Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛАТФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ В ВУЗЕ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-2

Полный текст:

Аннотация

Введение: в статье рассматриваются вопросы создания современной цифровой среды управления образовательными программами в вузе. Реализация новой модели управления образовательными программами в вузе требует создания единой электронной платформы управления образовательными программами, интегрированной в электронную информационно-образовательную среду вуза, включающую в себя компоненты по управлению содержанием, процессом, ресурсами, контингентом, финансами и качеством основных профессиональных образовательных программ. Под единой электронной платформой управления образовательными программами будем понимать совокупность информационных, образовательных, организационных, управленческих решений, обеспечивающих интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса, направленное на эффективное управление образовательными программами в вузе.

Материалы и методы: при написании статьи использовались следующие методы – теоретико-методологический анализ и синтез имеющейся специальной отечественной и зарубежной научно-методической литературы, концептуальный анализ научных статей и публикаций по теме; изучение и обобщение как отечественных, так и зарубежных разработок и внедрения проектов по созданию цифровых сред в управлении образованием; применение методов обобщения, сравнения, прогнозирования.

Результаты исследования: сформулированы принципы построения единой электронной платформы управления образовательными программами в вузе, предъявляемые к электронным сервисам и необходимые для их интеграции в состав информационно-образовательной среды: открытости, интегрированности, интерактивности, персонификации, нелинейности. Разработана система сервисов единой электронной платформы управления образовательными программами, включающая в себя: «Личный кабинет руководителя ОПОП», «Профиль научно-педагогического работника», «Карта личностно-профессионального развития студентов», «Оценка рентабельности ОПОП», «Оценка эффективности ОПОП».

 Обсуждения и заключения: создание единой электронной платформы управления образовательными программами в вузе позволит оптимизировать процессы администрирования образовательных программ и повысит качество сервисных функций для студентов, научно-педагогического персонала и сотрудников вуза.

Об авторах

Э. К. Самерханова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия

Самерханова Эльвира Камильевна - заведующий кафедрой прикладной информатики и информационных технологий в образовании, дjоктор педагогических наук, профессор.

Нижний Новгород.



З. У. Имжарова
Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова.
Казахстан

Имжарова Зауреш Убайдуловна - руководитель Инновационного центра педагогического образования.

 г. Актюбинск.



Список литературы

1. Баранова Н.В. Управление образовательной программой высшего образования как особый вид профессиональной деятельности (анализ профессионального стандарта «Педагог профессионального образования») // Педагогический журнал. 2016. №4. C. 175-186.

2. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Управление основной профессиональной образовательной программой в условиях информационно-образовательной среды на базе облачных технологий // Вестник Мининского университета. 2016. №4.

3. Демидова Н.Н. Новый дизайн основных профессиональных образовательных программ в контексте конструирования инновационной научно-образовательной среды вуза // Вестник Мининского университета. 2016. №4.

4. Деева Е.М. Применение современных интерактивных методов обучения в вузе: практикум. Ульяновск: УлГТУ, 2015. 116 с. URL: http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2016/5.pdf (дата обращения: 07.11.2017).

5. Казанская О.В. От дистанционного обучения к электронному // Информационные технологии в образовании. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. №1(17). С. 4-5.

6. Каракозов С.Д., Сулейманов Р.С., Уваров А.Ю. Ориентиры развития цифровой образовательной среды Московского педагогического государственного Университета // Наука и школа. 2014. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/orientiry-razvitiya-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-moskovskogo-pedagogicheskogo-gosudarstvennogo-universiteta (дата обращения: 25.11.2017).

7. Комелина Е.В., Гусакова Т.М. Использование технологий Web2.0 в учебном процессе вуза // Преподавание информационных технологий в России: Открытая всероссийская конференция. URL: http://www.it-education.ru/2009/reports/Komelina_Gusakova.htm (дата обращения: 25.11.2017).

8. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы. URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 25.11.2017).

9. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Сетевые сервисы для построения информационно-коммуникационной предметной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51-3. С. 144-150.

10. Курылёва О.И., Огородова М.В. Экономическая оценка эффективности основной профессиональной образовательной программы в рамках реализации проекта «Оценка эффективности ОПОП: модели управления» // Вестник Мининского университета. 2016. №4.

11. Логинов М.П., Гончарова Н.А. Использование проектной методологии для управления образовательными программами в вузе // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. №4(33). С. 253-259.

12. Моор П.К., Моор С.М. Виртуальное взаимодействие в современном образовательном пространстве // Электронное образование: перспективы использования SMART-технологий: материалы III Международной научно-практической видеоконференции (г. Тюмень, 26 ноября 2015 г.) / под ред. С.М. Моор. Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. 170 с. URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2015/10/confcdo2015.pdf (дата обращения: 25.11.2017).

13. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: монография / А.А.Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова. Н. Новгород, 2015. 296 с.

14. Паршукова Г.Б. Электронное обучение в эпоху Web 2.0 // Электронное обучение в традиционном университете. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. С. 120-124.

15. Песоцкий Ю.С., Баранова Н.В. Кто должен управлять образовательной программой вуза? (постановка проблемы) // Современные проблемы науки и образования. 2016. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25154 (дата обращения: 04.04.2017).

16. Самерханова Э.К. Моделирование компонентов системы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2016. №4.

17. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного смешанного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. 2014. №8. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/758/Педагогическое%20образование%20в%20России_8_2014_ст.%2010.pdf (дата обращения: 25.11.2017).

18. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ. Cт.11. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.11.2017).

19. Федоров А.А. Три шага к публичной образовательной корпорации // Аккредитация в образовании. 2013 №7(67). С.26-28

20. Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения: учебно-методическое пособие. Н. Новгород, 2010. 30 c.

21. Шкунова А.А., Плесовских Г.А. «Организация личного труда»: исследовательский проект самостоятельной работы будущих педагогов // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4, №3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/40PDMN316.pdf (дата обращения: 25.11.2017).

22. Ajeenkya D., Patil Y., Dr. Gagandeep Nagra and Dr. Gopal R. A Study on Total Quality Management in Higher Education // International Journal of Management. 2014. Vol. 5(5). P. 1-6.

23. Barot C., Lourdeaux D., Burkhardt J.-M., Amokrane K. V3S: A Virtual Environment for Risk Management Training Based on Human-Activity Models // Presence Teleoperators & Virtual Environments. 2013. Vol. 22(1). P. 1-19. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.886.7920&rep=rep1&type=pdf (accessed: 25.11.2017).

24. Bernard M., Mills M., Friend C. (2000). Male and female attitudes toward computer- mediated group interactions // SURL: Software Usability Research Laboratory Wichita State University. 2000. 8 July. Available at: http://usabilitynews.org/male-and-female-attitudes-toward-computer-mediated-group-interactions/ accessed: 25.11.2017).

25. Filippova N. The formation of information culture of senior pupils in the process of professional training by means of case technology. Available at: https://otik.uk.zcu.cz/bitstream/11025/21431/1/Filippova.pdf (accessed: 25.11.2017).

26. Johnson David W., Johnson Roger T., Smith Karl A. Cooperative Learning: Increasing College Faculty Instructional Productivity: ASHE-ERIC Higher Education Report. 1991. №44. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED343465.pdf (accessed: 25.11.2017).

27. Abdus Samad K., Thiyagarajan R. TQM In Higher Education – A Conceptual Model To Achieve Excellence In Management Education // International Journal of Management. 2015. Vol. 6(1). P. 634-645. Available at: http://www.iaeme.com/MasterAdmin/UploadFolder/TQM%20IN%20HIGHER%20EDUCATION%20A%20CONCEPTUAL%20MODEL%20TO%20ACHIEVE%20EXCELLENCE%20IN%20MANAGEMENT%20EDUCATION/TQM%20IN%20HIGHER%20EDUCATION%20A%20CONCEPTUAL%20MODEL%20TO%20ACHIEVE%20EXCELLENCE%20IN%20MANAGEMENT%20EDUCATION.pdf (accessed: 25.11.2017).

28. Dupuy A., Izhutkin V., Pickl S., Tschiedel R. Judgment Based Analysis via an Interactive Learning Software for Modern Operations Research Education and Training // Proceedings of the International Conference for Operations Research (Selected Papers). Berlin, Heidelberg: Springer Verlag, 2011. P. 623-628.

29. Web Search Tools: Here Are The Basics. Available at: https://www.lifewire.com/web-search-tools-3482485 (accessed: 25.11.2017).

30. Gendina N.I. Information Culture, Media and Information Literacies in Russia: Theory and Practice, Problems and Prospect // Kurbanoğlu S., Grassian E., Mizrachi D., Catts R., Špiranec S. (eds) Worldwide Commonalities and Challenges in Information Literacy Research and Practice. ECIL 2013. Communications in Computer and Information Science. 2013. Vol. 397. P. 258-267. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-03919-0_33.

31. Lоpatina N.V. The mоdern infоrmatiоn culture and infоrmatiоn warfare // Scientific and Technical Infоrmatiоn Prоcessing. 2014. Vol. 41. Issue 3. P. 155-158.

32. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Students' network project activities in the context of the information educational medium of higher education institution // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Issue 11. P. 4578-4586.

33. Vinоkur A.I. Infоrmatiоn technоlоgies in culture and educatiоn: image prоcessing issues Mоdern // Applied Science. 2015. Vol. 9. Issue 5. P. 314-322.

34. Bonwell Charles C., Eison James A. Active Learning: Creating Excitement in the Classroom. 1991. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED336049.pdf (accessed: 25.11.2017).

35. Computers and the Internet. Available at: https://www.allthingstopics.com/computers-and-internet.html (accessed: 25.11.2017).

36. Notess G.R. Search Engine Features Chart // Search Engine Showdown. Available at: http://www.notess.com/search/features/ (accessed: 25.11.2017).

37. Frederick Peter J. Student Involvement: Active Learning in Large Classes // New Directions for Teaching and Learning. 1987. Vol. 32. P. 45-56. DOI: 10.1002/tl.37219873207.

38. A Pilot Translation Collaboration with Digital October in Russia. Available at: https://blog.coursera.org/a-pilot-translation-collaboration-with-digital/ (accessed: 25.11.2017).

39. Shneiderman B. Designing information-abundant web sites: issues and recommendations // J. Human–Computer Studies. 1997. Vol. 47. P. 5-29. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.25.7742&rep=rep1&type=pdf (accessed: 25.11.2017).


Просмотров: 433


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)