Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

РОЛЬ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-9

Полный текст:

Аннотация

Введение: в данной статье актуализируются вопросы довузовской подготовки, определяются ее стратегические цели и задачи. Представляется авторский взгляд на понятие «довузовская подготовка», которая является важной ступенью на пути к осознанному получению высшего образования и профессии. Приводятся примеры опыта Мининского университета и его совместной деятельности с Ресурсным учебно-методическим центром Мининского университета в решении задач по реализации довузовской подготовки в зарубежных странах. Дается анализ организации обучения на старшей ступени общего образования в этих странах. Освещаются вопросы, обусловленные проблемами инклюзивного образования на этапе подготовки в вуз в Российской Федерации.

Материалы и методы: при написании статьи использовался метод теоретического обобщения и формализации изучаемой проблемы, метод критического анализа отчетной документации, электронной образовательной среды и сайта НГПУ им. К. Минина, метод наблюдения.

Результаты исследования: на основе изучения отечественного и зарубежного опыта организации довузовской подготовки лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также анализа системы работы Мининского университета в данном направлении были определены основные трудности профессионального самоопределения и особенности выбора постшкольной образовательной траектории обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. Был проанализирован опыт Мининского университета по включению в систему довузовской подготовки абитуриентов этой категории. Определены и охарактеризованы конкретные формы, методы и приемы работы с учетом нозологического статуса обучающихся, рассмотрен практический опыт использования электронной образовательной среды вуза (на примере сайта «Абитуриент.ru»).

Обсуждение и заключения: на основе проведенного анализа выделяется ряд противоречий, возникающих на этапе довузовской подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в вузе. Обсуждаются проблемные вопросы в существующей взаимосвязи «школа – вуз» и пути их решения в системе инклюзивного высшего образования. Доказывается значение эффективной подготовки к обучению в высшей школе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью для их социализации и успешного овладения образовательной программой университета.

Об авторах

Е. Ю. Медведева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Медведева Елена Юрьевна  – кандидат психологических наук, доцент

Нижний Новгород



Е. А. Ольхина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Ольхина Елена Александровна – кандидат психологических наук, доцент

Нижний Новгород



Список литературы

1. Байрамов В.Д. Довузовская профессиональная подготовка учащихся-инвалидов по программе непрерывного обучения: учебное пособие / под ред.О.А. Трифонова. М., 2006. 175 с.

2. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие / под ред. А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, А.А. Твардовской, А.Т. Файзрахманова. Казань, 2015. 224 с.

3. Кавокин С.Н., Гаубрих Н., Чикинова Л. Образование инвалидов как компонента их комплексной реабилитации // Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. М., 2000. С. 50-60.

4. Карпушкина Н.В., Ольхина Е.А. Анализ моделей сопровождения инклюзивного высшего образования в странах Западной Европы // Вестник Мининского университета. 2016. №4. С. 51-62.

5. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Мониторинг условий реализации инклюзивного высшего образования в вузах Российской Федерации // Вестник Мининского университета. 2016. №3. С. 238-249.

6. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Организация инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях: учебное пособие. Челябинск, 2016. 101 с.

7. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса: утверждены Минобрнауки России 08.04.2014 №АК-44/05.

8. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / под ред. О.А. Козыревой. Красноярск, 2015. 93 с.

9. Методика работы с молодыми инвалидами по профориентации и планированию карьеры при переходе от школы к трудовой жизни: методические рекомендации. М.: Экон-информ, 2003. 144 с.

10. Организация профориентационной работы высшего учебного заведения с абитуриентами-инвалидами: методические рекомендации / сост. В.Д. Батухтин и др. Челябинск, 2004. 142 с.

11. Профессиональная реабилитация инвалидов: справочно-информационное пособие. М., 2002. 14 с.

12. Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 18 ноября 2016г.) / сост. В.Д. Байрамов, Н.А. Ореховская. М., 2016. 847 с.

13. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе: учебное пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. М., 2013. 196 с.

14. Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья как необходимое условие их профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. №4. С. 23-28.

15. Романович Н.А. Формирование готовности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки: дис. … канд. пед. наук: 13. 00.01. Челябинск, 2015. 263 с.

16. Романович Н.А. Особенности профориентации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного профессионального образования // Инклюзивное профессиональное образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 2014. С. 56-59.

17. Сыгучова О.А. Реабилитация учащихся с ограниченными возможностями в процессе начального профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2005. 26 с.

18. Шафранов-Куцев Г.Ф., Толстогузов С.Н. Профориентационные практики вуза: монография. М.: Логос, 2014. 196 с.

19. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

20. Gordon J.-S. Is Inclusive Education a Human Right? // Journal of Law, Medicine and Ethics. Vol. Human Rights and Disability. Р. 754-767.

21. Low J. Negotiating Identities, Negotiating Environments: an interpretation of the experi¬ences of students with disabilities // Disability & Society. 1996. Vol. 11(2). Pp. 235-248; Leices¬ter M. and Lovell T. Disability Voice: educational experience and disability // Disability & Society. 1997. Vol. 12. No 1. Pp. 111-118.

22. Ict`s in education for people with special needs: Specialized Training Course / UNESCO Institute for Information Technologies in Education. Moscow, 2006. 160 р.

23. Vila L.E., Garcia-Aracil A., Mora J.-G. The Distribution of job satisfaction among young European graduates: Does the choice of study field matter? // The Journal of Higher Education. 2007. Vol. 78. No 1. P. 97-118.

24. Voltz D.L. What matters most in inclusive education: A practical guide for moving forward // Intervention in School and Clinic. 2001. Vol. 37. No1. Pp. 23-30.

25. O’Rourke J. Inclusive Schooling: if it’s so good – why is it so hard to sell? // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19. No 5. Рp. 530-546.

26. Ryndak D.L. Defining school inclusion for students with moderate to severedisabilities: What do experts say? // Exceptionality. 2000. Vol. 8. No 2. Pp. 101-116.

27. Common European Principles for Teacher Competences and Qualification. Available at: http://www.pef.uni-lj.si/bologna/dokumenti/eu-common-principles.pdf (accessed: 16.03.2018).

28. O'Connor B., Power D., Watson R. and Hartley J. Students with disabilities: code of practice for Australian tertiary institutions. Available at: https://www.adcet.edu.au/resource/7014/students-with-disabilities-code-of-practice-for-australian-tertiary-institutions/ (accessed: 16.03.2018).

29. Werfhorst H.G. Cultural capital: Strengths, weaknesses and two advancements // British Journal of Sociology. 2010. Vol. 31. No 2. Pp. 157-169.

30. Hall J., Tinklin T. Students First: The experiences of disabled students in higher education. Report No. 85. Edinburgh: Scottish Council for Research in Education, 1998. Available at: http://www.scre.ac.uk/resreport/rr85/index.html (accessed: 16.03.2018).


Просмотров: 183


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)