Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-6

Аннотация

Введение: обращение к теме исследования вызвано актуальной проблемой: в педагогической практике высшей школы проводимые физкультурно-оздоровительные мероприятия в большинстве своем не способствуют формированию у студентов самостоятельной, мотивированной и устойчивой деятельности по самооздоровлению при помощи средств физической культуры. Традиционная система физического воспитания не характеризуется эффективностью.  Формирование мотивации к занятиям физической культурой – одна из важнейших проблем современного вуза.

Материалы и методы: с целью оценить ценностный потенциал физической культуры и спорта нами была поставлена задача выявить отношение студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности; социальную значимость физической культуры; систематичность в занятиях физической культурой и спортом; объективные и субъективные факторы, которые способствуют повышению интереса к физической культуре и спорту как к ценности; причины, которые препятствуют посещению занятий. Для решения поставленной задачи нами была разработана анкета и проведено анонимное анкетирование студентов.

Результаты исследования: проанализировав полученные в результате анкетирования данные, мы пришли к выводу: студенты объективно оценивают состояние своего здоровья, которым многие не удовлетворены; большинство обучающихся не занимаются физической культурой и спортом, ссылаясь с основном на нехватку свободного времени; студенты готовы заниматься физической культурой в секциях по выбранному виду спорта, посещать самостоятельно физкультурные занятия. Студенты в основном положительно отзываются о занятиях по дисциплине «Физическая культура», однако немалое число студентов посещают эти занятия только ради зачёта. Основываясь на результатах проведённого анкетирования, мы приходим к выводу о необходимости введения в высшей школе занятий по выбранному виду спорта.

Обсуждение и заключения: физическое воспитание, основанное на спортивно-ориентированных принципах, включает в себя занятия в спортивных секциях по виду спорта: волейболу, баскетболу, аэробике, бадминтону, футболу, настольному теннису, гиревому спорту, спортивным танцам, плаванию, легкой атлетике, спортивной гимнастике, а также по общей физической подготовке. Организованные на основе выбранного вида спорта занятия более перспективны в плане самосовершенствования, сохранения и укрепления здоровья молодого поколения, это действенное средство формирования спортивной культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста, в отличие от традиционных занятий по физической культуре. Занятия по видам спорта способствуют решению основной задачи физического воспитания в высшей школе – приобщения студентов к здоровому образу жизни.

Об авторах

Е. А. Челнокова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Челнокова Елена Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Нижний Новгород



Н. Ф. Агаев
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Россия

Агаев Натиг Фарман оглы – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта

Нижний Новгород



З. И. Тюмасева
Южно-Уральский государственный педагогический университет
Россия

Тюмасева Зоя Ивановна – доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, директор Института здоровья и экологии человека

Челябинск



Список литературы

1. Агаев Н.Ф. Деятельность преподавателя по формированию физкультурно-оздоровительной мотивации на занятиях физической культурой // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: материалы XII Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов. Н. Новгород, 2011. С. 52-54.

2. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. М.: НПО «МОДЕК», 2001. 317с.

3. Беляков Н.И. Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни средствами физической культуры на основе личностно-деятельного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2001. 21 с.

4. Бурухин С.Ф., Кулагина Е.В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов вуза с использованием новых видов двигательной активности // Ярославский педагогический вестник. 2016. №1. С. 123-127.

5. Валеева Г.В., Тюмасева З.И. Психологическая готовность студентов к оздоровлению и условия ее развития // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. №10. С. 17-27.

6. Воронин С.М. Формирование у студентов мотивации к занятиям физической культурой и спортом // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2011 №1(15). С.34-36.

7. Глазова Е.А. Фитнес технологии как средство повышения уровня мотивации студентов к занятиям физической культурой // Актуальные проблемы современной науки: V Международная научно-практическая конференция: в 2 томах. Т. 1. Ставрополь, 2016. С. 24-27.

8. Дудник И.А. Формирование позитивной мотивации как основы самосовершенствования волевых качеств студентов в процессе занятий физической культурой // Физическое воспитание студентов. 2015. №3. С. 3-9.

9. Захаров П.Я., Сидоров С.С. Атлетическая гимнастика как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой студентов вуза // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сборник научных трудов. Горно-Алтайск, 2015. С. 102-106.

10. Зорина С.Д Мотивация студентов к занятиям физической культурой // Психология и педагогика: методика и проблемы. 2013. №34.

11. Иванов В.В., Берестнева О.Г., Иванкина Л.И., Шаропин К.А. Использование оздоровительных технологий в педагогическом процессе со студентами ТПУ: методпособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2006. 32 с.

12. Ильин А.А., Марченко К.А., Капилевич Л.В., Давлетьярова К.В. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой // Вестник Томского государственного университета. 2012. №360. С. 143-147.

13. Исмиянов В.В., Зубанов И.А., Макаревич Д.А., Синицын Д.В. Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом на примере железнодорожного вуза // Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 1 (5). С. 44-47.

14. Колямина Н.В. Организационно-методические аспекты мотивации к занятиям физической культурой и спортом современной молодежи // Проблемы и перспективы подготовки спортивного резерва: образование, спорт, здоровье / редколлегия: Н.С. Дьячковская, А.К. Корнилова, Т.Д. Пермякова. Чебоксары, 2016. С. 142-143.

15. Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В., Усатов А.Н., Скруг Д.А. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1 (часть 1).

16. Коник Г.А., Темченко В.А., Усова Т.Е. Учебные занятия по видам спорта как средство формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов высших учебных заведений // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2006. №4. С. 107-114.

17. Конкина М.А. Занятия физической культурой спортом в структуре ценностных ориентаций среди студенческой молодежи // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. С. [1-3].

18. Котова Г.В., Прошляков В.Д. Формирование у студентов мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой // Современная система воспитания студента медицинского вуза: состояние и направления развития / под общей редакцией д.м.н., профессора Р.Е. Калинина и д.м.н., профессора В.А. Кирюшина. Рязань, 2016. С. 254-258.

19. Кремнева В.Н., Синякова С.И. Подвижные игры как средство повышения мотивации студентов к занятиям «физической культурой» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №49-2. С. 153-159.

20. Лобыгина Н.М., Тиканов А.О., Крыловский А.Ю. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2016. №1(2). С. 65-71.

21. Логутков С.П. Практические аспекты развития мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой в общеобразовательном учреждении // Научная интеграция: сборник научных трудов. М., 2016. С. 276-280.

22. Ляшенко А.А. Теоретические основы формирования мотивации к занятиям физической культурой у студентов // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием / ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2014. С. 424-426.

23. Малинаускас Р.К. Мотивация к занятиям физической культурой у студентов педагогических вузов/ Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2009. № 4. С. 97-104.

24. Малоземов О.Ю. Проблемы здоровьесбережения и физического воспитания молодежи в аспекте представления о здоровье и жизненных реалиях // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой. Томск: ТГПУ, 2003. С. 268–273.

25. Минеева О.А., Еремеева О.В. Психолого-педагогические условия повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18). С. 6.

26. Мишустин Н.В., Окунев А.Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. Ч. 13. Тамбов, 2015. С. 114-115.

27. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. Педагогические науки. 2011. №8. С. 293-298.

28. Надёжина Н.В. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом у студентов 1-3 курсов АЧИИ ФГБОУ ВО ДОНГАУ // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 23. С. 55-58.

29. Полиенко И.Н. Мотивация и личностная ориентация студентов на занятиях по физической культуре // Вестник КрасГАУ. 2011. №12. С. 303-306.

30. Полишкене Й. Факторы, влияющие на мотивацию студентов для занятий физической культурой // Альманах мировой науки. 2016. №4-3(7). С. 129-130.

31. Пономарёва К.А., Тюмасева З.И. Ценностное отношение к здоровью у студентов: дефинитивная характеристика, компонентный состав, содержательный аспект // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №9-2. С. 114-120.

32. Пономарёва Т.А. Физическая культура и спорт в системе ценностных ориентаций учащейся молодёжи // Теория и практика физической культуры. 2007. №5. С.68-69.

33. Прошляков В.Д., Пономарева Г.В., Котова Г.В., Трушина Н.И. Опыт кафедры физического воспитания РязГМУ по формированию положительной мотивации студенток к занятиям физической культурой // Современная система воспитания студента медицинского вуза: состояние и направления развития / под общей редакцией д.м.н., профессора Р.Е.Калинина и д.м.н., профессора В.А.Кирюшина. Рязань, 2016. С. 279-281.

34. Сивас Н.В. Позитивное отношение к физической культуре как результат получения знаний в процессе обучения в медицинском вузе // Ученые записки. 2008. №2. С. 71-75.

35. Суриков А.А., Кожанов В.И. Исследование интереса и мотивации студентов к занятиям физической культурой // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях / ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2016. С. 91-96.

36. Теоретические и методические основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: учебник / С.В. Кузнецов, А.Н. Волков, А.И. Воронов, под общ. ред. С.В. Кузнецова. М., 2016. 328 с.

37. Туренков А.Н., Скотникова Л.Н. К вопросу о повышении уровня мотивации студентов высших учебных заведений к занятиям физической культурой и спортом // Вестник КемГУ 2009. №3. С. 90-94.

38. Тюмасева З.И. Оздоровление современного образования как средство успешной социализации молодого педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. №11. С. 198-205.

39. Хрущ О.И. Мотивация студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом как компонент развития физической культуры личности // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. №3. С. 145-150.

40. Чембай О.Д., Филатова Н.П., Медведева Л.Е. Ценностные ориентации, сформированные у студентов вуза в современных условиях // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Омск: СибГУФК, 2007. С. 253-255.

41. Черепанова Л.А., Иноземцева Е.С. Влияние аэробики на мотивацию к занятиям физической культурой и специальную физическую подготовленность студенток вуза // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Курган, 2016. С. 220.

42. Черниговская Т.В., Черниговская Л.А. Исследование мотивации занятий физической культурой среди студентов // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. №2-2(63). С. 110-113.

43. Шамова Т.Н., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. М.: Академия, 2006. 384 с.

44. Шамонин А.В., Суворова Е.А., Прохорова О.В., Мельникова А.В., Корелина Е.В., Адейеми Д.П. Психолого-педагогические аспекты повышения мотивации к занятиям физической культурой в социокультурной среде учебного заведения // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. №1. С. 114-118.

45. Apter M.I. The exprorience of motivation. N. Y.: Acadevic Press, 1982.378 p.

46. Crookes G., Schmidt R.W. Motivation: reopening the research agenda // Language Learning. 1991. Vol. 41. №4. Pp. 469-512

47. John, W., Atkinson, Joel O. Raynor. Personality, motivation and achivemont. Washington: Heimisphere Publising Corporation, 1978. 275 p.

48. Jorga, I. Fudokan Karate, Fudokan International Press, Berlin, 1994.

49. Kunath, P. Psyhological and Sport: a historical revive // Apitzsch E., Schilling G. (Eds.) Sport psychology in Europe. FEPSAC, 2003. P.20-26.

50. Lens W. Motivation and de-motivation in secondary education: student Characteristics // Learning and Instruction. 1991. V. 1, №2. P. 145-159.

51. Madsen K.B. Moden theories of motivation. Copenhagen: Verl. Psychol. 1974. 464p.

52. Martens R. Successful Coaching. Copyright, 2004. 520 p.

53. Moos R.H. Evaluating educational environments. Procedures, measures, findings and policy implications. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1979. P. 159-182.

54. Motivation and Performance in Physical Education: An Experimental Test / J.A. Moreno, D.G.Cutre, J.M.Albo, E. Cervello // Journal of Sports Science and Medicine. 2010. №1. P.79-85.

55. Oliver H. Influence of motivational factors on performance // Journal of Instructional Psychology. 1995. Vol. 22, №1. P. 45-49.

56. Rune. J. Motivation. Konflict and Hand lungscontrolle. Berlin-Heidelberg-New York-Tokio: SpringerVerlag, 1983. 354 p.

57. Ryan M.R., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivation: classic definitions and new directions // Contemporary Educational Psychology. 2000. №25. P.54-67.

58. Sheils J. Kommunikation im Fremdsprachenunterricht. Strasbourg: Council of Europe Press, 1994. 334 S.

59. D’ydewalle G., Lens W. (eds.) Cognition in Human Motivation and Learning. Leuven: Leuven University Press, 1981. XVI.


Рецензия

Просмотров: 4039


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)