Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-4

Полный текст:

Аннотация

Введение: Статья посвящена актуальной теме – учебной проектной деятельности студентов. Особая значимость этого вида деятельности заключается в его направленности на повышение качества формирования общих и профессиональных компетенций и применение их на практике. Проектная деятельность как разновидность профессионально-педагогической деятельности формировалась достаточно длительный период. В данной статье авторы представляют опыт организации проектной деятельности  в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы 38.03.02 – Менеджмент.

Материалы и методы: Теоретические основы исследования, его цель и задача определили методы исследования, которые оказали наибольшую помощь в изучении проектной деятельности. Это методы системного анализа, статистические (нормативный, сравнительный, метод отслеживания изменений), опроса (анкетирование).

Результаты исследования: Организация экспериментальной работы была направлена на получение статистических данных о готовности студентов 1-3 курсов к выполнению двух категорий проектов, составляющими которых являются исследовательская, аналитическая, исполнительская, коммуникативная и рефлексивная деятельность. Анализ системы проектной деятельности показал, что все ее компоненты способствуют развитию общих и профессиональных компетенций. Готовность студентов к проектной деятельности повышалась с каждым курсом с приобретением новых знаний, умений и навыков, опыта проектной деятельности.

Обсуждение и заключения: Результаты экспериментальной работы помогли проследить динамику осознания студентами значимости и необходимости учебной проектной деятельности в вузе для развития творческого мышления  и саморегуляции, для быстрой адаптации в организации. Анализ данных исследования обозначил условия повышения  эффективности проектной деятельности, а также определил деятельность преподавателя как последовательную ориентацию на достижение студентами навыков самостоятельной проектной работы.

Об авторах

А. А. Шкунова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия

Шкунова Анжелика Аркадьевна – кандидат педагогических наук, доцент, кафедры инновационных технологий менеджмента.

Нижний Новгород.



К. А. Плешанов
Национальный исследовательский университет («МЭИ»).
Россия

Плешанов Константин Александрович – кандидат технических наук, доцент кафедры паровых и газовых турбин.

Москва.



Список литературы

1. Асакаева Д.С. Проектная культура субъектов образования как необходимая составляющая педагогического проектирования. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/920149 (дата обращения: 07.11.2017).

2. Асакаева Д.С. Условия и алгоритм эффективного педагогического проектирования в школе // Научное мнение. 2016. №6-7. С.72-75.

3. Белова Т.А. Соответствие положений проектной деятельности ее фактическому использованию педагогами-практиками // Международный журнал экспериментального образования. 2010. №5. С. 89-91.

4. Васенина Н.Л. Методическая готовность учителя как условие успешности проектной деятельности учащихся на уроках технологии в условиях обновления образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.6, №1(18). С. 36-40.

5. Долматова Л.А. Методика и условия развития проектной культуры педагогов на основе концепции «Управление знаниями» // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2016. №2(31). С. 122-128.

6. Каримова Л.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к разработке и реализации культурно- просветительских проектов // Современные проблемы науки и образования. 2016. №2. С 261.

7. Крылов Д.А. Проектно-технологическая культура педагога: факторы актуализации, сущность феномена, концептуальные идеи и возможные модели реализации содержания // Современные наукоемкие технологии. 2016. №2-2. С. 334-341.

8. Кулешова С.С., Шкунова А.А. Технологии коммуникативного взаимодействия в системе педагогического менеджмента // Инновационные технологии управления: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Н.Новгород, 2014. С.125-130.

9. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Индивидуальные и групповые задания проектного типа // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2015. №1(1). С. 47-63.

10. Маибуров А.Г., Писнова О.Ю. Педагогическое управление проектной деятельностью учащихся в дополнительном образовании // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2016. №1. С. 76-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26184952 (дата обращения: 07.11.2017).

11. Маркова С.М., Горлова В.Г. Проектировочная деятельность педагога как творческий процесс // Вестник Мининского университета. 2014. №3. С. 3-7.

12. Меримянина Е.Н. Тренинг командообразования в студенческой среде как важный коммуникативный фактор //Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. №9-5. С. 99-104.

13. Метелева А.И., Метелева Т.Ю. Метапредметная проектная деятельность как эффективный способ мотивации познавательного интереса // На путях к новой школе. 2016. №1. С. 61-62.

14. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Н.Новгород, 2015. 478 с.

15. Мулина О.Н. Проектная деятельность как средство формирования компетенций инновационной деятельности у будущих педагогов // Научный поиск. 2014. №2.4. С. 20-23.

16. Прохорова М.П., Шкунова А.А. Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №1-0. С. 106-109.

17. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Вариативность основных профессиональных образовательных программ как механизм обеспечения реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся // Вестник Мининского университета. 2016. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/352/samerkhanova (дата обращения: 14.11.2017).

18. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Инновационные подходы к развитию персонала в контексте управления знаниями // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №7 (часть 4). С. 648-651.

19. Смагина Е.А. Формирование профессиональных компетенций в проектной деятельности у будущих бакалавров педагогического образования как актуальная педагогическая проблема // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. №3. С. 28-32.

20. Толстенева А.А., Голубева О.В. Опыт реализации программ подготовки педагогических кадров в сетевой форме // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: тезисы докладов Всероссийской конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». (Н.Новгород, 10 ноября 2015 г.). Н.Новгород, 2015. С. 195-198.

21. Уткина Т.В., Коликова Е.Г. Направления повышения эффективности подготовки педагогов образовательных организаций к реализации проектной деятельности в образовательном процессе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №4(29). С. 96-101.

22. Чудакова О.В. Организация проектной деятельности в ДОО с учетом ФГОС ДО // Успехи современной науки. 2017. Т.1. №3. С. 166-168.

23. Шкунова А.А. Организация этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея. Н. Новгород, 2006.

24. Шкунова А.А. Формирование этико0когнитивных отношений у учащихся профессиональных лицеев: дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2004.

25. Шкунова А.А., Плесовских Г.А. Организация личного труда: исследовательский проект самостоятельной работы будущих педагогов // Мир науки. 2016. Т. 4, №3. С. 35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26525691 (дата обращения: 14.11.2017).

26. Barot C., Lourdeaux D., Burkhardt J.-M., Amokrane K., Lenne D. V3S: A Virtual Environment for Risk-Management Training Based on Human-Activity Models // Presence-teleoperators and virtual environments. 2013. Vol. 22. Issue 1. P. 1-19. DOI: 10.1162/PRES_a_00134.

27. Betz F. Managing Technological Innovation: Competitive Advantage from Change. New York, 2003.

28. Bourque Claude Julie, Bourdon Sylvain. Multidisciplinary graduate training in social research methodology and computer-assisted qualitative data analysis: a hands-on/hands-off course design // Journal of Further and Higher Education. 2017. Vol. 41. Issue 4. P. 475-491. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2015.1135882.

29. Buzady Zoltan. Flow, leadership and serious games – a pedagogical perspective // World Journal of Science, Technology and Sustainable Development. 2017. Vol. 14 Issue 2/3. P. 204-217. DOI: https://doi.org/10.1108/WJSTSD-05-2016-0035.

30. Dockett S., Perry B. Continuity of Learning: A resource to support effective transition to school and school age care. Canberra, ACT: Australian Government Department of Education, 2014. 97 p. Available at: http://www.csu.edu.au/__data/assets/pdf_file/0015/1101093/continuity.pdf (accessed: 16.11.2017).

31. Eito-Brun Ricardo, Sicilia Miguel-Angel. An innovation activity model for Very Small Entities in the software sector: an empirical study // R&D Management. 2017. Vol. 47. Issue 5. P. 671-781. DOI: 10.1111/radm.12226.

32. Fito M. Angels, Martínez-Argüelles María-Jesús, Rimbau-Gilabert Eva The comprehensive implementation of generic skills in cross business degrees: The experience of the faculty of Economics and Business of the UOC // Intangible Capital. 2015. Vol. 11. Issue 4. P. 589-611. DOI: http://dx.doi.org/10.3926/ic.623.

33. Hawk Thomas F. Getting to Know Your Students and an Educational Ethic of Care // Journal of Management Education. 2017. Vol. 41, No5. P. 669-686. Available at: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1052562917716488 (accessed: 14.11.2017).

34. Kelman H.C. Interactive Problem-Solving: a Social-psychological Approach to Conflict Resolution // Burton J., Dukes F. (eds) Conflict: Readings in Management and Resolution. The Conflict Series. Palgrave Macmillan, London, 1990. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-349-21003-9_11.

35. Kim Yongjae. The effect of process management on different types of innovations: An analytical modeling approach // European Journal of Operational Research. 2017. Vol. 262. Issue 2. P. 771-779. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ejor.2017.03.064.

36. Kopeinik Simone, Nussbaumer Alexander, Winter Lisa-Christina, Albert Dietrich, Dimache Aurora, Roche Thomas. Combining self-regulation and competence-based guidance to personalise the learning experience in moodle // Advanced Learning Technologies (ICALT), 2014 IEEE 14th International Conference on. 2014. P. 62-64. IEEE, 2014.

37. Lye Lau Teng. Opportunities and Challenges Faced by Private Higher Education Institution Using the TPACK Model in Malaysia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 10 October 2013. Vol. 91. P. 294-305. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.08.426.

38. Marcelo Carlos, Yot Carmen. Pedagogies of Working with Technology in Spain // Lily Orland-Barak, Cheryl J. Craig (ed.) International Teacher Education: Promising Pedagogies. Part B. Book Series: Advances in Research on Teaching. Vol. 22B. Emerald Group Publishing Limited, 2015. P. 329-357. Available at: http://www.emeraldinsight.com/doi/abs/10.1108/S1479-368720150000025011 (accessed: 14.11.2017).

39. McIver D., Fitzsimmons S., Flanagan, D. (2016). Instructional Design as Knowledge Management: A Knowledge-in-Practice Approach to Choosing Instructional Methods // Journal of Management Education. 2016. Vol. 40(1). P. 47-75. DOI: 10.1177/1052562915587583.

40. Meschede N., Fiebranz A., Moeller K. Teachers' professional vision, pedagogical content knowledge and beliefs: On its relation and differences between pre-service and in-service teachers // Teaching and teacher education. 2017. Vol. 66, P. 158-170. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0742051X16303432?via%3Dihub (accessed: 15.11.2017).

41. Morlhon R., Pellerin R., Bourgault M. Defining Building Information Modeling implementation activities based on capability maturity evaluation: a theoretical model // International Journal of Information Systems and Project Management. 2015. Vol. 3, No1. P. 51-65.

42. Nicolescu B.N., Petrescu T.C. On the Continuity Mathematics Curriculum between Primary and Secondary School // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 871-877. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.231.

43. Silva R.R., Teixeira M.R.S., Rodrigues F.T.R.L. Uma Análise da Gestão de Projetos de Extensão de uma Instituição Federal de Ensino // Revista de Gestão e Secretariado. 2016. Vol. 7(3). P. 150-171. Available at: http://www.spell.org.br/documentos/ver/44251/uma-analise-da-gestao-de-projetos-de-extensao-de-uma-instituicao-federal-de-ensino-/i/en (accessed: 11.11.2017).

44. Tan G. Managing Creativity in Organizations: A Total System Approach // Creativity and Innovation Management. 1998. Vol. 7(1). P. 23-31. Available at: http://ink.library.smu.edu.sg/lkcsb_research/2686 (accessed: 11.11.2017).

45. Yashkova E.V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Z.V, Kolosova T.V. Development of innovative business model of modern manager’s Qualities // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Issue 11. P. 4650-4659. Available at: http://www.ijese.net/arsiv/137 (accessed: 14.11.2017).

46. Ye Christine, Os Jerry Van, Chapman Dick. An Online Project-Based Competency Education Approach to Marketing Education // Journal of marketing education. 2017. Vol. 39, No3. P. 162-175. Available at: http://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0273475317724843 (accessed: 15.11.2017).


Просмотров: 302


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)