ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-12
Аннотация
Введение: в статье представлена структура психологической готовности будущих педагогов начального образования к работе с обучающимися в условиях образовательной инклюзии, которая подразумевает наличие мотивационно-ценностного компонента, предполагающего формирование у педагога новой ценности – перехода от натурального отношения к ребенку к опосредованному социокультурному отношению к нему; деятельностного компонента, предполагающего наличие у педагога способности не только анализировать свою профессиональную деятельность, но и создавать новые образцы инклюзивной практики: проектировать индивидуальную траекторию развития учения и создавать новые способы учебных коммуникаций, новые формы учебного взаимодействия на уроке и рефлексивно-оценочного компонента, предполагающего наличие у педагога умения анализировать образовательные результаты освоения образовательной программы, важнейшим из которых является индивидуальный успех и прогресс каждого обучающегося в условиях совместного обучения, воспитания и развития. Поэтому на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования в высшей школе реализуются лекционные курсы, направленные на психолого-педагогическое просвещение студентов об особенностях возрастного и общего психического развития детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в зависимости от специфики интеграции обучающихся; о зонах актуального и перспективного развития ребенка; об особенностях междисциплинарного и коллегиального взаимодействия специалистов сопровождения, также на раннем этапе профилизации студентов организуются различные виды практик: стационарная и выездная практика.
Результаты исследования: статья посвящена специфике профессиональной готовности будущих педагогов начального образования к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивного образования и требованиям профессионального стандарта педагога. Современные психолого-педагогические исследования и требования к результатам освоения основной образовательной программы начального школьного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью актуализируют подготовку компетентного учителя, реализующего деятельность в новых инклюзивных условиях образования. Как показывает практика, педагог испытывает трудности из-за нехватки дефектологических знаний, социальной ситуации развития и образовательных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, опыта совместной организации учебной деятельности детей, работы в междисциплинарных командах специалистов сопровождения. В статье предпринята попытка разработать структуру и уровни психологической готовности будущих педагогов начального общего образования к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инновационной инклюзивной практики.
Обсуждение и заключения: в статье предложена структура и уровни развития профессиональной готовности будущих педагогов начального образования к работе с младшими школьниками в условиях образовательной инклюзии. Показано, что подготовка будущих педагогов начального образования к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью может быть результативной, если в процессе вузовской подготовки будут созданы условия для формирования профессиональной готовности будущих педагогов к созданию совместного обучения, к построению социальных систем распределенной деятельности, предполагающей наличие средств овладения учителем дефектологическими знаниями, собственным поведением и действиями, которые могут быть реализованы посредством включения в учебный план интегрированных учебных курсов психодидактической направленности и раннего погружения в профессиональную деятельность студентов в условиях различных видов практик.
Об авторах
И. В. ИвенскихРоссия
Ивенских Ирина Валентиновна - соискатель
614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24
С. Н. Сорокоумова
Россия
Сорокоумова Светлана Николаевна - профессор кафедры истории, философии, педагогики и психологии, доктор психологических наук
603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65
О. В. Суворова
Россия
Суворова Ольга Вениаминовна- профессор кафедры практической психологии, доктор психологических наук, профессор
603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1
Список литературы
1. Алёхина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 14-16 ноября 2010 года) / ред. В.В. Рубцов. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России»: Московский городской психолого-педагогический университет, 2010. С. 104-116.
2. Алёхина С.В., Фальковская Л.П. Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма: учебно-методическое пособие. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014. 28 c.
3. Алёхина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. №1. С.5-16.
4. Денисова О.А., Поникарова В.Н., Леханова О.Л. Стратегии и тактики подготовки педагогов инклюзивного образования // Дефектология. М.: РАО, ИКП РАО, ООО «Школьная пресса». 2012. №3. С. 81-90.
5. Егорова П.А., Сорокоумова С.Н. Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. №4(7). С. 24-28.
6. Ивенских И.В., Сорокоумова С.Н. Профилизация будущих педагогов начальной школы для системы инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-1. С. 367-373.
7. Инклюзивное образование: учебное пособие / С.Н. Сорокоумова. М.: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 2015. 203 с.
8. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие / под ред. М.С. Староверовой. М.: ВЛАДОС, 2011. 167 с.
9. Инклюзивное образование. Сборник статей / сост.: М.Р. Битянова. М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. 224 с.
10. Кантор В.З. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы подготовки кадров // Здоровьесберегающее образование. 2014. №4. С. 20-23.
11. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2017. №2. С. 3-13.
12. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕРСЭ, 2002. 192 с.
13. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. №5. С. 6-11.
14. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н. К вопросу об оценке эффективности духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях школьного образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. №5. С. 233. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27181856 (дата обращения: 22.12.2017).
15. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Лебедева О.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе гуманистических ценностей // Инициативы XXI века. 2016. №1. С. 66-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26021964 (дата обращения: 20.09.2017).
16. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Тюнтяева Е.М. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на основе православных ценностей (из опыта работы МАОУ «Школа №187» г. Нижнего Новгорода) // Образ России в русской религиозной мысли: XXV рождественские православно-философские чтения». Н. Новгород, 2016. С. 234-243. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27499086 (дата обращения: 20.09.2017).
17. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Повшедная Ф.В., Сорокоумова С.Н. Оценка эффективности духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающегося в условиях современного образования. Н. Новгород: ООО «ЗУМ_НН», 2016. 92 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26335113 (дата обращения: 20.09.2017).
18. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные формы проведения занятий // Великие реки-2013: труды конгресса 15-го Международного научно-промышленного форума. Н. Новгород, 2014. С. 42-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24385062 (дата обращения: 20.09.2017).
19. Сорокоумова С.Н. Инклюзивное образование: учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов по направлению «Психолого-педагогическое образование». М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. 203 с.
20. Сорокоумова С.Н. Подготовка педагогов к психолого-педагогическому сопровождению детей в инклюзивном обучении // Приволжский научный журнал. 2010. №4. С. 268-272.
21. Сорокоумова С.Н. Организация инклюзивного обучения в условиях модернизации образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, №2(3). С. 618-620.
22. Сорокоумова С.Н. Организация психологической помощи в условиях инклюзивного образования // Приволжский научный журнал. 2011. №3. С. 214-218
23. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра РАН, 2010. Т.12. С. 132-134.
24. Сорокоумова С.Н., Левченко И.Ю. Комплексный подход к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста: монография. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2012. 118 с.
25. Сорокина Т.М., Щелоков С.А. Психологические характеристики воспитательной компетентности студентов педагогического вуза: монография. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. 189 с.
26. Сорокина Т.М. Развитие социально-профессиональной компетенции будущих педагогов начальной школы в интегративной образовательной среде вуза: монография. Н. Новгород: Мининский университет; М.: ФЛИНТА, 2017. 156 с.
27. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. 2015. №2. С. 110.
28. Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Методическое и технологическое обеспечение подготовки практических психологов // Великие реки 2012: труды конгресса 14-го Международного научно-промышленного форума: в 2-х томах / ответственный редактор Е.В. Копосов. Н. Новгород, 2013. С. 192-194.
29. Суворова О.В. Семейная среда как фактор развития субъектности старшего дошкольника: теоретико-концептуальные аспекты: монография. Н. Новгород, 2011. 128 с.
30. Суворова О.В., Сычева Е.С. Развитие когнитивно-личностных профессиональных качеств у студентов психолого-педагогических специальностей: монография. Н. Новгород, 2012. 239 с.
31. Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография. Н. Новгород, 2012. 330 с.
32. Суворова О.В. Влияние семейной среды на развитие детской субъектности // Вестник Мининского университета. 2014. №3(7). С. 10.
33. Суворова О.В. Методологические основы деятельности психолога образования: учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов по направлению «Психолого-педагогическое образование». М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. 240 с.
34. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального школьного образования детьми с ОВЗ / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики. 2010. №14. URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-14/proekt-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-26 (дата обращения: 22.12.2017).
35. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики. 2010. №14. URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-14/proekt-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-27 (дата обращения: 22.12.2017)
36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/11/00_%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%9E%D0%92%D0%97_22.11.2014.pdf (дата обращения: 22.12.2017).
37. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/#ixzz4uyiV31Ss (дата обращения: 22.12.2017).
38. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. Diagnostics Of Psychosomatic Risk İn Psychotherapeutic Practice // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Is. 18. Рp. 12566-12575. Article Number: ijese.2016.930. Available at: http://www.ijese.net/makale/1727 (accessed: 22.02.2018).
39. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. The Projective Study of The Impact of The Vertical Position of a Person on The Nosological Specificity of Psychosomatic Risk // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Vol. 7. Is. 6. Pp. 685-691. Available at: https://www.rjpbcs.com/2016_7.6.html (accessed: 22.02.2018).
40. Nikonova E.I., Sharonov I.A., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern functions of a textbook on social sciences and humanities as an informational management tool of university education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Is. 10. Pp. 3764-3774. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26465518 (accessed: 22.02.2018).