Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-10

Полный текст:

Аннотация

Введение: В статье рассматриваются теоретико-методологические основания профилактической модели деятельности педагога-психолога. Обосновывается необходимость разработки единой концептуальной модели психологической службы в системе образования. Показано, что в современных условиях возрастает значимость решения актуальных проблем, связанных с сохранением и укреплением психологического здоровья детей.

Методы и материалы: Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность психолога в образовании, теоретический анализ, обобщение, систематизация, классификация, анкетирование. В опросе, посвященном проблемам работы педагога-психолога, приняли участие 9357 респондентов – психологов, работающих в системе образования, и руководителей образовательных организаций различных регионов Российской Федерации.

Результаты исследования: Раскрыты основные области (направления) работы психолога в системе образования: психологическая (психолого-педагогическая) диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция и развитие, психологическое просвещение, психологическая профилактика. Показано, что объём и содержание деятельности психолога в системе образования значительно усложняется и расширяется. Усложнение и интенсификация работы современного педагога-психолога приводит к дифференциации областей и реализуемых моделей деятельности, при этом в части психолого-педагогического и методического сопровождения, экспертной и проектировочной деятельности деятельность психолога отчасти пересекается с педагогической деятельностью. В связи с этим обосновывается необходимость более четкого определения и разграничения профессиональных задач педагога и психолога в образовании. Приводятся данные анкетного опроса, в котором участвовали педагоги-психологи различных регионов Российской Федерации. Результаты показали, что реальная работа психолога в образовательном учреждении в основном складывается из психодиагностических обследований и методического сопровождения образовательных программ, которые осуществляются вне целевых ориентиров деятельности. Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся педагоги-психологи не выделяют как актуальную задачу, не владеют технологиями психопрофилактической работы. Отмечается разрыв теории и практики психологии в образовании.

Обсуждение и заключения: Предложена профилактическая модель психологической службы в образовании. В соответствии с этим основной целью психологической службы в системе образования выступает психологическое здоровье детей и обучающихся. Профилактика как система мероприятий, направленных на предупреждение и коррекцию отклонений психического развития, становления личности, социализации, а также сохранение и укрепление психологического здоровья, является основной областью деятельности психолога.

Об авторах

Л. А. Цветкова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
Россия

Цветкова Лариса Александровна – профессор, доктор психологических наук.  ResearcherID: J-4513-2013, AuthorID: 7006374015

191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48.



А. Н. Алехин
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
Россия

Алехин Анатолий Николаевич – профессор, доктор медицинских наук. Scopus Author ID: 56661970100

191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48.



Н. Н. Королева
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
Россия

Королева Наталья Николаевна – профессор, доктор психологических наук. Researcher ID: D-9910-2017

191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48.



Список литературы

1. Алехина С.В., Битянова М.Р. Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психолога // Вестник практической психологии образования. 2009. №4 (октябрь-декабрь). С. 66-73.

2. Аткинсон Рита Л., Аткинсон Ричард С. и др. Введение в психологию М.: Прайм-Еврознак, 2007. 816 с.

3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. 271 с.

4. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М.; Воронеж, 1997. С. 97-131.

5. Богданов Е.Н., Задыкин В.Г. Прикладная психологическая диагностика. Калуга: КГПУ, 2003. 538 с.

6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2002. 430 с.

7. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. М.,1999. 144 c.

8. Быков К.М. Развитие идей И.П.Павлова (задачи и перспективы) // Научная сессия, посвященная проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова. М., 1950. С. 47-56.

9. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.

10. Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8, №3. C. 1-15. DOI: 10.17759/psyedu.2016080301.

11. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Психогигиена в контексте психологии здоровья: краткая история, задачи и проблемы // Сибирский психологический журнал. 2012. №45. С. 32-38.

12. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.

13. Каганов В.М. Мировоззрение И.М.Сеченова. М., 1948. 260 с.

14. Кербиков О.В., Гиндикин В.Я. Психопатия как клиническая проблема // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1960. Вып. 1. С. 61-76.

15. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический Проект, 2009. 943 с.

16. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (проект). URL: http://www.psy.msu.ru/search.html?searchid=2110522&text (дата обращения: 15.04.2017).

17. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия. М.: Медицина, 1995. 608 с.

18. Коробчанский В.А. Психогигиена: как мы ее представляем в 2007 году // Врачебная практика: научно-практический журнал. 2007. №1. С. 108-115.

19. Королева Н.Н., Гончарова О.М., Проект Ю.Л., Богдановская И.М., Виноградов П.Н.. Социальная семиотика жизненной среды современного ребенка // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронное научное издание. URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2097.htm (дата обращения: 15.04.2017).

20. Кошелев Н.Ф., Захаренко М.П., Селюжинский Г.В. Проблема гигиенической донозологической диагностики в современной медицине // Гигиена и санитария. 1992. №11-12. С. 14-17.

21. Крамаренко Г.И., Рудой И.С. Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих срочной службы: лекция / под ред. Л.И. Спивака. Л.: ВМедА, 1984. 29 с.

22. Крафт-Эбинг Р. О здоровых и больных нервах. М.: Издатель А.Ю. Заславский, 2009. 128 с.

23. Леонгард К. Акцентуированные личности: пер. с нем. Киев: Вища школа, 1981. 390 с.

24. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977. 208 с.

25. Личко А.Н. Подростковая психиатрия. Л., 1979. 335 с.

26. Луговая В.Ф., Трегубенко И.А. Психодиагностические методы и развивающие программы в деятельности школьной психологической службы: учебно-методическое пособие. СПБ.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012. 191 с.

27. Лурия А.Р.Основы нейропсихологии. М.: Медицина, 1973. С. 374.

28. Метелькова Е.И. О стратегии модернизации Службы практической психологии образования как инструмента социального развития системы образования // Психологическая наука и образование. 2010. №2. С. 99-108.

29. Метелькова Е.И. Психологическая служба как ресурс развития современного образования: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 25 с.

30. Мясищев В.Н. Вопросы психогигиены. М.: Медицина, 1971. 450 с.

31. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МПСИ, 2005. 158 с.

32. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: Ленинградский университет, 1983. 167 с.

33. Носс И.Н. Руководство по психодиагностике. М.: Из-во Института психотерапии, 2005. 688 с.

34. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 448 с.

35. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. 2002. №6. С. 103-113.

36. Пахальян В.Э. Психопрофилактическая модель работы психолога в образовании. URL: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/2130-psixoprofilakticheskaya-model-raboty-psixologa-v-obrazovanii/html (дата обращения: 15.04.2017).

37. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.02.2015 г. №ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-10022015-no-vk-26807 (дата обращения: 15.04.2017).

38. Поливанова К.Н. Взросление сегодня: социальные изменения современного детства. URL: http://docplayer.ru/56726373-Vzroslenie-segodnya-socialnye-izmeneniya-sovremennogo-detstva-k-polivanova.html (дата обращения: 15.04.2017).

39. Практическая психология образования / под ред. И.В.Дубровиной. 4-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

40. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М., 1935. 370 с.

41. Рубцов В.В. Психологическая поддержка современного образования // Известия РАО. 1999. №1. С. 49-58.

42. Семичев С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987.

43. Сидоренко Г.И. Гигиена окружающей среды в современных условиях // Гигиена и санитария. 1992. №4. С. 3-10.

44. Сидоров П.И., Парников А.В. Введение в клиническую психологию: учебник для студентов медицинских вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. Т. II. 381с.

45. Степанов С.Ю., Растянников А.В. Рефлексивно-инновационный подход к организации психологической службы в округе // Прикладная психология. 1998. №2. С. 76-84.

46. Степанова М.А. О критериях профессионализма школьного психолога // Вопросы психологии. 2002. №1. С. 88-95.

47. Ухтомский А.А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978. 356 с.

48. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. М.: Альпина нон-фикшн, 2017. 240 с.

49. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 97-107.

50. Фридман Л.М. С кем работать школьному психологу? // Народное образование. 1992. Сентябрь-октябрь. С. 2732.

51. Фролов Б.С., Овечкина И.В. Объективная оценка психического состояния детей и подростков под влиянием лечебных и профилактических воздействий // Кризис и школа: материалы региональной научно-практической конференции по детской психиатрии, психотерапии и психологии. СПб., 2003. С. 39-43.

52. Черни А. Врач как воспитатель ребенка / пер. с 6-го немец. изд. В.Э. Еслуловой. Л.: Практическая медицина, 1928. 64 с.

53. Шарапановская Е.В., Брылева О.А. Актуальные проблемы развития психологической службы в образовании: учебное пособие. Барнаул: АлтГПА, 2010. 236 с.

54. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. М.: Из-во МГУ, 2002. 320 с.

55. Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2: Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. М.: Когито-Центр, 2001. 750 с.

56. Эрисман Ф.Ф. Профессиональная гигиена или гигиена умственного труда. СПб., 1877. 9 с.


Просмотров: 321


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)