Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ШКОЛА СВ. ПАВЛА В ЛОНДОНЕ: РЕНЕССАНСНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ДЕЛА

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-7

Аннотация

Введение: Статья посвящена анализу ренессансной модели организации школьного дела на примере лондонской грамматической школы св. Павла, основанной в 1509 г. при соборе св. Павла настоятелем Джоном Колетом (1467–1519). История школы до сих пор не получила достойного внимания отечественных ученых. В зарубежных исследованиях педагогическая деятельность Дж. Колета получила разноречивые оценки. Анализ организационных основ и повседневной жизни школы св. Павла необходим для создания целостной картины развития системы образования в эпоху Ренессанса и Нового времени.

Материалы и методы: Источниковая и историографическая база: Устав школы, английские хроники, эпистолярные тексты, документы, касающиеся строительства школьного здания и урегулирования отношений с компанией купцов-мерсеров, капитулом собора св. Павла, сочинения гуманистов, исследования в области персональной истории и социальной истории образования. Методы: герменевтического анализа, историко-генетический, парадигмально-педагогический.

Результаты исследования: Школьная практика в Англии того времени сохраняла традиционные средневековые формы в рамках клерикальных и городских муниципальных корпораций. Колет создал принципиально новую модель грамматической школы. Она была открытой публичной школой, независимой от церковной юрисдикции, и управлялась светским органом – советом попечителей из числа купцов-мерсеров Лондона. Для содержания школы Колет передал под управление мерсеров значительные земельные владения. Образование было бесплатным. По численности учеников и педагогического персонала школа св. Павла была самой крупной в ренессансной Англии.  

Обсуждение и заключения: Колет сумел творчески переработать накопленный его предшественниками опыт и интегрировать в одном учебном заведении самые прогрессивные из уже существовавших прежде элементов организации школьного образования и новые, гуманистические. Это было учебное заведение принципиально нового типа, по организации учебного процесса ставшее образцом для классических гимназий Нового времени.

Об авторах

Л. В. Софронова
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия

Софронова Лидия Владимировна – доктор исторических наук, профессор.  ResearcherID: K-1997-2017

Нижний Новгород.



А. В. Хазина
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия

Хазина Анна Васильевна – кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, классических дисциплин и права. Researcher ID: K-1134-2017

Нижний Новгород.



Список литературы

1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М., 1998.

2. Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре в свидетельствах учеников и современников / вступ. статья, перевод, комм. Н.В. Ревякиной. М., 2007.

3. Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства; Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса. М., 1995.

4. Ревякина Н.В. Трактат Эразма «О воспитании детей и итальянская гуманистическая педагогика первой половины XV в. // Эразм Роттердамский и его время. М., 1989. С. 86-87.

5. Руяткина Т.М. Учитель в ренессансной Англии: ожидания и проблемы // Cursor mundi: человек Античности, Средневековья и Возрождения. Иваново, 2008. № 1. С. 121-144.

6. Софронова Л.В. De legendo auctorum: принципы изучения античного наследия в гуманистической грамматической школе св. Павла // Experimenta Lucifera. Материалы Поволжского научно-методического семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла. Н. Новгород, 2004. С. 43-45.

7. Софронова Л.В., Хазина А.В. Статус школьного учителя эпохи Ренессанса: феномен школы св. Павла // Вестник Мининского университета. 2016. №4(17). С. 22.

8. Сперанский Н.В. Очерки по истории народной школы в Западной Европе: Возникновение народной школы. Строй западноевропейского образования в Средние Века. М., 1896.

9. Эразм Роттердамский. Стихотворения. Иоанн Секунд. Поцелуи. М., 1983.

10. Acts of Court of the Mercers’ Company, 1453–1527 / Ed. L. Lyell, Fr. D. Watney. Cambridge, 1936.

11. Archaeologia or Miscellaneous tracts. Vol. 62, Part I. London, 1910.

12. Arnold J. John Colet and a Lost Manuscript 1506 // History. Apr. 2004. Vol. 89. Issue 294. P. 174-192.

13. Arnold J. John Colet, Preaching and Reform at St. Paul’s Cathedral, 1505-1519 // Historical Research. 2003. Vol. 76. P. 450-468.

14. Baldwin T. W. William Shakespere′s Small Latine and Lesse Greeke. Vol. II. Urbana, 1954.

15. Clarke M. L. Classical Education in Britain. (1500–1900). Cambridge, 1959.

16. Colet J. Articles on admission to St. Paul’s School // Lupton J.H. A Life of John Colet, D.D., Dean of St. Paul’s, and Founder of St. Paul’s School. London, 1909. Appendix B. P. 285-286.

17. Colet J. The testament of Doctor John Colet, A.D. 1511, for the endowment of S. Paul’s school; Testamentum Ioanni Colleti Decani ecclesiae cathedralis St. Pauli Londinensis // Knight S. A Life of Dr. John Colet. L., 1724. Miscellanies. № XIX. P. 398-400; № XX. P. 400-409.

18. Colet J. Ioanni Coleti Theologi et Decani divi Pauli, Aeditio cum quibusdam G. Lilii Grammaticae Rudimenta. L., 1527 // Lupton J. H. A Life of John Colet. Appendix B. A lytell proheme to the boke. P. 291-292.

19. Colet J. Statuta Paulinae Scholae. Statutes of St.Paul’s School // Lupton J.H. A Life of John Colet. Appendix A. P. 271-284.

20. Colet J. Statuta Ecclesiae Cathedralis Sancti Pauli. Epitome of the Statutes, by Dean Colet, 1505–1518 // Registrum Statutorum et Consuetudinum Ecclesiae Cathedralis Sancti Pauli Londiniensis / Ed. W. S. Simpson. London, 1873. P. 217-237.

21. Curtis S.J. History of Education in Great Britain. London, 1965.

22. The Encyclopaedia and Dictionary of education / Ed. F. Watson. 2 vols. London, 1921.

23. Educational Charters and Documents / Ed. A. F. Leach. Cambridge, 1911.

24. Erasmus Desiderius. The Poems of Desiderius Erasmus / Ed. Dr.C.Reedijk. London, 1956.

25. Erasmus Desiderius. De pueris statim ac liberaliter instituendis declamatione // TheСollected Works of Erasmus / Ed. by J. K. Sowards. Toronto, Vol. 26. 1985. P. 291-317.

26. Erasmus Desiderius. De recta Latini Grecique sermonis pronuntiatione dialogus // TheСollected Works of Erasmus / Ed. by J. K. Sowards. Toronto, Vol. 26. 1985. P. 347-476.

27. Erasmus Desiderius. Opus epistolarum Desiderii Erasmi Roterodami / Ed. P. S. Allen, H. M. Allen, H. W. Garrod. 12 vols. Oxford, 1906–1958.

28. Gleason J.B. John Colet. Berkeley, 1989.

29. Grafton R. Chronicle, or History of England, to which is added his table of the bailiffs, sheriffs and mayors of the city of London from the year 1189, to 1558, inclusive. 2 Vols. L., 1809.

30. Holinshed R. Chronicles, beginning at Duke William the Norman commonly called the Conqueror and Descending by Degrees of Yeere to all the kings and queens of England. London, 1587.

31. Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St. Paul’s. London, 1724.

32. Leach A. English Schools at the Reformation. London, 1896.

33. Leach A. St. Paul’s School before Colet // Archaeologia or Miscellaneous tracts. V. 62. Part I. Oxford, 1910. P. 191–238.

34. Leach A. The Schools of Medieval England. London, 1915.

35. Letters and Papers, Foreign and Domestic, of the reign of Henry VIII / Ed. J. S. Brewer. Vol. I. London, 1920.

36. Lewis C. S. English Literature in the Sixteenth Century. Oxford, 1954.

37. Lupton J.H. A Life of John Colet, D.D., Dean of St. Paul’s, and Founder of St. Paul’s School. London, 1909.

38. McDonnell M.F. The History of St.Paul′s School. London, 1909.

39. McDonnell M.P. The Annals of St.Paul′s Shool. London, 1959.

40. Nelson W. A Fifteenth Century School Book. Oxford, 1956.

41. Ogilvie R. M. Latin and Greek. A history of Influence of the classics on English life from 1600–1918. London, 1964.

42. Orme N. English Schools in the Middle Ages. London, 1973.

43. Orme N. Medieval Schools from Roman Britain to Renaissance England. London, 2006.

44. Rieger J. H. Erasmus, Colet, and the Schoolboy Jesus // Studies in the Renaissance. Vol. 9. 1962. P. 187–194.

45. Seebohm F. The Oxford Reformers of 1498: A History of the Fellow-Work of John Colet, Erasmus and Thomas More. London, 1867; repr. 2010.

46. Simon J. Education and Society in Tudor England. Cambridge, 2003.

47. Simpson W.S. A Newly-Discovered Manuscript Containing Statutes Compiled by Dean Colet for the Government of Chantry Prists and Other Clergy of St.Paul’s // Archaeologia. Vol. 52. 1890. P. 144–174;

48. Sterry W. The Eton College Register (1441–1698). London, 1943.

49. Stow J. The Survey of London / Ed. H. B. Wheatley. London, 1956.

50. Vergil Polidore. The Anglica Historia of Polydore Vergil. A. D. 1485–1537 / Ed. by D. Hay. London, 1950.

51. Watson F. The Old English Grammar Schools. Cambridge, 1904.

52. Woodward W. H. Vittorino da Feltre and other humanist educators. Toronto, 1996.


Рецензия

Просмотров: 817


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)