ИСТОРИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
Аннотация
Введение: В статье обосновывается необходимость изучения грамматического строя современного русского языка сквозь призму его истории, рассматриваются приемы объяснения трудных случаев правописания с использованием элементов историко-лингвистического комментирования, а также данных исторической фонетики и исторической лексикологии.
Материалы и методы: Материалы для комментирования подобраны из учебников по русскому языку, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации. При написании статьи использовались следующие методы – анализ научных источников, сравнительный анализ, методы сравнения и обобщения.
Результаты исследования: в статье обосновывается роль знания истории языка в научном изучении языка. Необходимость обращения к истории русского языка также связана с усилением интереса к особенностям и корням русской ментальности, а язык, как известно, является ее хранителем. Поэтому так важен историко-лингвистический комментарий на уроках русского языка в школе. Авторами определяется особое значение лексикологии при этимологическом анализе слов, а также исторической фонетики – при изучении правописания полногласных и соответствующих им неполногласных сочетаний, а также при изложении правил, связанных с беглостью гласных звуков. Исследование сопровождается конкретными примерами из школьной программы изучения русского языка.
Обсуждение и заключения: Обращение к рассмотренным аспектам истории родного языка (фонетики, лексикологии) в тесном единстве с изучаемым материалом, отраженным в школьной программе, позволяет учащимся проникать в глубины родного языка, тонко чувствовать его разнообразные нюансы, способствует развитию различных форм логического и ассоциативного мышления, осознанию национальной идентичности.
Об авторах
С. Н. БабулевичРоссия
Бабулевич Светлана Николаевна – кандидат филологических наук, доцент
236016, г. Калининград, ул. А.Невского, д.14
Т. Ф. Кузенная
Россия
Кузенная Татьяна Федоровна – кандидат педагогических наук, доцент
236016, г. Калининград, ул. А.Невского, д.14
Список литературы
1. Алимпиева Р.В., Кузенная Т.Ф. Историческая грамматика: методические указания к практическим занятиям. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 1997.
2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2017.
3. Бобро А.И. Использование методов и приемов лингвистического анализа художественного текста при изучении раздела «морфология» в школе // Вестник Московского института государственного управления и права. 2015. № 12. С. 151-153.
4. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. М., 2004.
5. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка: этимология. М.: КомКнига, 2006. 296 с.
6. Галинская Е.А. Историческая фонетика русского языка: учебное пособие по направлению и специальности "Филология": рек. УМО вузов РФ. М.: Изд-во МГУ, 2009.
7. Глинкина Л.А., Чередниченко А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка. Сборник таблиц, упражнений, материалов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 – «Филология». М.: Флинта, 2005.
8. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.
9. Иванов В.В., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. 2-е изд. М.-Л.: Просвещение, 2012.
10. Колесов В.В. Историческая фонетика русского языка. М.: Высш. школа, 1980. 215 с.
11. Колесов В.В. Историческая грамматика русского языка: учебное пособие. М.: Академия, 2009.
12. Кузенная Т.Ф. Русский язык и мы // Современный урок русского языка. Сборник учебно-методических материалов. Калининград: Изд-во РГУ им.И.Канта, 2008. С.38-52.
13. Курулёнок А.А. Исторический комментарий к фактам русской орфографии // Текст как единица филологической интерпретации: материалы II научно-практической конференции преподавателей и учителей. Г. Куйбышев, 2010. С. 86-92.
14. Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. Русский язык. М.: Просвещение, 2015.
15. Ладыженская Т.А., Ладыженская В.А., Тростенцова Л.А. Русский язык / под ред. Н.М. Шанского. М.: Просвещение, 2017.
16. Разумовская М.М, Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2017.
17. Черных П.Я. Историческая грамматика русского языка. М., 1952.
18. Шулежкова С.Г. Старославянский язык, древнерусский язык и историческая грамматика русского языка: опыт сопоставительного изучения: учебно-методическое пособие. 2-изд. М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. 128 с.
19. Якубинский Л.П. История древнерусского языка. М., 1953.
20. Янович Е.И. Историческая грамматика русского языка: учебник. 2-е изд., испр. и доп. Минск: БГУ, 2011. 319 с.
21. Глинкина Л.А. Этимологические тайны русской орфографии. Словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. М.: АСТ, 2007. 381 с.
22. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1998.
23. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990.
24. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. М., 1958.
25. Словарь древнерусского языка (XI – XIV вв.): в 10 т. / гл. ред. В.Б. Крысько. М.: Азбуковник, 1988 – 2013.
26. Словарь русского языка XI – XVII вв: в 29 вып. Вып. 1 – 29 (А – Тольмиже) / гл. ред. С.Г. Бархударов. М.: Наука, 1975 – 2011.
27. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2-х т. М., 2001.
28. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Дрофа, 2001.
29. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4х томах. М.: Терра, 2008.
30. Этимологический словарь славянских языков: праславянский лексический фонд: в 38 вып. / сост. О.Н. Трубачев [и др.]; под ред. О.Н. Трубачева, А.Ф. Журавлева. М.: Наука, 1974 – 2012.