Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-3

Полный текст:

Аннотация

Введение: Аксиологический подход рассматривается как гуманистическое направление философии образования, теоретические положения которого обосновывают концепцию развития мира и человека в единой системе ценностей, отношений, оценок и ценностных ориентаций, основанных на идее гармонизации. Профессиональная подготовка будущих педагогов в контексте аксиологического подхода становится условием приобщения к духовным основам и развития социокультурных профессионально-личностных особенностей.

Материалы и методы: Методология статьи проводится на основе методов анализа и обобщения, позволивших выделить ключевые положения аксиологического подхода, которые оказывают влияние на профессиональную подготовку будущих педагогов.

Результаты исследования: Раскрывая философские, психолого-педагогические основы аксиологического подхода, авторы подчеркивают, что ценности как его ключевая дефиниция являются особым образованием, смысловой контекст которого характеризуется определенной системой и иерархией понятий и явлений. Это обуславливает актуальность профессиональной подготовки будущих педагогов в единстве мировоззренческих, профессиональных и личностных характеристик, приводящих к развитию индивидуально значимых ценностных ориентаций с точки зрения норм профессиональной этики и формированию собственного отношения к основополагающим профессиональным ценностям и установкам. Сделан вывод, что профессиональная подготовка будущих педагогов должна отражать культурно-ценностный потенциал обучающихся и развивать ценностные смыслы профессии за счет применения специально организованных методов и приемов, гибкое и вариативное применение которых обеспечивает индивидуально-дифференцированный характер обучения.

Обсуждение и заключения: Рассмотренные теоретические основы аксиологического подхода и практические аспекты, влияющие на процесс профессиональной подготовки будущих педагогов, представленные в работе, дополняют основные положения и методику непрерывного профессионального образования. Перспективными направлениями дельнейших исследований являются, по мнению авторов, обоснование целесообразности и внесение необходимых коррективов в содержание рабочих программ с целью усиления аксиологической направленности профессиональной подготовки будущих педагогов по уровням образования.

Об авторах

И. Б. Бичева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия

Бичева Ирина Борисовна –  кандидат педагогических наук.

Нижний Новгород.



О. М. Филатова
Пензенский государственный университет.
Россия

Филатова Ольга МихайловнаРоссийская Федерация; кандидат педагогических наук; доцент.

Пенза. 



Список литературы

1. Ан С.А.; Ушакова Е.В.; Наливайко Н.В. Образование XXI в. в условиях воздействия полярных цивилизаций // Философия образования. 2016. №5(68). С. 31-40.

2. Бабошина Е.Б. Образование в поисках смысла // Философия образования. 2016. №2(65). С. 36-43.

3. Беликов В.А. Личностно-значимая цель – фактор овладения деятельностью // Вестник Академии энциклопедических наук. 2016. №2(23). С. 14-21.

4. Белинова Н.В.; Сидорова А.Е. Социально-образовательное проектирование в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования // Общество: социология; психология; педагогика. 2017. №6. С. 59-61.

5. Бичева И.Б. Информационная культура как фактор социокультурного развития будущего педагога // Нижегородское образование. 2017. №1. С. 118-122.

6. Бичева И.Б. Карьерная компетентность будущих педагогов дошкольного образования: теоретический контекст // Государственный советник. 2017. №4(20). С. 57-60.

7. Бичева И.Б.; Десятова С.В.; Царева И.А. Развитие педагогического творчества будущего педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №1(25). С. 73-77.

8. Бичева И.Б.; Филатова О.М. Формирование педагога-лидера в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. 2017. №3(20). С. 5. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-3-5.

9. Бичева И.Б.; Хижная А.В.; Емелина А.В.; Баскакова Н.В. Кейс-задача как инновационный способ подготовки будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56(8). С. 35-41.

10. Бичева И.Б.; Хижная А.В.; Сундеева М.О. Особенности формирования самостоятельности как качества педагога-новатора // Государственный советник. 2018. №1(21). С. 32-35.

11. Выжлецов Г.П. Онтологическая аксиология: истоки и современность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2017. Т. 33; №3. С. 275-281.

12. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. 2007. №10. С. 38-47.

13. Голованова Н.Ф. Теория воспитания в поисках методологических ориентиров // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. №5(109). С. 23-26.

14. Казначеева С.Н.; Бичева И.Б.; Емельянова А.М.; Сулимова И.Д. Развитие карьерной компетентности будущих магистров дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-8. С. 81-87.

15. Кирьякова А.В. Аксиологические доминанты подготовки педагогов в университете // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. №3(70). С. 11-19.

16. Котлярова В.В.; Чеботарева Е.А.; Новиков С.В. Трансформация науки и образования в информационном обществе: аксиологические аспекты // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. №4. С. 218-221.

17. Малинин В.А.; Мухина Т.Г.; Сорокоумова С.Н.; Лебедева О.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе гуманистических ценностей // Инициативы XXI века. 2016. №1. С. 66-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26021964 (дата обращения: 20.09.2017).

18. Маркова С.М.; Цыплакова С.А. Профессиологические основы профессионально-педагогического образования // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9; №1. С. 38-43.

19. Марфина О.В.; Пономарёва О.Н.; Филатова О.М. Образовательная среда вуза как фактор становления профессионально-ценностных ориентаций студентов – будущих учителей // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. №28. С. 880-883.

20. Наливайко Н.В.; Косенко Т.С.; Яковлева И.В. Современная личность в информационном пространстве: возможности образования // Философия образования. 2017. №4(73). С. 143-152.

21. Николаева Т. П.; Бичева И. Б. Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития и основа будущего прогресса // Вестник Мининского университета. 2014. №4(8). С. 34.

22. Племенюк М.Г. Аксиологический подход в формировании содержания образования в высшей школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №68. С. 60-68.

23. Рыжова Н.И.; Башмакова Н.И.; Громова О.Н. Актуальность аксиологизации профессиональной подготовки современных специалистов в условиях трансформации ценностей // Наука и школа. 2016. №1. С. 37-46.

24. Севба Е.В. Аксиологический подход в профессиональной подготовке студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. №1. С. 118-120.

25. Сластенин В.А.; Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. М.: Академия; 2003. 187 с.

26. Сухина И.Г. К вопросу о понятии культурной ценности: семантическая экспликация // Juvenis scientia. 2016. №5. С. 17-19.

27. Шипилина Л.А. Проектирование содержания профессионально-педагогического образования на основе сопряжения образовательного и профессионального стандартов: методологический аспект // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. №3(16). С. 186-190.

28. Шиянов Е.Н.; Котова И.Б. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-н/Д; 1995.

29. Яковенко Л.Н. Аксиологический подход к образованию как движущей силе устойчивого развития личности // Экономические и гуманитарные науки. 2016. №1(288). С. 24-28.

30. Anghel A.G.; Drăghicescu L.M.; Cristea G.C.; Gorghiu G.; Gorghiu L. M.; Petrescu A.-M. The Social Knowledge – a Goal of the Social Sustainable Development // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 149. Pp. 43-49 DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.08.187.

31. Belyaeva T.K.; Belinova N.V.; Novik I.R.; Shabanova T.L.; Shlyakhov M.Y. The model of pedagogical work differentiation in the framework of the teacher training modernization // International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6; no. S3. Pp. 32-38.

32. Belinova N.V.; Bicheva I.B.; Kolesova O.V.; Khanova T.G.; Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future // Espacios. 2017. Vol. 38; no. 25. Р. 9.

33. Gutsu E.G.; Demeneva N.N.; Kochetova E.V.; Mayasova T.V.; Belinova N.V. Studying motivational-axiological component of professional competence of a college teacher // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11; no. 18. Pp. 12650-12657.

34. Duke C.; Hinzen H. University engagement and the post-2015 agenda. What are the roles and functions to support adult education and lifelong learning? // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 142. Pp. 29-35. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.07.582.

35. Fairbanks M. Changing the Mind of a Nation: Elements in a Process for Creating Prosperity // Culture Matters: how values shape human progress / ed. L.E. Harrison; S.P. Huntington. New-York: Basic Books; 2000. Pp. 268-281.

36. Francisco Parra-Luna. Axiological systems theory. Universidad Complutense; Madrid; Spain. Available at: http://www.eolss.net/sample-chapters/c02/E6-46-01-07.pdf (accessed: 27.03.2018).

37. Iyer V.G. Education Coupled with Entrepreneurial Process Approach Towards Sustainable Development // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 177. Pp. 147-161. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.02.368 .

38. Kochetova E.V.; Gutsu E.G.; Demeneva N.N.; et al. Psychological mechanisms of future pedagogues' professional individualization formation during their studies in a higher educational institution // Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Vol. 9. Special Issue: SI. Supplement: 2. Pp. 1484-1493.

39. Lampă I.; Greculescu A.; Todorescu L.-L. Education for Sustainable Development –Training the Young Generation for the Future // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 78. Pp. 120-124. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.04.263.

40. López S.G.; Benítez J.L.S.; Sánchez J.M.A. Social Knowledge Management From The Social Responsibility Of The University For The Promotion Of Sustainable Development // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191. Pp. 2112-2116. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.04.327.

41. Markova S.; Depsames L.; Burova I.; Tsyplakova S.; Chigarov E. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20(3). P. 5.

42. Markova S.M.; Sedykh E.P.; Tsyplakova S.A.; Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 129-135. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_17.

43. Narayan Krishna Prabhu. Human values in education: Reflecting on the core // International Research Journals. 2011. Vol. 2(12). Pp. 1727-1732. Available at: https://www.interesjournals.org/articles/human-values-in-education-reflecting-on-the-core.pdf (accessed: 27.03.2018).

44. Scott W.; Gough S. Sustainable Development within UK Higher Education: Revealing Tendencies and Tensions // Journal of Geography in Higher Education. 2006. Vol. 32(2). Pp. 293-305. DOI: 10.1080/03098260600717398.

45. Szitar M.-A. Learning about sustainable community development // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. Pp. 3462-3466. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.784.

46. Valeeva R.A. & Demakova I.D. Humanization of Education in the Context of Janusz Korczak Pedagogical Ideas // Review of European Studies. 2015. Vol. 7(4). Pp. 161-171. DOI: 10.5539/res.v7n4p161.

47. Wierzbicka A. Cross-cultural Pragmatics. The Semantics of Human Interaction. Berlin; New York: Mouton de Gruyter; 2003. 502 p.


Просмотров: 198


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)