Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ И ЖЕСТКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрены ключевые этические проблемы, которые необходимо решать в любом исследовании с участием детей и подростков, пострадавших от насилия и жесткого обращения. Психологическое исследование и вмешательство представляет собой социальное взаимодействие и ориентировано на достижение позитивной социальной цели, в организации и проведении которых необходимо соблюдение профессионально этических норм. Морально-этические принципы специалистов, работающих с детьми и подростками, являются частью совокупности общечеловеческих норм, они включают в себя наиболее общие правила обследования, предупреждающие неоправданное или некомпетентное использование методов и методик диагностики и вмешательства. Независимо от того, в каком состоянии находится испытуемый, исследователь должен быть неизменно чуток к нему, сострадателен и заинтересован в его судьбе. В статье также освещается вопрос об обязательной процедуре оглашения и подписания всеми участниками исследования и/или вмешательства Информированного согласия, соблюдения принципа конфиденциальности и анонимности.

Об авторе

L. Skitnevskaya
НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
Россия


Список литературы

1. Волкова, Е.Н. Насилие и жестокое обращение с детьми: основные направления научных исследований / Е.Н. Волкова // Вестник Мининского университета. - 2013. - №1. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.mininuniver.ru (дата обращения: 15.02.2015)

2. Волкова, Е.Н. Возможности опросника ICAST-R для диагностики пережитого насилия в российских условиях / Е.Н.Волкова, О.М. Исаева // Вестник Мининского университета. - 2014. - №2. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.mininuniver.ru (дата обращения: 17.02.2015)

3. Волкова, Е.Н., Гришина, А.В. Изучение распространённости насилия и жестокого обращения с детьми с помощью опросников ICAST-С, ICAST-R, ICAST-Р / Е.Н.Волкова, А.В. Гришина // Вестник Мининского университета. - 2013. - №1. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.mininuniver.ru (дата обращения: 15.02.2015)

4. Волкова, Е.Н. Возможности использования опросника ICAST-C в условиях российской действительности/ Е.Н. Волкова, А.В. Гришина, Н.И. Дунаева, О.М. Исаева, Л.В. Скитневская и др. //Научное мнение.- 2012.-№ 12. - С.115-121

5. Проблема насилия над детьми и пути их преодоления / под ред. Е.Н. Волковой.-СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

6. Хельсинкская декларация - этических принципах проведения медицинских исследований с участием человека [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.wma.net.- (дата обращения: 18.11.2014)

7. Этический кодекс Российского психологического общества [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.psyrus.ru (дата обращения: 02.03.2015)

8. Abebe, T. (2009) Multiple methods, complex dilemmas: negotiating socio-ethical spaces in participatory research with disadvantaged children. Children’ s Geographies, 7, 451-465.

9. Alderson, P. (1995). Listening to children: Children, ethics and social research. London: Barnardos.

10. Alderson, P. (2001) Research by children. International Journal of Social Research Methodology, 4, 139-153.

11. Alderson, P., & Morrow, V. (2011). The ethics of research with children and young people. London: Sage Publications.

12. Bell, N. (2008). Ethics in child research: rights, reason and responsibilities. Children’s Geographies, 6, 7-20.

13. Coyne, I.(2010) Research with children and young people: The issue of parental (proxy) consent. Children and Society, 24, 227-237.

14. Gallagher, M. (2009). Ethics. In E.K. Tisdall, J. Davis & M. Gallagher (Eds.), Researching with children and young people: Research design, method and analysis. London: Sage Publications.

15. Gallagher, M., Haywood, S., Jones, M., & Milne, S. (2010). Negotiating informed consent with children in school-based research: A critical review. Children and Society, 24, 471- 482.

16. Hill, M. (2005). Ethical considerations in researching children’s experiences. In S. Greene & D. Hogan, (Eds.), Researching children’s experience, (pp. 61-86). London: Sage Publications.

17. Lindsay, G. (2000). Researching children’s perspectives: ethical issues. In A. Lewis & G. Lindsay (Eds.) Researching children’s perspectives. (pp. 3-20). Buckingham: Open University Press.

18. Morrow, V., & Richards, M. (1996). The ethics of social research with children: an overview. Children & Society, 10, 90-105.

19. Powell, MA, Fitzgerald, RM, Taylor, N & Graham, A (2012) International literature review: ethical issues in Undertaking research with children and young people, for the Childwatch International Research Network, Southern Cross University, Centre for Children and Young People, Lismore NSW and University of Otago, Centre for Research on Children and Families, Dunedin, NZ

20. Robson, E., Porter, G., Hampshire, K., & Bourdillon, M. (2009). ‘Doing it right?’: Working with young researchers in Malawi to investigate children, transport and mobility. Children’ s Geographies, 7, 467-480.

21. Scally A. (2014) Ethical issues in research involving children and young people. Radiography 08/2014; DOI:10.1016/j.radi.2014.01.006

22. Trussell, D. (2008). Unique ethical complexities and empowering youth in the research process. Journal of Park & Recreation Administration, 26, 163-176.


Просмотров: 116


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)