Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

МИССИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ – ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-6

Полный текст:

Аннотация

Введение: неблагоприятные явления в обществе предъявляют новые требования к воспитанию и развитию личности ребенка, трансформированию его взглядов на окружающую действительность, изменению его отношения к людям, себе и собственной деятельности. Однако некоторые теоретики и практики образования отстаивают позицию отрицания необходимости в школе воспитательной работы и переносят все свое внимание только на проблемы обучения, в частности на технологизацию образования. Однако совершенно очевидно, что школа всегда была, есть и будет  учебно-воспитательным учреждением, ответственным не только за обучение детей, но и за становление личности ребенка. В современных условиях актуализируется необходимость ориентации содержания  образовательных программ на российскую культуру, традиции народной жизни,  краеведение. Цель научной статьи – на основе результатов многолетнего опыта работы МАОУ «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» (г. Нижний Новгород) раскрыть особенности системы духовно-нравственного воспитания  обучающихся.

Материалы и методы: разнообразие исследуемого материала потребовало использования различных подходов и комплекса взаимодополняющих методов, которые обеспечили объективность и научную достоверность результатов исследования: теоретические методы: сравнительно-сопоставительный анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; метод научного синтеза фактических материалов; индуктивный и дедуктивный методы в их единстве при обобщении материалов; педагогический мониторинг: оценка и анализ продуктов деятельности. Методологическую основу составляют системный, личностно-деятельностный и культурологический подходы.

Результаты исследования: в научном исследовании раскрыты концептуальные основы духовно-нравственной системы воспитания школы; обоснован современный подход к разработке и реализации учебно-воспитательного процесса на основе православных ценностей и культурных традиций. Доказана целесообразность внедрения административно-организационных, педагогических, психологических, технологических условий внедрения системы воспитания в школе. Развитие личности учителя в духе традиционных православных ценностей определено основополагающим условием реализации задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в школе. Рассмотрены особенности внедрения инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса. Представлены критерии эффективности духовно-нравственного воспитания в образовательной организации, диагностический инструментарий.

Обсуждение и заключения: многолетний опыт школы доказывает готовность школы эффективно обеспечивать формирование у воспитанников духовной, нравственной, гражданской безопасности личности, успешную социализацию и профессиональное самоопределение обучающихся, что в конечном итоге способствует повышению у молодежи гражданской ответственности за судьбу страны, повышению уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны.

Об авторах

В. А. Малинин
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского».
Россия

Малинин Валерий Анатольевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры  университетского менеджмента и инноваций в образовании.

Нижний Новгород.



Т. Г. Мухина
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского».
Россия

Мухина Татьяна Геннадьевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры культуры и психологии предпринимательства.

 Нижний Новгород.



Н. Ю. Елисеева
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ «Школа №187») Советского района г. Нижнего Новгорода.
Россия

Елисеева Нина Юрьевна – кандидат психологических наук, педагог-психолог.

 Нижний Новгород.



Список литературы

1. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / сост. Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987. 400с.

2. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.

3. Дудина Е.А. Миссия, видение и ценности современной школы // Молодой ученый. 2014. №19. С. 528-530. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22549601 (дата обращения: 20.09.2017).

4. Кривцова С.В., Лэнгле А, Орглер К. Экзистенциальный анализ. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер // Бюллетень. 2009. №1. С. 141-170. DOI: http://laengle.info.

5. Кричевский Р.Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности // Акмеология. 2001. №1. С. 47-52.

6. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Лебедева О.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе гуманистических ценностей // Инициативы XXI века. 2016. №1. С. 66-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26021964 (дата обращения: 20.09.2017).

7. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Тюнтяева Е.М. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на основе православных ценностей (из опыта работы МАОУ «Школа №187» г. Нижнего Новгорода) // Образ России в русской религиозной мысли: XXV рождественские православно-философские чтения». Н. Новгород, 2016. С. 234-243. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27499086 (дата обращения: 20.09.2017).

8. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Повшедная Ф.В., Сорокоумова С.Н. Оценка эффективности духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающегося в условиях современного образования. Н. Новгород: ООО «ЗУМ_НН», 2016. 92 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26335113 (дата обращения: 20.09.2017).

9. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные формы проведения занятий // Великие реки–2013: труды конгресса 15-го Международного научно-промышленного форума. Н. Новгород, 2014. С. 42-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24385062 (дата обращения: 20.09.2017).

10. Мухина Т.Г., Копосов Е.В., Бородачев В.В. История и перспективы развития дополнительного профессионального образования в России // Приволжский научный журнал. 2013. №3(27). С. 123-128.

11. Мухина Т.Г., Лукичев И.Г., Сутугин А.Ю. Проектирование развития коммуникативной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 6. С.41-45. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29423887_62225930.pdf (дата обращения: 20.09.2017).

12. Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. К вопросу об оценке эффективности духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях школьного образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. №5. С. 233. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27181856 (дата обращения: 20.09.2017).

13. Мухина Т.Г., Старова Т.Э. Ретроспективный анализ организации гражданского воспитания молодежи в вузах России // Высшее образование сегодня. 2017. №4. С. 46-51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29144587 (дата обращения: 20.09.2017).

14. Мухина Т.Г., Сутугин А.Ю. Педагогизация поликультурной образовательной среды вуза как условие формирования коммуникативной культуры студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №10. С. 82-83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27208259 (дата обращения: 20.09.2017).

15. Мухина Т.Г., Щербакова М.В. Формирование креативности студентов-дизайнеров в условиях уровневого образования в высшей школе // Приволжский научный журнал. 2014. №1(29). С. 215-219. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21306155 (дата обращения: 20.09.2017).

16. Осипов А.И. Путь разума. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 202.

17. Повшедная Ф.В., Малинин В.А., Мухина Т.Г., Гуриков А.В. Роль инновационного университета в системе «школа – вуз» // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Н. Новгород, 2015. С. 172-176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24301309 (дата обращения: 20.09.2017).

18. Россова Ю.И. «Новая педагогика» В.П. Вахтерова: личность ребенка как высшая ценность // Приволжский научный вестник. 2014. №8-2(36). С. 105-107.

19. Сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодёжи: материалы конкурса «Серафимовский учитель – 2012»: в 2-х томах / под общ. ред. О. Бараевой. Т. 1. Н. Новгород, 2013.

20. Сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодёжи: материалы конкурса «Серафимовский учитель – 2013»: в 2-х томах / под общ. ред. О. Бараевой. Т. 2. Н. Новгород, 2014.

21. Серова О.Ю., Елисеева Н.Ю. Взаимодействие городского ресурсного центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования в семье // Православие и семейные ценности: XXIV Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород, 2015. С.195-198.

22. Сутугин А.Ю., Мухина Т.Г. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогических направлений в высшей школе // Приволжский научный журнал. 2015. №2(34). С. 276-281. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23819060_41945168.pdf (дата обращения: 20.09.2017).

23. Трифонова Е. А. Адаптационный потенциал личности и психосоматический риск: проблема копинг-компетентности // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. С. 71-83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18962002 (дата обращения: 20.09.2017).

24. Шапошников Л.Е. Понимание культуры в современном православном богословии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2006. Т. 7, №2. С. 9-16.

25. Шестун Е.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект): автореф. дис. … д-ра пед наук. Казань, 2006 . 41 с.

26. Beisembayev A.R. Elective course “Рragmatics of the religious discourse” as a fragment of the new knowledge paradigm (MASTERCLASS) // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2017 (March). Vol. 2, Is. I. P. 37-48. Available at: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1826924 (accessed: 20.09.2017).

27. Muhina T., Aboimova I., Kulagina A., Trophimov V., Chigarov E. Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to training // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. №10. Р. 3463-3467. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27588020 (accessed: 20.09.2017).

28. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. Diagnostics of psychosomatic risk in psychotherapeutic practice. Available at: http://www.ijese.net/makale/1727 (accessed: 20.09.2017).

29. Mechkovsaya N.B. Yazyk i religiya. M.: “Fair” Agency, 1998. 352 p. Available at: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1826924 (accessed: 20.09.2017).

30. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. Diagnostics Of Psychosomatic Risk İn Psychotherapeutic Practice // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Is. 18. P. 12566-12575. Article Number: ijese.2016.930 (accessed: 20.09.2017).

31. Längle A., Orgler C., Kundi M. Die Existenzskala. Manual. Göttingen: Hogrefe, 2000.

32. Längle A., Orgler Ch., Kundi M. The Existence Scale. A new approach to assess the ability to find personal meaning in life and to reach existential fulfilment // European Psychotherapy. 2003. Vol. 4. Is. 1. P. 135-151.

33. Nikonova E.I., Sharonov I.A., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern functions of a textbook on social sciences and humanities as an informational management tool of university education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Is. 10. P. 3764-3774. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26465518 (accessed: 20.09.2017).

34. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs. 1966. Vol. 80 (Whole No. 609).

35. Salkhanova Zh. Competence in the context of modern 7 educational system // Cross‐Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES). 2016. Issue III, November. Р.20-26. Available at: http://sites.middlebury.edu/ccses/files/2016/11/A4-girq-new.pdf (accessed: 20.09.2017).

36. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. The projective study of the impact of the vertical position of a person on the nosological specificity of psychosomatic risk // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Vol. 7. No 6. P. 685-691. Available at: http://scieuro.com/en/articles-2 (accessed: 20.09.2017).

37. Sedova-Hotaling E., DLI, Monterey CA, Soboleva V. Transformative learning: from theory 20 to practice // Cross‐Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES). 2016. Is. III, November. Р.20-26. Available at: http://sites.middlebury.edu/ccses/files/2016/11/A4-girq-new.pdf (accessed: 20.09.2017).

38. Wallston B.S., Wallston K.A. Health locus of control // Lefcourt H. (Ed.). Research with the Locus of Control Construct New York: Academic Press. 1981. Vol. 1. P. 189-243. Available at: https://lib.herzen.spb.ru/text/trifonova_155_71_83.pdf (accessed: 20.09.2017).

39. World Health Organization. Global status report on noncommunicable diseases. 2010. Available at: http://www.who.int/nmh/publications/ncd_report_full_en.pdf (accessed: 20.09.2017).


Просмотров: 784


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)