Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА КОМПЕТЕНТНОСТНУЮ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье обсуждается проблема изменений требований к профессиональной деятельности преподавателя вуза в связи с переходом на компетентностную модель профессионального образования. Основное внимание уделяется профессиональной рефлексии: представлены критерии анализа, даны характеристики уровней развития рефлексивных профессиональных действий, которые могут использоваться преподавателями для самоанализа. Рефлексия рассматривается авторами как объективно необходимый этап профессиональной деятельности преподавателя высшей профессиональной школы. В статье предложены критерии анализа уровня развития профессиональной рефлексии: способность к самоанализу своей профессиональной деятельности, критерии профессиональной рефлексии, наличие программы профессионального саморазвития. В статье представлены результаты пилотажного исследования уровней развития рефлексии у преподавателей высшей профессиональной школы. Доказана зависимость становления профессиональной компетенции специалиста от условий профессиональной деятельности.

Об авторах

Е. Гуцу
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, 

Нижний Новгород



Е. Кочетова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, 

Нижний Новгород



М. Няголова
университет им. Святых Кирилла и Мефодия
Болгария

кандидат психологических наук, доцент кафедры, 

Велико Търново



Список литературы

1. Александрова Н.М., Маркова С.М. Проблемы развития профессионально-педагогического образования //Вестник Мининского университета. 2015. № 1. URL:http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2015-0416/Aleksandrova. pdf. Дата обращения: 05.05.2015.

2. Васильева Е.Ю. Влияние социально-психологических факторов на качество деятельности преподавателей вуза // Экология человека. 2006. № 1. С. 42-48.

3. Володько Н.В. Психологические аспекты совершенствования профессиональной компетентности педагогов в условиях психолого-педагогического пространства // Изв. Южного федерального ун-та. Пед. науки. 2009. № 2. С. 146-152.

4. Гурье Л.И. Маркина Л.Л. Подготовка преподавателей вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2009. № 2. С.91-95.

5. Гуцу Е.Г. Диагностика деятельностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 107-112.

6. Гуцу Е.Г. Кочетова Е.В. Деятельность преподавателя вуза по развитию маркетинговых действий у будущих педагогов в системе вузовской подготовки // Актуальные вопросы современного образования: IIМеждународная научная конференция. Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2012. С.192-195.

7. Гуцу Е.Г. Интегративная деятельность многопредметной выпускающей кафедры вуза как условие развития профессиональной компетенции студентов //Вестник Мининского университета. 2014. № 3. URL:http: //www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/ Nauch_deyat/Vestnik/2014-09%203/Gucu.pdf. Дата обращения: 22.04.2015.

8. Деменева Н.Н. Психодидактика начального образования как инновационное направление профессиональной подготовки учителей начальных классов //Нижегородское образование. 2014. № 2. С.59 - 64.

9. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. - Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. 2005 (выпуск 8). С. 26-44.

10. Малый Ю.В. Формирование психолого-педагогической компетенции преподавателя высшей технической школы в системе повышения квалификации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 102. С. 222-226.

11. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). 1994.

12. Красинская Л.Ф. Повышение квалификации преподавателей: моделирование на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 75-80.

13. Ларионова М.А. Рефлексия в развитии профессионализма преподавателя вуза // Психология в вузе. 2008. № 4. С. 108-112.

14. Няголова М. Д. Планиране и организация на семинарните занятия по психология // Научна сесия 2011. Сборник научни трудове. Част II, под ред. на Н. Ненов, НВУ „В. Левски” - Факултет „Артилерия, ПВО и КИС”, изд. „Химера” ООД, Шумен. 2012. С. 382 - 392.

15. Нарочная Е.Б. Профессиональная компетентность преподавателя иностранного языка в контексте новой образовательной политики [Электронный ресурс] // Преподаватель высшей школы в ХХI веке / Материалы международной научно-практической Интернет-конференции. Сборник 2009-2010г. Режим доступа: http://www.t21.rgups.ru/doc2010/1/07.doc. Дата обращения: 10.04.2012.

16. Семченко А.А. Управление качеством в системе высшего образования // Вестник Мининского университета. 2014. № 3. URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/ files/Nauch_deyat/Vestnik/2014-09%203/Semchenko_AA.pdf. Дата обращения: 10.04.2015.

17. Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. 2010. № 5. С.29-37.

18. Харавинина Л.Н. Компетентностный подход в оценивании профессиональной деятельности молодого преподавателя [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru/images/9/9a/Haravinina_L_article1.doc. Дата обращения: 3.03.2012.

19. Чернова Е.Ю. Деятельность преподавателя высшей школы в условиях гуманизации образования [Электронный ресурс] // Преподаватель высшей школы в ХХI веке / Материалы международной научно-практической Интернет-конференции. Сборник 2009-2010г. Режим доступа: http://www.t21.rgups.ru/doc2010/1/10.doc. Дата обращения: 15.04.2014.

20. Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in Educational Settings / Ed. by Edmund C. Short. Lanham etc., University Press of America, 1984. Vol.VI.

21. Schrtz M. Whah is a «European Teacher»? // ENTEP Discussion Paper // 193.170.42.61 / entep / ETFinalJune2005.

22. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne? Switzezland 27-30 March, 1996/ Council for Cultural Co-operation (CDCC) a // Secondary Education for Europe Strsburg, 1997

23. Stelzer-Rothe T. Kompetenzen in der Hochschullehre. Rustzeug fur gutes Lehren und Lernen an Hochschulen. Rinteln, 2005. 400 S.


Просмотров: 132


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)