактивных методов в образовании // Материалы МНПК «Перспективы развития науки и образования». Тамбов, 2015. С. 36-37

9. Витевская О.В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов // Инфокоммуникационные технологии. 2015. Т. 13, №1. С. 100-103.

10. Гараева С.В., Васильева А.А. Дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения // Научный диалог. 2016. №2(50). С. 249-261.

11. Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. Казань, 1969. Вып. 67. Сб. 2. Ч. 1. С. 32-34.

12. Голубкова О.А. Использование активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. СПб., 1998. 42 с.

13. Деева Е.М. Применение современных интерактивных методов обучения в вузе: практикум. Ульяновск: УлГТУ, 2015. 116 с. URL: http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2016/5.pdf (дата обращения: 20.10.2017).

14. Ибрагимова М.Ш. Повышение качества образования в вузах при внедрении интерактивных образовательных технологий // Молодой ученый. 2017. №21. С. 419-420. URL: https://moluch.ru/archive/155/43808 (дата обращения: 20.10.2017).

15. Ибрагимова Л.А. К вопросу применения электронных образовательных ресурсов в обучении специалистов среднего звена // Среднее профессиональное образование. 2017. №1. С. 55-57. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28790403_48506753.pdf (дата обращения: 20.10.2017).

16. Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. СПб.: КАРО, 2015. 128 с.

17. Кругликов В.Н., Оленникова М.В. Интерактивные образовательные технологии: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 353 с.

18. Кулинич Г.С., Николина В.В. Географические игры в обучении и воспитании школьников: методическое пособие. Горький: ГОООПО, 1990. 84 с.

19. Миэринь Л.А., Быкова Н.Н., Зарукина Е.В. Современные образовательные технологии в вузе: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. 169 с.

20. Моор П.К., Моор С.М. Виртуальное взаимодействие в современном образовательном пространстве // Электронное образование: перспективы использования SMART-технологий: материалы III Международной научно-практической видеоконференции (г. Тюмень, 26 ноября 2015 г.) / под ред. С.М. Моор. Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. 170 с. URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2015/10/confcdo2015.pdf (дата обращения: 20.10.2017).

21. Полюшкевич О.А. Парадоксы солидарности в информационном обществе // Культура и взрыв: социальные смыслы в трансформирующемся обществе: материалы VII Всероссийской научной Интернет-конференции. Иркутск, 2015. С. 44-51.

22. Третьяк Т.М. Модели сетевого взаимодействия педагогов и учащихся на основе web-сервиса // Открытое образование. 2012. №1. С. 84-90. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18353354_84578988.pdf (дата обращения: 20.10.2017).

23. Харханова Г.С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 1999. 142 с.

24. Чудновская И.Н. Коммуникативное образование в обществе знания: проблема обучения пониманию // Коммуникация как дисциплина и область знания в современном мире: диалог подходов: сборник статей и выступлений участников международной научной конференции. М.: НИУ ВШЭ, 2015. С. 168-176.

25. Ajeenkya D., Patil Y., Dr. Gagandeep Nagra and Dr. Gopal R. A Study on Total Quality Management in Higher Education // International Journal of Management. 2014. №5(5). P. 1-6.

26. Bernard M., Mills M., Friend C. Male and female attitudes toward computer- mediated group interactions // Usability News. 2000. Vol. 2(2).

27. Charles C. Bonwell and James A. Eison, Active Learning: Creating Excitement in the Classroom. Available at: https://www.ydae.purdue.edu/lct/hbcu/documents/Active_Learning_Creating_Excitement_in_the_Classroom.pdf (accessed: 20.10.2017).

28. Computers and the Internet. Available at: https://www.allthingstopics.com/computers-and-internet.html (accessed: 25.11.2017).

29. David W. Johnson, Roger T. Johnson and Karl A. Smith. Cooperative Learning: Increasing College Faculty Instructional Productivity: ASHE-ERIC Higher Education Report. Wiley, 1991.

30. Dr. Abdus K., Thiyagarajan Samad and R. TQM In Higher Education – A Conceptual Model To Achieve Excellence In Management Education // International Journal of Management. 2015. №6(1). P. 634-645.

31. Dupuy A., Izhutkin V., Pickl S., Tschiedel R. Judgment Based Analysis via an Interactive Learning Software for Modern Operations Research Education and Training // Proceedings of the International Conference for Operations Research (Selected Papers). Berlin, Heidelberg: Springer Verlag, 2011. P. 623-628.

32. Web Search Tools: Here Are The Basics. Available at: https://www.lifewire.com/web-search-tools-3482485 (accessed: 25.11.2017).

33. Kenneth D. Moore. Classroom Teaching Skills. Random House, New York, 2011.

34. Notess G.R. Search Engine Features Chart. Available at: http://www.notess.com/search/features/ (accessed: 20.10.2017).

35. Patricia K. Cross and Thomas A. Angelo. Classroom Assessment Techniques: a Handbook for for College Teachers. San Francisco, California, 2012.

36. Peter J. Frederick. Student Involvement: Active Learning in La rge Classes // Teaching Large Classes Well. Edited by M.G. Weimer. San Francisco, 2014.

37. A Pilot Translation Collaboration with Digital October in Russia. Available at: https://blog.coursera.org/a-pilot-translation-collaboration-with-digital/ (accessed: 25.11.2017).

38. Rita Silverman & William M. Welty. Teaching With Cases // Journal on Excellence in College Teaching. 2012. №1.

39. Shneiderman B. Designing information-abundant web sites: issues and recommendations // J. Human–Computer Studies. 1997. Vol. 47. P. 5-29. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.25.7742&rep=rep1&type=pdf (accessed: 25.11.2017).

40. Zillion. Онлайн-обучение. Дистанционное обучение в вузах России. URL: http://zillion.net/blog/28/distantsionnoie-obuchieniie-v-vuzakh-rossii(дата обращения: 20.10.2017).


Просмотров: 376


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)