Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

УВЛЕЧЕННОСТЬ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ КАК ПРЕДИКТОР ПОДРОСТКОВОГО БУЛЛИНГА

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-11

Полный текст:

Аннотация

Введение: В эпоху интенсивной информатизации общества компьютер становится неотъемлемой частью жизни современного подростка. Виртуальный мир способствует формированию и развитию тех форм индивидуальности, которые во многом спроектированы разработчиками компьютерных игр, что приводит к изменению организации жизни подростка – компьютерного игрока, его коммуникаций, трансформации традиционных социальных связей. По результатам исследований к последствиям увлеченности компьютерными играми относят в том числе возникновение жестокости в отношениях между сверстниками. Особое беспокойство вызывает тот факт, что насилие находит свое отражение во взаимодействии детей с одноклассниками, следствием чего является его распространение в образовательных учреждениях. Проблема исследования взаимосвязи игровой компьютерной увлеченности и подросткового буллинга, на наш взгляд, является актуальной задачей и требует многоуровневого анализа.

Результаты исследования: В статье представлен аналитический обзор исследований по проблеме увлеченности компьютерными играми и школьного буллинга в России и за рубежом. Отмечая значимость данных исследований, следует признать, что проблема преодоления подростками состояния увлеченности компьютерными играми в виде снижения и предотвращения ее деструктивного влияния и предотвращения формирования девиантного поведения требует дальнейшего анализа и изучения. До сих пор недостаточно изучено, в каких случаях увлеченность компьютерными играми приводит к девиантным формам поведения, что провоцирует формирование асоциальной направленности у подростков. В этой связи актуальной является оценка взаимосвязи увлеченности компьютерными играми и девиантным поведением у подростков, а также поиск эффективных методов и средств по предупреждению игровой компьютерной увлеченности, основанных на личностно ориентированном подходе к каждому ребенку.

Обсуждение и заключения: В настоящее время не существует единой точки зрения на то, как возникает и развивается увлеченность компьютерными играми, как влияют компьютерные игры на психическое развитие и личность ребенка, могут ли они способствовать его эмоциональному развитию, вызывать отклонения в его поведении, агрессивность и жестокость. Несмотря на многочисленные исследования проблемы буллинга, остаются открытыми вопросы: как связана игровая компьютерная увлеченность, блокирующая процесс позитивного личностного развития ребенка и подростковый буллинг; каким образом влияние жестоких компьютерных игр на психику ребенка связано с агрессивными формами травли.

Об авторах

А. В. Гришина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина.
Россия

Гришина Анна Викторовна – начальник управления научных исследований, кандидат психологических наук.

Нижний Новгород.



Е. Н. Волкова
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена».
Россия

Волкова Елена Николаевна – профессор, доктор психологических наук.

Нижний Новгород.



Список литературы

1. Больбот Т.Ю., Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги, 2006.

2. Cross D., Barnes A., Papageorgiou A. A social-ecological framework for understanding and reducing cyberbullying behaviours // Aggression and Violent Behavior. 2015. Vol. 23. P. 109-117. Available at: https://doi.org/10.1016/j.avb.2015.05.016 (accessed: 17.11.2017).

3. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Оценка распространенности насилия в образовательной среде школы // Психологическая наука и образование. 2013. №6. С. 115-121.

4. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Характеристики междисциплинарной команды специалистов в области социального и психолого-педагогического сопровождения детей, переживших насилие // Научное мнение. 2014. №9-2. С. 65-70.

5. Волкова Е.Н., Гришина А.В., Профессионально компетентная междисциплинарная команда специалистов в области социального и психолого-педагогического сопровождения детей, переживших насилие // Вестник НГЛУ. 2015. №29. С. 121-135.

6. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Исследование субъектности подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости // Психологический журнал. 2015. Т.36, №2. С. 20-31.

7. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Исследование структуры субъектности в младшем подростковом возрасте с разным уровнем игровой компьютерной зависимости // Психологическая наука и образование. 2015. T. 20, №1. С. 69-78.

8. Волкова Е.Н., Волкова И.В., Гришина А.В., Исаева О.М., Скитневская Л.В. Проблема насилия над детьми: поиски и решения: монография. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. 287 с.

9. Волкова Е.Н., Скитневская Л.В. Анализ современного состояния исследований по проблеме подросткового буллинга // Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика Российской академии образования Давида Иосифовича Фельдштейна. Н. Новгород, 2016. С. 37-40.

10. Войскунский А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 2008. №2. С. 140-153.

11. Гришина А.В. Методы исследования степени увлеченности компьютерными играми у младших подростков // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. №4.

12. Гришина А.В., Волкова Е.Н. Эффективность междисциплинарных команд в зависимости от личностных особенностей и профориентационной компетентности входящих в ее состав специалистов // Вестник Мининского университета. 2016. №4(17). С. 31.

13. Grishina A.V., Volkova E.N. The evaluation of computer games addiction incidence among teenagers of young adolescent age // Revista ESPACIOS. 2017. Vol. 38 (Nº40). Available at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n40/a17v38n40p16.pdf (accessed: 17.11.2017).

14. Grishina A.V., Volkova E.N. Features of the Subjectivity Structure of Teenagers with Different Level of Computer Game Addiction // Journal of pharmaceutical sciences and research. 2017. Vol. 9. Is. 7. P. 1108-1116. Available at: http://www.jpsr.pharmainfo.in/Documents/Volumes/vol9Issue07/jpsr09071716.pdf (accessed: 17.11.2017).

15. Volkova E., Isaeva O., Grishina A., Volkova I. SCHOOL AND DOMESTIC VIOLENCE: PREVALENCE ASSESSMENT IN RUSSIA // Astitva International Journal of Commerce, Management and Social Sciences. 2014. ISSN: 2320-0626.

16. Elena Volkova, Oksana Isaeva, A. Grishina, I. Volkova School and domestic violence prevalence assessment in Russia // Innovative behavior entrepreneurship and development. Sofia, Bulgaria, 2014. june 28-29. Р. 335 – 344.

17. Borowsky I.W., Taliaferro L.A., McMorris B.J. Suicidal thinking and behavior among youth involved in verbal and social bullying: risk and protective factors // Journal of Adolescent Health. 2013. Jul;53(1 Suppl). S. 4-12. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2012.10.280.

18. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: дис. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.

19. Лысенко Е.Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1988.

20. Marci F.H. The Relationship Between Youth Involvement in Bullying and Suicide // Journal of Adolescent Health. 2013. Vol. 53. P. 1-54.

21. Мосина О.А., Устенко В.С. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 29. С. 144-148. URL: http://e-koncept.ru/2016/56567.htm (дата обращения 17.10.2017).

22. Скитневская Л.В., Хлебникова Е.И. Оценка распространённости буллинга в образовательной среде // Проблема современного педагогического образования. 2016. №52-7. С. 618-625.

23. Скитневская Л.В., Шардыкова М.В. Изучение причин подросткового буллинга // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы: материалы всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Арзамас, 2016. С. 318-324.

24. Попов В.А., Валькова Л.С. Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков // Молодой ученый. 2014. №7. С. 279-281. URL: https://moluch.ru/archive/66/11076/ (дата обращения 17.10.2017).

25. Zych I., Ortega-Ruiz R., Del Rey R. Systematic review of theoretical studies on bullying and cyberbullying: Facts, knowledge, prevention, and intervention. // Aggression and Violent Behavior. 2015. Vol. 23. P. 1-21. Available at: https://doi.org/10.1016/j.avb.2015.10.001 (accessed: 17.11.2017).

26. Brown D.W., Riley L., Butchart A., Kann L. Bullying among youth from eight African countries and associations with adverse health behaviors // Pediatric Health. 2008. Vol. 2, No. 3. Pp. 289-299. Available at: https://www.futuremedicine.com/doi/abs/10.2217/17455111.2.3.289 (accessed: 17.11.2017).

27. Fleming L.C., Jacobsen K.H. Bullying among middle-school students in low and middle income countries // Health Promotion International. 2010. Vol. 25. Is. 1. P. 73-84. Available at: https://doi.org/10.1093/heapro/dap046 (accessed: 17.11.2017).

28. Turagabeci AR, Nakamura K, Takano T. Healthy Lifestyle Behaviour Decreasing Risks of Being Bullied, Violence and Injury // PLoS ONE. 2008. Vol. 3(2). Available at: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0001585 (accessed: 17.11.2017).

29. Siziya P., Rudatsikira E., Muula A.S. Victimization from bullying among school-attending adolescents in grades 7 to 10 in Zambia // Journal of Injury and Violence Research. 2012. Vol. 4. Is. 1. P. 30-35. DOI: 10.5249/jivr.v4i1.84.

30. Fleming L.C., Jacobsen K.H. Bullying and symptoms of depression in chilean middle school students // Journal of School Health. 2009. Vol. 79. Is. 3. P. 130-137. Available at: https://dokumen.tips/documents/bullying-and-symptoms-of-depression-in-chilean-middle-school-students.html (accessed: 17.11.2017).

31. Rudatsikira E., Mataya R.H., Siziya S., Muula A.S., Association between bullying victimization and physical fighting among Filipino adolescents: results from the global school-based health survey // Indian Journal of Pediatrics. 2008. Vol. 75. Is. 12. P. 1243-1247.

32. Hazemba A., Siziya S., Muula A.S., Rudatsikira E. Prevalence and correlates of being bullied among in-school adolescents in Beijing: results from the 2003 Beijing Global School-Based Health Survey // Annals of General Psychiatry. 2008. Vol. 7, article 6. Available at: http://dx.doi.org/10.1186/1744-859X-7-6 (accessed: 17.11.2017).

33. Laeheem K., Kuning M., Mcneil N., Besag V.E. Bullying in Pattani primary schools in southern Thailand // Child. 2009. Vol. 35. Is. 2. P. 178-183. DOI: 10.1111/j.1365-2214.2008.00890.x.

34. Yodprang B., Kuning M., McNeil N. Bullying among lower secondary school students in Pattani Province, Southern Thailand // Asian Social Science. 2009. Vol. 5. Is. 4. P. 23-30.

35. Page R.M., Hall C.P. Psychosocial distress and alcohol use as factors in adolescent sexual behavior among sub-saharan african adolescents // Journal of School Health. 2009. Vol. 79. Is. 8. P. 369-379.

36. Volk A., Craig W., Boyce W. Adolescent risk correlates of bullying and different types of victimization // International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2006. Vol. 18. Is. 4. P. 575-586.

37. Hart K.H., Herriot A., Bishop J.A. Promoting healthy diet and exercise patterns amongst primary school children: a qualitative investigation of parental perspectives // Journal of Human Nutrition and Dietetics. 2003. Vol. 16. Is. 2. P. 89-96.

38. Dembo R., Gulledge L.M. Truancy intervention programs: challenges and innovations to implementation // Criminal Justice Policy Review. 2009. Vol. 20. Is. 4. P. 437-456.

39. Deichmann S. Wenn Schule zur Schikane wird: Was tun bei Mobbing unter Schülern? German: Disserta Verlag, 2015. 310 S.

40. Kollmer N. Mobbing im Arbeitsverhältnis: Was Arbeitgeber dagegen tun können – und sollten. Heidelberg: Verlagsgruppe HüthigJehle-Rehm, 2007. 218 S.


Просмотров: 310


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)