Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-13

Полный текст:

Аннотация

Введение: В статье рассматривается феномен эмоциональной зрелости в контексте различных зарубежных и отечественных теорий личности. Подчеркивается, что проблема изучения эмоциональной зрелости, ее структуры, механизмов, условий формирования, особенно в условиях взросления молодых людей и подготовки  к осуществлению конкретной профессиональной деятельности, остается предметом научных дискуссий и не до конца понята отечественными и зарубежными психологами.

Материалы и методы: Описаны результаты собственного исследования показателей эмоциональной зрелости в соответствии с представленной авторской моделью, включающей следующие компоненты: эмоционально-ценностную направленность, когнитивные реакции и особенности эмоционального познания, аффективные реакции, эмоциональную саморегуляцию поведения. Исследование проводилось в период 2015-2017 гг. на выборке студентов трех факультетов педагогического вуза (Мининского университета) (объем выборки – 157 человек)

Результаты исследования: Описана система  механизмов закрепления и проявления эмоций  на разных уровнях структуры  личности, характеризующих противоположные варианты эмоционального развития студентов: кризисный и зрелый. Выявлен значительный процент обследованных молодых людей (44,6%) с кризисным типом эмоционального развития. У этих испытуемых достоверно выше показатели личностной тревожности и сопутствующих ей переживаний страха, стыда и вины,  менее развита способность к эмоциональному познанию и управлению своими эмоциями, доминируют стратегии избегания трудностей и проблем, а также агрессивного поведения по отношению к окружающим в стрессовых ситуациях.

Обсуждение и заключения: Полученные результаты свидетельствуют о необходимости осуществления со студентами – будущими педагогами специальной психологической работы в рамках обучения. Прежде всего,  следует уделять внимание формированию навыков работы со своими переживаниями, воспитанию привычки к преодолению трудностей,  развитию установок эмоционально зрелой личности.

Об авторах

Т. Л. Шабанова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Шабанова Татьяна Леонидовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры классической и практической психологии

Нижний Новгород



Л. В. Тарабакина
Московский педагогический государственный университет
Россия

Тарабакина Людмила Владимировнадоктор психологических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии

Москва

 



Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 2016. 288 с.

2. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб.: Питер, 2017. 448 с.

3. Виртц У., Цобели Й. Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии. М.: Когито-Центр, 2014. 328 с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008. 671 с.

5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., Политиздат, 1978. 271 с.

6. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2002. 464 с.

7. Компетентностно-ориентированное обучение в вузе: теория и практика: монография / под ред. В.В. Николиной, О.А. Сафоновой. Н. Новгород: Мининский университет, 2014. 354 с.

8. Кудрявцев В.Т., Бережковская Е.Л., Кравцов О.Г., Меркулова О.П., Новикова Т.С., Перелыгина И.А., Прихожан А.М. Психология раннего студенческого возраста. М.: ООО «Проспект», 2016. 191 с.

9. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. 342 с.

10. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970. С. 34-59

11. Львова Е.Н., Митина О.В., Шлягина Е.И. Личностная тревожность и выбор стратегий совладания // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 45-56.

12. Лэнгле А. Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии. М.: Генезис, 2010. 128 с.

13. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2017. 400 с.

14. Мэй Р. Смысл тревоги. М., 2001. 235 с.

15. Мэй Р. Мужество творить. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2015. 152 с.

16. Лэйнг Р.Д. Расколотое «Я». СПб.: Изд-во «Белый кролик», 1995. 352 с.

17. Прихожан А.М. Тревожность детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.

18. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия: учебник / под ред. д-ра психол. наук Н.С. Хрусталевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. 372 с.

19. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм: учебник / под общ. ред. д-ра психол. наук Н.С. Хрусталевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016. 445 с.

20. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. 392 с.

21. Рубинштейн С.Л. Эмоции // Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2016. С. 551-586.

22. Cапольски Р. Психология стресса. СПб.: Питер, 2017. 480 с.

23. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд. Моск. ун-та, 1993. С. 126-145.

24. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: дис. … канд. психол. наук. М., 1992.

25. Тарабакина Л.В. Социальная психология эмоций в контексте идей Л.С. Выготского // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы V международной научно-практической конференции. Н.Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2016. С. 9-13.

26. Тарабакина Л.В., Шабанова Т.Л. Тревога в деятельности учителя: норма или патология развития // Нижегородское образование. 2014. № 1. С. 27-33.

27. Тарабакина Л.В., Шабанова Т.Л. Социализация студентов в современном педагогическом вузе с позиции системного подхода // Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2016. С. 72-78.

28. Тарабакина Л.В., Шабанова Т.Л. Изучение эмоциональной зрелости у преподавателей вузов с позиции системного подхода // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). С. 34.

29. Хазова С.А. Ресурсы личности в период взрослости // Вопросы психологии. 2015. № 6. С. 28-37.

30. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе. СПб.: Питер, 2014. 304 с.

31. Целевая подготовка педагогов: модель кадрового конструктора регионального социально-педагогического кластера: монография / А.А. Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова. Н.Новгород: Мининский университет, 2017. 204 с.

32. Шабанова Т.Л. Психологические условия формирования компетентности студентов педагогического вуза // Нижегородское образование. 2014. № 3. С. 10-16

33. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб.: Питер, 2017. 334 с.

34. Adler A. The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation of selections from his writing. H.L.&R.R. Ansbacher (Eds.). New York: Basic Books, 1956.

35. Allport G.W. The person in psychology: Selected essays. Boston: Beacon Press., 1968.

36. Atkinson J.W., Litwin G.H. Achiement motive and test anxiety. Concieved as motive to approach success and motive to avoid failure // Journal of abnormal and soc. psychol. 1960. Vol. 60, Nо 1.

37. Beck A.T. Cognitive therapy and the emotional disorders. New York: International Universities Press., 1976.

38. Bowlby J. Separation, anxiety and anger: Attacbment and loss. Vol. 2. London, 1975.

39. Dunham J. Stress in teaching. London, Sydney, Croon Helm, New York, 1984.

40. Horney K. Our inner conflicts. A constructive theory on neurosis. N.Y., 1965.

41. Izard C.E. Anxiety: A variable combination of interacting fundamental emotions // Anxiety, Current Trends in Theory and Research. N.Y., 1972. Vol. 1.

42. Jersild A.T. Emotional Development // Manual in Child Psychology. N.Y.: Wiley, 1954.

43. Lazarus R.S., Averill J.R. Emotion and cognition with special reference to anxiety // Anxiety, Current Trends in Theory and Research. N.Y.: Academic Press, 1972. Vol. 1.

44. Rogers C.R. A theory of therapy, personality, and interpersonal relationships, as developed in the client-centred framework // Formulation of the person and the Social Context. Vol. 3. N.Y., 1959.

45. Schutz W. Joy: Expanding human awareness. New York, Grove Press, 1967.

46. Spielberger Ch. D. (ed.) Anxiety: Current trend in theory and research. N.Y-L., Academic Press, 1972. 237 p.

47. Taylor. J.A. Theory and manifest anxiety // Psychol. Bull. 1956. Vol. 53. No 4.

48. Winnicott D.W. The maturarational processes and the facilitating enviroment. L., 1965.


Просмотров: 235


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)