Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ РАБОЧИХ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-4

Аннотация

Введение: современному промышленному комплексу страны требуются высококвалифицированные рабочие, профессионально компетентные, обладающие готовностью к выполнению сложного производственного труда. Важным этапом подготовки рабочих кадров является производственное обучение. Структура и содержание производственного обучения зависит от развития производства, научно-технического прогресса, изменений содержания и средств труда. В связи с этим исследование проблем производственного обучения становится особенно актуальным.

Материалы и методы: в исследовании использованы общенаучные методы познания: анализ, синтез, исторический и логический методы, метод системного подхода, а также специальные методы, связанные со специфическими задачами подготовки будущих рабочих: педагогический анализ трудовой деятельности квалифицированных рабочих, компонентный анализ знаний, умений, историко-логический анализ производственного обучения.

Результаты исследования: выделена особенность производственного обучения, основой которой является производственный труд и теоретическое содержание, определяемое технологическими, научно-технологическими, организационно-экономическими, профессионально-техническими процессами образования и производства.

Производственное обучение – это учебный предмет и процесс, формирующий дидактически обоснованную систему политехнических и профессиональных знаний, умений на основе взаимодействия умственной и физической деятельности учащихся, обучение с производственным трудом. Производственное обучение строится в соответствии с логикой производственного процесса, требованиями к квалификации и задачами восприятия и развития. Логика производственного обучения выражается в научно-практической последовательности формирования у учащихся профессиональных компетенций, способствующих профессиональной деятельности, развитию мировоззренческих, духовно-нравственных, физических качеств личности будущих рабочих.

Именно производственное обучение помогает будущим рабочим ориентироваться в современном производстве, адаптироваться к производственным условиям и обеспечивает высокую производительность труда.

Обсуждение и заключения: определена сущность производственного обучения; выявлены проблемы дидактики производственного обучения; факторы, влияющие на формирование содержания производственного обучения; характерные особенности процесса производственного обучения.

Об авторах

С. М. Маркова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Маркова Светлана Михайловна доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами

Нижний Новгород

 



А. К. Наркозиев
Международный университет Кыргызской Республики учебно-научно-производственный комплекс «Международный университет Кыргызстана»
Кыргызстан

Наркозиев Аманбек Карашович - доктор педагогических наук, академик, Вице-президент по академическим вопросам

Бишкек

 



Список литературы

1. Балганова Е.В. Инновационные подходы к профессиональному обучению менеджеров по персоналу // Инновационные технологии управления персоналом: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции (Челябинск, 26-28 февраля 2015 г.) / Редактор-составитель И.В. Резанович. Челябинск, 2015. С. 94-100.

2. Белобородова Н.С., Черникова Т.А. Профессиональное саморазвитие студентов в контексте компетентностно-деятельностного подхода к обучению // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. №6. С. 9-15.

3. Блинов В.И., Факторович А.А., Есенина Е.Ю., Клинк О.Ф., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2017. 314 с.

4. Блинова М.Г. Новые подходы к обучению – ключевой элемент в управлении профессиональным развитием персонала и повышении конкурентоспособности современного предприятия // Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии: материалы XIX Международной научно-практической конференции: к 25-летию Гуманитарного университета. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. С. 439-442.

5. Валькович О.Н., Булаева К.Ю., Сирченко А.Е. Современные подходы к профессиональному развитию и обучению персонала // Экономика устойчивого развития. 2016. №2(26). С. 50-53.

6. Ветлугина Н.О. Место активных и пассивных методов обучения в профессионально-педагогическом обучении// Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 22-23 апреля 2015 г.). Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. С. 224-227.

7. Воловник Н.С., Грехнева Е.А., Титова В.К., Руппель Е.Ю. Мотивации к обучению и формирование профессиональных компетенций студентов в вузе // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы XV международной научно-практической конференции. Прага, 2016. С. 71-73.

8. Галишникова Е.М. Концептуальные основы подготовки будущих специалистов в системе дополнительного профессионального образования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №4(12). С. 41.

9. Гортинский В.А., Шатров С.М. Профессиональное обучение в связи с формой обучения // Генетическая социология XXI. 2017. №1(4). С. 33-41.

10. Жолдасбекова А.С., Хабиева Т.Х., Сактапов А.К., Аманжолова У.Ш. Формирование мотиваций к обучению профессиональным компетенциям у магистрантов с использованием современных образовательных технологий // Вестник Казахского Национального медицинского университета. 2016. №4. С. 357-360.

11. Лапина Л.В. Проблемы технологического подхода к профессиональному обучению // Новации педагогики и психологии: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2017. С. 51-53.

12. Лапшина Е.В. Методика применения активных методов обучения в профессиональном обучении // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2016. №9(54). С. 76-79.

13. Манакова О.С. Организация производственного обучения студентов направления подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение» в современных условиях // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург, 2014. С. 2617-2623.

14. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2016. №1-1(13). С. 23.

15. Мельникова Е.В. Формирование профессиональных качеств обучающегося на основе компетентностного подхода // Педагогические чтения в ННГУ: сборник научных статей / ответственный редактор И.В. Фролов. Н. Новгород, 2015. С. 111-113.

16. Онищенко Н.И. Организация планирования занятий по профессиональному обучению в системе среднего профессионального образования // Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования: сборник научных статей и материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Архангельск, 2016. С. 65-70.

17. Романова Е.С. Проблема определения содержания понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения», «технология профессионально-ориентированного обучения» // Практическая педагогика и психология: методы и технологии: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 томах. Т.2. Уфа, 2016. С. 89-92.

18. Belinova N.V., Bichevа I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Кhizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher // Revista ESPACIOS. Año. 2017. Vol. 38. №25. Р. 9. Available at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n25/a17v38n25p09pdf (accessed: 22.12.2017).

19. Fominykh M.V., Uskova B.A., Mantulenko V.V., Kuzmina O.N., Shuravina E.N. A Model for the Education of a Student of a Vocational Pedagogical Educational Institution Through the Gaming Simulation // Mathematics Education. 2016. Vol. 11. Issue 8. Pp. 2814-2840. Available at: http://www.iejme.com/makale/901 (accessed: 22.12.2017).

20. Frolova O.A., Chanchina A.V., Frolova N.V., Shevchenko S.M., Chelnokova E.A., Bystrova N.V. The Organization of the Rating System for Assessing the Quality of University Students Training // European Research Studies Journal. 2017. Volume XX. Special Issue. Pp. 549-556. Available at: https://www.ersj.eu/index.php?option=comcontent&task=view&id=1150 (accessed: 22.12.2017).

21. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Yu. Use of Open Electronic Courses in Educational Activity // European Research Studies Journal. 2017. Volume XX. Special Issue. Pp. 541-548. Available at: https://www.ersj.eu/index.php?option=comcontent&task=view&id=1149 (accessed: 22.12.2017).

22. Kirillova O.V., Kirillova T.V., Abramova L.A., Gavrilova I.V., Vaibert M.I. Psychological and Pedagogical Support of the Formation of Professional World Outlook of the University Students // European Journal of Contemporary Education. 2017. Vol. 6. Issue 2. Pp. 280-288. Available at: https://eric.gov/?q=orientation+AND+labour&id=EJ1146171 (accessed: 22.12.2017).

23. Markova S.M., Depsames L.P., Burova I., Tsyplakova S.A., Chigarov E.L. Role of Education in Development of Professional Values of Specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20. Issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/role-of-education-in-development-of-professional-values-of-specialists-6915html (accessed: 22.12.2017).

24. Medvedeva T.Y., Sizova O.A., Ulyanovа R.A., Markova S.M., Karpukova A.A., Kazantseva G.A. Modern Trends in Estimation System of Training Achievements Quality of College Undergraduates // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20. Issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/Modern-trends-in-estimation-system-of-training-achievements-1528-2651-20-3-120pdf (accessed: 22.12.2017).

25. Ogorodova M.V., Pronchatova-Rubtsova N.N., Bystrova N.V., Romanovskaya E.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N. Development and Application of Methods of Determining Combined Standardized Indicator of Assessment of Financial Condition of Banking Sector in the Region // Academy of Accounting and Financial Studies Journal. 2017 Vol. 21. Issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/development-and-application-of-methods-of-determining-combined-standardized-indicator-of-assessment-of-financial-condition-of-bank-6894html (accessed: 22.12.2017).

26. Petrovsky A.M., Smirnova Zh.V., Vaganova O.I., Kutepov M.M., Gruzdeva M.L., Kutepova L.I. The Structure and Content of the Achievements Portfolio of University Students // European Research Studies Journal. 2017. Volume XX. Special Issue. Pp. 557-564. Available at: https://ersj.eu/index.php?option=comcontent&task=view&id=1151 (accessed: 22.12.2017).

27. Rudaleva I.A., Kabasheva I.A., Kovaleva E. Factors Satisfaction Assessment of Teachers Professional Activity // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 152. Pp. 1114-1120. Available at: https://www.sciencedirectcom/science/article/pii/S1877042814053518 (accessed: 22.12.2017).

28. Tkachenko E.V. (2014). Professional Education in Russia: Development Problems // Values and Meanings. 2014. Vol. 2(30). Pp. 7-13. Available at: https://readera.ru/professionalnoe-obrazovanie-v-rossiiproblemy-razvitija-14577726en (accessed: 22.12.2017).

29. Vaganova O.I., Smirnova Zh.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The Organization of the Test Control of Students' Knowledge in a Virtual Learning Environment Moodle // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20. Issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/the-organization-of-the-test-control-of-students-knowledge-in-a-virtual-learning-environment-moodle-6919html (accessed: 22.12.2017).

30. Valeev A.A., Latypova L.A., Latypov N.R. The Use of Interactive Learning Technologies in Teaching a Foreign Language in High School // Mathematics Education. 2016. Vol. 11. Issue 6. Pp. 1773-1785. Available at: http://www.iejmecom/makale/809 (accessed: 22.12.2017).

31. Zyryanova N.I., Fedorov V.A., Zaitseva E.V., Tolkachevа I.S., Glushchenko P.S. Modern Requirements to Preparation of Professional and Pedagogical Personnel // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Issue 16. Pp. 8800-8810. Available at: http://www.ijesenet/makale/1126 (accessed: 22.12.2017).

32. Zyryanova N.I., Fedorov V.A., Zaitseva E.V., Tolkachevа I.S., Glushchenko P.S. Modern Requirements to Preparation of Professional and Pedagogical Personnel // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Issue 16. Р. 8800-8810. Available at: http://www.ijesenet/makale/1126 (accessed: 22.12.2017).


Рецензия

Просмотров: 1342


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)