Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО УЧАСТИЯ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-3

Полный текст:

Аннотация

Введение: в статье в контексте тенденции оптимизации непрерывного образования обосновывается необходимость разработки научно-методического обеспечения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. Делается акцент на компетентностной ориентации научно-методического обеспечения и направленности профессиональных программ на освоение новых актуальных компетенций в области воспитания культурной личности безопасного типа поведения.

Материалы и методы: исследование проводилась по результатам разработки дополнительных профессиональных программ для курсов повышения квалификации педагогических кадров на базе Мининского университета с помощью методов анализа и обобщения, оценки и моделирования программного контента, проектирования их научно-методического обеспечения.

Результаты исследования: обосновано научно-методическое обеспечение, включающее научный аспект в виде теоретико-методологического обоснования; нормативный аспект, представленный законодательной базой; методический аспект, раскрывающий особенности применяемых методик и инновационных управленческих и образовательных технологий. Определен состав профессионально-педагогических компетенций и критерии оценки их сформированности, разработана модульная программа по эффективному освоению компетенций на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрена этапность формирования навыка безопасного участия в дорожном движении.

Обсуждение и заключения: созданное системное представление о научно-методическом обеспечении дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении и его апробация подтвердили его важность и необходимость в оптимизации образовательной деятельности. Научно-методическое обеспечение – категория динамическая и открытая, его содержание и структура способны изменяться в зависимости от социальных запросов, развития системы непрерывного педагогического образования, личностно-профессиональных потребностей педагогов.

 

Об авторах

М. А. Картавых
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Картавых Марина Анатольевна- доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека

Нижний Новгород



Г. C. Камерилова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Камерилова Галина Савельевна- доктор педагогических наук, профессор

Нижний Новгород



Список литературы

1. Абрамова С.В. Научно-методическое обеспечение и организация системы подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2015. 44с.

2. Асянова С.Р. Формирование безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Уфа, 2012. 20 с.

3. Ахмадиева Р.Ш. Теоретические основы формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции участника дорожного движения // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2011. №2. С. 175-178.

4. Ахмадиева Р.Ш., Белугин М.Г. Формирование компетенции транспортнобезопасной личности у школьников // Казанский педагогический журнал. 2016. №4(117). С. 24-29.

5. Бабич А.Г., Тер-Григорьянц Р.Г. Теоретико-методические подходы к проведению мониторинга региональных систем непрерывного обучения детей дорожной безопасности: монография. Ставрополь: Ставролит, 2016. 135 с.

6. Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2017. 272 с.

7. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л.А. Михайлов [и др.]. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 272с.

8. Бершадская Е.А., Бершадский М.Е. Методы и формы повышения квалификации, эффективные с точки зрения работников образования // Педагогическое образование и наука. 2017. №3. С. 31-37.

9. Бояров Е.Н. Методическая подготовка бакалавров к безопасной информационно-средовой деятельности (профиль» Образование в области безопасности жизнедеятельности»): автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2016. 46с.

10. Вербицкий А.А. «Цифровое поколение»: проблемы образования // Профессиональное образование. Столица. 2016. №7. С.10-14.

11. Ганушко Я.В. Формирование общих компетенций студентов в условиях самоорганизованного обучения // Almamater (Вестник высшей школы). 2017. №11. С. 66-71.

12. Жесткова Е.А., Губанихина Е.В. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущих педагогов в процессе обучения // Almamater (Вестник высшей школы). 2017. №7. С. 107-111.

13. Закабунин А.В., Ферябков А.В. Особенности использования дистанционных образовательных технологий при реализации программ дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т.6, №1. С. 60-66.

14. Зеер Э.Ф. Тенденции модернизации профессионально-педагогического образования // Профессиональное образование. Столица. 2016. №10. С.15-21.

15. Ишимова И.Н. Варианты оптимизации методического обеспечения образовательного процесса в вузе // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». Теория и методика профессионального образования. 2014. Т.6, №3. С. 41-47.

16. Камашева Ю.Л. Оценка качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ высшего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Казань, 2009. 24 с.

17. Камерилова Г.С., Картавых М.А. Коммуникативная компетентность бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: концептуальные подходы и циклическая модель формирования // Вестник Мининского университета. 2017. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/7a1/kamerilova.pdf (дата обращения: 21.01.2018).

18. Камерилова Г.С., Картавых М.А., Прохорова И.В. Коммуникативная компетентность личности в области безопасности жизнедеятельности: монография. М.: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 212с.

19. Камерилова Г.С., Картавых М.А. Педагогический дизайн электронных учебно-методических комплексов дисциплин магистерской программы // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-9. С. 67-75.

20. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

21. Мухаметзянова Ф.Ш., Шибанкова Л.А. Научно-методическое обеспечение комплексной безопасности образовательной среды // Казанский педагогический журнал. 2017. №5. С. 8-17.

22. Научно-методическое обеспечение реализации культурокомпетентностного подхода в гуманитарной подготовке студентов профессиональной школы / Р.Х. Гильмеева [и др.]. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. №2. С. 132-137.

23. Останина Е.А. MOOCS как современная информационная технология в высшей школе // Almamater (Вестник высшей школы). 2017. №3. С. 71-74.

24. Сериков Г.Н. Станет ли педагогика наукой? Размышления о методологии В.В.Краевского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. №5. С. 15-28.

25. Слободчиков В.И. Отечественное образование в ХХI в.: новый образ // Педагогическое образование и наука. 2017. №2. С. 36-37.

26. Сопин В.И. Научно-организационное и научно-методическое обеспечение дополнительного профессионального образования // Человек и образование. Академический вестник института педагогического образования и образования взрослых РАО. 2014. №4(41). С. 43-48.

27. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальный вектор науки и образования // Almamater (Вестник высшей школы). 2017. №9. С. 17-21.

28. Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. 24 с.

29. Aizikovitsh Е., Amit М. Evaluating an infusion approach to the teaching of critical thinking skills through mathematics // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. No2. P. 3818-3822.

30. Botcheva L., Shih J., Huffman L.C. Emphasizing Cultural Competence in Evaluation: A Process-Oriented Approach // American Journal of Evaluation. 2009. Vol. 30. No2. P. 176-188.

31. Boyatzis Richard E. The competent manager: a model for effective performance. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 1982.

32. Chan N-M., Ho I., Ku K. Epistemic beliefs and critical thinking of Chinese students // Learning and Individual Differences. 2011. No 21. P. 67-77.

33. Children and social competence: Arenas of action / Ed. by Hutchby I., Moran-Ellis J.; L. Wach.: Falmer press, 1998.

34. Colucciello M.L. Relationships Between Critical Thinking dispositions and Learning Styles // Journal of Professional Nursing. 1999. Vol. 15. No5. P. 294-301.

35. Dronkers J., Robert P. Has educational sector any impact on school effectiveness in Hungary? // European Societies. 2004. Vol. 6. No2. P. 205-236.

36. Furlong A., Cartmel F. Young people and social change. Individualization and risk in late modernity. Buckingham, Philadelphia: Open University Press, 2001.

37. Hendry L.B., Kloep M., Wood S. Yong People Talking About Adolescent Rural Crowds and Social Settings // Journal of Youth Studies. 2002. Vol. 5. No4. P. 357-374.

38. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe. Report of the Symposium Berne (Switzerland 27-30 March, 1996). Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED407717.pdf (accessed: 15.02.2018).

39. Thomson R., Holland J. Inventing Adulthoods: Young People's Strategies for and Transition // Economic and Social Research Council: Shaping Society. Available at: http://www.researchcatalogue.esrc.ac.uk/grants/L134251008/read/outputs/date/25/2 (accessed: 15.02.2018).

40. Glassner A., Schwartz B.B. What stands and develops between creative and critical thinking? Argumentation? // Thinking Skills and Creativity. 2007. No2. P. 10-18.

41. Gordon T., Lahelma E. Becoming an adult: Possibilities limitations dreams and fears // Nordic Journal of Youth Research. 2002. Vol.10. No2. P. 2-18.

42. Knapp Karlfried. Intercultural Communication in EESE. Available at: http://webdoc.sub.gwdg.de/edoc/ia/eese/strategy/knapp/4_st.html (accessed: 15.02.2018).

43. Ku K. Assessing students' critical thinking performance: Urging for measurements using multi-response format // Thinking Skills and Creativity. 2009. No4. P. 70-76.

44. Marin L.M., Halpern D. Pedagogy for developing critical thinking in adolescents: Explicit instruction produces greatest gains // Thinking Skills and Creativity. 2011. №6. P. 113.

45. Ballantine J.H., Spade J.Z. Schools and society: a sociological approach to education. Available at: https://books.google.ru/books?id=_Bxy2_3lVFoC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false (accessed: 15.02.2018).

46. Phillips Elaine. IC? I see! Developing learners’ intercultural competence. Available at: http://www.sedl.org/loteced/communique/n03html (accessed: 15.02.2018).


Просмотров: 206


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)