Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

СТРУКТУРА СУБЪЕКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-14

Аннотация

Введение: Изучение субъектности человека, процессов и условий ее становления – одна из существенных тенденций развития различных направлений и отраслей отечественной психологической науки на протяжении всего минувшего века.

В нашем исследовании структура субъектности определяется как уровень выраженности ее компонентов: активности, осознания способности к рефлексии, свободы выбора и ответственности за него, осознание собственной уникальности, понимания и принятия другого, саморазвития.

В статье рассматриваются проблемы личностного развития и игровой компьютерной зависимости младших подростков. Представлены результаты исследования, направленного на выявление уровня выраженности игровой компьютерной зависимости у подростков и структуры их субъектности.

Результаты исследования: Для диагностики игровой компьютерной зависимости подростков использовался специально разработанный опросник, включающий пять основных шкал: эмоциональное отношение к компьютерным играм; самоконтроль в компьютерной игре; целевая направленность на компьютерную игру; родительское отношение к компьютерной игре; предпочтение виртуального общения реальному. На выборке из 146 учащихся в возрасте от 10 до 11 лет установлены значимые различия между мальчиками (N =72) и девочками (N =74) в уровне игровой компьютерной зависимости.

Структура субъектности как интегративного свойства, выражающегося в отношении человека к себе как к деятелю, в осознанном и деятельном отношении к миру и к себе в нем, диагностировалась с помощью опросника «Структура субъектности младшего подростка».

Установлено, что игровую компьютерную зависимость чаще испытывают мальчики, девочкам в большей степени свойственна увлеченность компьютерными играми. Проанализированы особенности субъектности подростков разного пола «зависимых» и «увлеченных» компьютерными играми. Младшие подростки с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости имеют более низкие показатели развития таких компонентов субъектности, как развитие осознанной активности, способность к рефлексии, умение понимать и принимать другого человека. Описаны компоненты субъектности, позволяющие нивелировать негативные эффекты имеющейся игровой компьютерной зависимости у подростков, снизить риск возникновения ее высокого уровня.

Обсуждение и заключения: Развитие субъектности ребенка в каждом возрасте имеет свою специфику, однако в исследованиях, посвященных вопросам развития субъектности в онтогенезе [2, 7, 12], отмечается неоднородность развития отдельных компонентов субъектности, выраженная гетерохронность и одновременно отсутствие в детских возрастах субъектности как целостного свойства.

В младшем подростковом возрасте наиболее динамично развиваются такие компоненты субъектности, как активность, осознание способности к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого, саморазвитие. Формирование этих компонентов обусловлено, прежде всего, той социальной средой, в которой живет ребенок, и качеством отношений ребенка с окружающими людьми. Если окружающая среда и среда взаимодействия отличается бедностью и однородностью стимулов для развития, то младшие подростки начинают искать эти условия в компьютерной игре.

Об авторах

А. В. Гришина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Гришина Анна Викторовна – кандидат психологических наук, начальник управления научных исследовани

Нижний Новгород



Е. В. Волкова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Волкова Елена Николаевна – доктор психологических наук, профессор факультета психологии

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Проспект, 1996.

2. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. С. 110-134.

3. Беловол Е.В., Колотилова И.В. Разработка опросника для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми // Психологический журнал. 2011. № 6. Т. 32. С. 49-58.

4. Больбот Т.Ю., Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги, 2006.

5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.

6. Волкова Е.Н. Субъектность педагога (Теория и практика): дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998.

7. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: интегративный подход. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007.

8. Войскунский А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 2008. № 2. С. 140-153.

9. Выготский Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений в 4-х тт. М.: Изд-во Педагогика, 1984. Т. 4.

10. Гришина А.В. Психологические факторы формирования игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте // Аспирантские тетради (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена). СПб.: РГПУ, 2009. № 39. С. 237-243.

11. Гришина А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2011.

12. Зотикова Н.В. Личностные предпосылки субъектности младших подростков: дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.

13. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.

14. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: дис. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.

15. Лысенко Е.Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1988.

16. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004.

17. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. М.: Изд-во МГГУ, 2009.

18. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

19. Пилюгин А.Е. Зависимость от видеоигр как следствие переживаемого подростком дефицита субъектности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 5. С. 115-118.

20. Пыжьянова М.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2006.

21. Риппинен Т.О., Слободская Е.Р. Взаимосвязи личностных особенностей подростков с повседневным использованием компьютера // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 4. С. 18-25.

22. Рыженко С.К. Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2009.

23. Серегина И.А. Психологическая структура субъективности как личностного свойства педагога: дис. ... канд. психол. наук. М., 1999.

24. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 4. С. 105-114.

25. Трафимчик Ж.И. Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей младшего школьного возраста // ЗОЖ. 2011. №1. С.22-26.

26. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 1. С. 86-102.

27. Щукина М.А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.

28. Goldberg I. Internet addiction. 1995. Available at: http://www.psycom.net/iasg.html (accessed: 18.01.2018).

29. Turkle Sh. Constructions and Reconstructions of the Self in Virtual Reality // Massachusetts Institute of Technology. Idenity workshop. 1997.

30. Shotton M.A. Computer Addiction? A study of computer dependency // J. Affective Disorders. 1998. Vol. 5. P. 56-59.

31. Young K. Caught in the Net. N.-Y.: John Wiley and Sons, 1996.

32. Zych I., Ortega-Ruiz R. Systematic review of theoretical studies on bullying and cyberbullying: Facts, knowledge, prevention, and intervention // Aggression and Violent Behavior. 2015. Vol. 23. Pp. 1–21.

33. Brown D.W., Riley L., Butchart A. Bullying among youth from eight African countries and associations with adverse health behaviors // Pediatric Health. 2008. Vol. 2, No. 3. Pp. 289–299.

34. Fleming L.C., Jacobsen K.H., Bullying among middle-school students in low and middle income countries // Health Promotion International. 2010. Vol. 25, No. 1. Pp. 73–84.

35. Turagabeci A.R., Nakamura K., Takano T. Healthy lifestyle behaviour decreasing risks of being bullied, violence and injury // PLoS One. 2008. Feb. 20. Vol. 3, No. 2. Article ID: e1585. DOI: 10.1371/journal.pone.0001585.

36. Siziya P., Rudatsikira E., Muula A.S., Victimization from bullying among school-attending adolescents in grades 7 to 10 in Zambia // Journal of Injury and Violence Research. 2012. Vol. 4, No. 1. Pp. 30–35.

37. Fleming L.C., Jacobsen K.H., Bullying and symptoms of depression in chilean middle school students // Journal of School Health. 2009. Vol. 79, No. 3. Pp. 130–137.

38. Rudatsikira E., Mataya R.H., Siziya S., Muula A.S. Association between bullying victimization and physical fighting among Filipino adolescents: results from the global school-based health survey // Indian Journal of Pediatrics. 2008. Vol. 75, No. 12. Pp. 1243–1247.

39. Hazemba A., Siziya S., Muula A. S., Rudatsikira E. Prevalence and correlates of being bullied among in-school adolescents in Beijing: results from the 2003 Beijing Global School-Based Health Survey // Annals of General Psychiatry. 2008. Vol. 7, article 6.

40. Laeheem K., Kuning M., Mcneil N., Besag V. E. Bullying in Pattani primary schools in southern Thailand // Child. 2009. Vol. 35, No. 2. Pp. 178–183.

41. Yodprang B., Kuning M., McNeil N., Bullying among lower secondary school students in Pattani Province, Southern Thailand // Asian Social Science. 2009. Vol. 5, No. 4. Pp. 23–30.

42. Page R.M., Hall C.P. Psychosocial distress and alcohol use as factors in adolescent sexual behavior among sub-saharan african adolescents // Journal of School Health. 2009. Vol. 79, No. 8. Pp. 369–379.

43. Volk A., Craig W., Boyce W. Adolescent risk correlates of bullying and different types of victimization // International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2006. Vol. 18, No. 4. Pp. 575–586.

44. Hart K.H., Herriot A., Bishop J.A. Promoting healthy diet and exercise patterns amongst primary school children: a qualitative investigation of parental perspectives // Journal of Human Nutrition and Dietetics. 2003. Vol. 16, No. 2. Pp. 89–96.

45. Dembo R., Gulledge L.M. Truancy intervention programs: challenges and innovations to implementation // Criminal Justice Policy Review. 2009. Vol. 20, No. 4. Pp. 437–456.

46. Deichmann S. Wenn Schule zur Schikane wird: Was tun bei Mobbing unter Schülern? German: Disserta Verlag, 2015. 310 S.

47. Kollmer N. Mobbing im Arbeitsverhältnis: Was Arbeitgeber dagegen tun können – und sollten. Heidelberg: Verlagsgruppe HüthigJehle-Rehm, 2007. 218 S.


Рецензия

Просмотров: 1111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)