Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

НАСТАВНИЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-1

Полный текст:

Аннотация

Введение: современная система образования предполагает определенные механизмы входа молодого специалиста в профессию, оказание ему помощи на начальном этапе его профессионального становления. Эффективная адаптация молодого специалиста к условиям образовательной организации возможна при создании эффективной модели наставничества в данном учреждении. В статье подробно рассматривается феномен наставничества, а также описываются результаты исследования по определению состояния наставничества в общеобразовательных школах города Нижнего Новгорода.

Материалы и методы: при написании статьи использовались методы анализа отечественной и зарубежной литературы, сравнительного анализа, анкетирования, а также статистические методы обработки информации.

Результаты исследования: статья содержит результаты анкетирования, проведенного среди педагогов школ г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области с целью определения состояния наставничества в современных школах. Результаты проведенного исследования доказывают низкую осведомленность педагогов образовательных организаций о функционале наставника, а также наглядно демонстрируют, что культуру наставничества следует поддерживать и развивать.

Обсуждение и заключения: культура наставничества дает большой потенциал развития педагогов-наставников и молодых специалистов, а также способствует наибольшему успеху образовательной организации.

Об авторах

Е. В. Игнатьева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия

Игнатьева Екатерина Владимировна –  преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики.

Researcher ID: K-4154-2017

Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1



Н. Д. Базарнова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия

Базарнова Надежда Дмитриевна – преподаватель кафедры общей и социальной педагогики.

Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1



Список литературы

1. Агапова Е.Н., Трапицын С.Ю. Сопровождение процесса адаптации начального этапа профессиональной деятельности учителя // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №3. С. 36-46.

2. Вершловский С.Г. Особенности профессионального становления молодого учителя // Советская педагогика. 2014. №4. С. 76-84.

3. Дудина Е.А. Наставничество в системе непрерывного профессионального развития педагогических кадров в Великобритании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. №1. С. 49-61.

4. Игнатьева Д.А. Роль наставника в профессиональной деятельности молодого педагога // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы V Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 5 февр. 2016 г.) / редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 90-93. ISBN 978-5-9907548-6-7.

5. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Проблемы и зарубежный опыт технологизации наставничества в профессиональном развитии педагога // Проблемы современного педагогического образования.2016. №53-10. С. 17-23.

6. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога // Вестник Мининского университета. 2017. №3. C. 2. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-3-2

7. Родионова Е.Л., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Институт двойного наставничества – основа механизма постдипломного сопровождения выпускника целевой подготовки педагога // Нижегородское образование. 2017. №2. С. 85-92.

8. Илалтдинова Е.Ю., Игнатьева Е.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в условиях регионального социально-педагогического кластера // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. №10. C. 65-70.

9. Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 178с.

10. Осипова Т.Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. 2015. №03. С.1-9.

11. Папуткова Г.А., Картавых М.А., Прохорова И.В. Клиническая практика – инновационный инструментарий компетентностно-ориентированного профессионально-педагогического образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. №4. Том 1. С.96-101.

12. Полетаева Н.М., Лукина Л.Е. Роль наставника как одной из наиболее эффективных форм управления знаниями в развитии кадрового потенциала региональной системы образования // XIX Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции / под общей редакцией В.Н. Скворцова; Л.М. Кобрина. СПб., 2015. Т. 2. С.109-115.

13. Родионова Е.Л., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Институт двойного наставничества – основа механизма постдипломного сопровождения выпускника целевой подготовки педагога // Нижегородское образование. 2017. №2. С. 85-92.

14. Седых Е.П., Фёдоров А.А. Тренажер «дополненной педагогической реальности»: теоретическое обоснование // Вестник Мининского университета. 2017. №2.

15. Сергеева С. В., Калашникова С. С., Воскрекасенко О. А. Психолого педагогическое сопровождение деятельности наставника в высшей школе // Научные исследования в образовании. 2010. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-deyatelnosti-nastavnika-v-vysshey-shkole (дата обращения: 15.03.2018).

16. Федоров А.А., Седых Е.П. Моделирование процессов целевого обучения и трудоустройства в системе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, №5. C. 93-98.

17. Федоров А.А., Седых Е.П., Родионова Е.Л. Независимая оценка качества работы образовательных организаций: опыт Нижегородского региона // Психологическая наука и образование. 2015. №4. C. 16-22.

18. Федоров А.А. Новое педагогическое образование // Аккредитация в образовании. 2016. №8(92). С. 18-22.

19. Портрет педагога. Основа моделирования образовательных программ: монография / А.А. Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова, Г.А. Папутковой. Н.Новгород: Мининский университет, 2017. 202 с.

20. Целевая подготовка педагогов: модель кадрового конструктора регионального социально-педагогического кластера: монография / А.А. Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова. Н.Новгород: Мининский университет, 2017. 204 с.

21. Червонный М.А. Наставничество в построении концепции педагогического сопровождения будущих педагогов в интеграционных процессах систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования // Ped.Rev. 2017. №3(17). С.16-23.

22. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Методологические основания концепции управления профессиональной адаптацией молодых педагогов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №11(19).

23. Abbitt J.T. Measuring technological pedagogical content knowledge in pre-service teacher education: A review of current methods and instruments // Journal of Research on Technology in Education. 2011. Vol. 43, no. 4. Pp. 281-300.

24. Andrew J. Hobson, Angi Malderez. Judgementoring and Other Threats to Realizing the Potential of School-based Mentoring in Teacher Education // International Journal of Mentoring and Coaching in Education. 2013. Vol. 2, no. 2. Pp. 89-108.

25. Bozeman B., Feeney M.K. Toward a Useful Theory of Mentoring: A Conceptual Analysis and Critique // Administration & Society. 2007. Vol. 39, no. 6. Pp. 719-739.

26. Colley H. A Rough Guide To The History Of Mentoring From A Marxist Feminist Perspective // Journal of Education for Teaching. 2002. Vol. 28, no. 3. Pp. 257-273.

27. Dennis C. Oregon Mentoring Program – Teacher Training that Works // Research to Practice. Practice to Research. 2015. Available at: http://triwou.org/blog/post/61/oregon-mentoring-program-teacher-training-that-works (accessed: 15.03.2018).

28. Fairbanks C.M., Freedman D. & Kahn C. The role of effective mentors in learning to teach // Journal of Teacher Education. 2000. Vol. 51, no. 2. Pp. 102-112.

29. Fedorov A.A., Solovev M.Y., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F. Model for Employer-sponsored Education of Teachers: Opportunities and Challenges // Man in India. 2017. Vol. 97, no. 11. Pp. 101-114.

30. Hanegan N., Friden K., Nelson C.R. Authentic and simulated professional development: Teachers reflect what is modeled // School Science & Mathematics. 2009. Vol. 109, no. 2. Pp. 79-94.

31. Hudson P. Identifying mentoring practices for developing effective primary science teaching // International Journal of Science Education. 2005. Vol. 27, no. 14. Pp.1723-1739. DOI: 10.1080/09500690500206457.

32. Koc E.M. Development of mentor teacher role inventory // European Journal of Teacher Education. 2011. Vol. 34, no. 2. Pp. 193-208. DOI: 10.1080/02619768.2010.539199.

33. Malderez A. New ELT professionals // English Teaching Professional. 2001. Vol. 19. Pp. 57-58.

34. Mohamed M. Bukari, Ahmed Bawa Kuyini Exploring the Role of Mentoring in the Quality of Teacher Training in Ghana // International Journal of Learning & Development. 2015. Vol. 5, no. 1. DOI: 10.5296/ijld.v5i1.6822.

35. Odell S.J., Ferraro D.P. Teacher Mentoring and Teacher Retention // Journal of Teacher Education. 1992. Vol. 43, no. 3. Pp. 200-204.

36. Sundli L. Mentoring – A new mantra for education? // Teaching and Teacher Education. 2007. Vol. 23. Pp. 201-214.

37. Smith A. Mentoring for experienced school principals: Professional Learning in a safe place // Mentoring and Tutoring. 2007. Vol. 15, no. 3. Pp. 277-291


Просмотров: 236


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)