Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)»

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-9

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье раскрываются основные составляющие модели оценки профессиональных компетенций и уровня квалификации психологов в сфере образования с учетом требований профессионального стандарта. Показано, что деятельность психолога в системе образования (педагога-психолога) в настоящее время подвергается существенным трансформациям, которые определяются необходимостью повышения ее качества в образовательной среде нового типа. Значительная востребованность психологических услуг в системе образования связана, прежде всего, с вниманием к развитию интеллектуального и личностного потенциала подрастающего поколения, отраженному в современных образовательных стандартах и Законе об образовании. В соответствии с этим возрастают требования к квалификации и профессиональным компетенциям психолога, позволяющим эффективно осуществлять трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом. Важным этапом реализации профессионального стандарта педагога-психолога выступает разработка единой системы профессиональной аттестации педагогов-психологов.

Методы и материалы. Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, систематизация, классификация. Материалы исследования: нормативно-правовые документы, регламентирующие работу психолога, профессиональный стандарт «Педагог-психолог», принятый Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. №514н.

Результаты исследования. В статье представлена модель  аттестации педагогов-психологов, построенная на основании профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», включающая в себя  цели, задачи, принципы проведения аттестации, систему критериев и показателей оценки профессиональных компетенций. Критериальная система включает в себя инвариантные (обязательные) и вариативные критерии, учитывающие специфику деятельности специалиста в образовательной организации и особенности контингента обучающихся. Содержание критериев отражает основные виды психолого-профилактической работы в образовательной организации (психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое просвещение), а также этическое и нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога. Соответствие критериям оценивается по конкретизированным показателям, позволяющим дать количественную и качественную оценку профессиональных компетенций, обеспечивающих выполнение педагогом-психологом трудовых функций.

Обсуждение и заключения. Разработанная критериальная система аттестации педагогов-психологов отвечает требованиям профессионального стандарта и соответствует целевым ориентирам профилактической модели психологической службы в образовании. В то же время дальнейшая разработка и внедрение системы аттестации педагогов-психологов предполагает решение перспективных задач, связанных с уточнением функционального состава деятельности педагога-психолога, совершенствованием механизмов аттестации, определением направлений развития психологической службы образования в целом.

Об авторах

Е. Н. Волкова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
Россия

Волкова Елена Николаевна –  профессор, доктор психологических наук, Researcher ID: G-8595-2015, Author ID: 35486087600

191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48.



А. Н. Кошелева
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
Россия

Кошелева Александра Николаевна – доцент, кандидат психологических наук.  Researcher ID: E-3406-2017

191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48.



И. М. Богдановская
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
Россия

Богдановская Ирина Марковна – доцент, кандидат психологических наук.  Researcher ID: D-8804-2017

191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48.



В. В. Хороших
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
Россия

Хороших Валерия Викторовна – доцент, кандидат психологических наук. Researcher ID: D-9861-2017

191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48.



Список литературы

1. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: методическое пособие. СПб., 2003. 55 с.

2. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психологическое консультирование / под общ. ред. Ю.М. Забродина. М.: Эксмо, 2010. 384 с.

3. Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Zabrodin_Leonova_Voloshina.phtml (дата обращения: 08.10.2017).

4. Маничев С.А. Профессиональные стандарты как основа сертификации в области психологии // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2008. №32(132). С.51-61.

5. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 448 с.

6. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

7. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/archive.php (дата обращения: 08.10.2017).

8. Поливанова К.Н. Взросление сегодня – социальные изменения современного детства. URL: http://www.gosbook.ru/node/21848 (дата обращения: 08.10.2017).

9. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. 2002. №6. С.103-113.

10. Пахальян В.Э. Психопрофилактическая модель работы психолога в образовании. URL: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/2130-psixoprofilakticheskaya-model-raboty-psixologa-v-obrazovanii (дата обращения: 08.10.2017).

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/htm (дата обращения: 15.04.2017).

12. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 97-107.

13. Шарапановская Е.В., Брылева О.А. Актуальные проблемы развития психологической службы в образовании: учебное пособие. Барнаул: АлтГПА, 2010. 236 с.

14. Шувалов А.В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей // Вопросы психологии. 2001. №6. С. 66-80.


Просмотров: 248


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)