ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Аннотация
Введение: В статье авторы обращаются к вопросу повышения мотивации к изучению иностранного языка, используя новые методы в процессе обучения. Одной из главных задач XXI века является повышение качества образования, в том числе и высшего. Кроме того, российское образование должно отвечать международным стандартам. Это означает, что должен происходить обмен знаниями, мобильность студентов и преподавателей, участие студентов в различных международных проектах. К сожалению, в настоящее время разработанные программы языкового образования для неязыковых направлений недостаточно полно отражают вопросы организации обучения иностранным языкам и роли практической реализации лингвокультуры как одного из главных факторов образования и воспитания студентов неязыковых направлений. Для развития познавательной активности в современном образовании необходимо использовать такие методы, которые бы заинтересовали студентов в получении знаний. В настоящее время существует различные методы обучения иностранным языкам: аудиолингвальный, метод «Silent Way», метод суггестопедии, методы с использованием интернет-ресурсов (хотлист, мультимедиа скрэпбук, трежа хант, сабджект сэмпла, веб-квест).
Материалы и методы: Исследование проводилось на базе факультета управления и социально-технических сервисов Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. В исследовании принимали участие студенты с 1 по 3 курсы, обучающиеся как по очной, так и по заочной форме обучения неязыковых направлений. Методы исследования определялись задачами решаемой проблемы. Нами применялись эмпирические методы (анкетирование); статистические методы (качественный и количественный анализ результатов).
Результаты исследования: Проведенное исследование позволило выявить частоту использования Интернета; наиболее популярные интернет-ресурсы; цели использования интернет-ресурсов; количества времени использования интернет-ресурсов; степень заинтересованности изучения иностранного языка с помощью сетевых ресурсов студентами неязыковых направлений.
Обсуждение и заключения: Использование сетевых ресурсов при изучении иностранного языка студентами неязыковых направлений является одним из эффективных методов обучения. Использование такого метода обучения дает ряд преимуществ: позволяет студентам выполнять задания по иностранному языку в то время, когда им удобно (особенно это актуально для студентов, обучающихся по заочной форме обучения); стимулирует студентов к развитию познавательной активности; взаимодействие между преподавателем и студентами происходит более оперативно; самостоятельное обучение перестает быть пассивным.Об авторах
С. Н. КазначееваРоссия
Казначеева Светлана Николаевна – кандидат педагогических наук; доцент кафедры инновационных технологий менеджмента.
Нижний Новгород.
В. А. Бондаренко
Россия
Бондаренко Виктория Андреевна – доктор экономических наук; доцент кафедры маркетинга и рекламы.
Ростов-на-Дону.
Список литературы
1. Алтухова М.А. Формирование информационных компетенций как фактор развития познавательной активности студентов // Сибирский педагогический журнал. 2014. №2. С. 84-87.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛОЛГУ им. А.А. Жданова, 1968. 340 с.
3. Ахметгалиев Ф.Н. Развитие у студентов учебно-познавательной активности // Символ науки. 2017. №04-2. С. 119-120.
4. Барышникова Г.В. Технологии подготовки студентов-заочников неязыкового вуза к самостоятельной работе в процессе изучения иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Пенза, 2006. 250 с.
5. Болохонцева Н.М. К вопросу о повышении мотивации на занятиях по иностранному языку// Наука и практика. 2014. №3(60). С. 184-187.
6. Булыгина Т.Ф. Развитие познавательной активности и самостоятельности средствами ИКТ в курсе изучения иностранных языков в техническом вузе // Научные труды SWorld. 2014. Т.14, №1. С. 24-26.
7. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых М.: Изд-во МСХА, 1993. 164 с.
8. Давыдова Л.П. Организация самостоятельной работы студентов-заочников младших курсов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1985. 212 с.
9. Евсенкова А.А. Педагогические условия развития познавательной активности иностранных студентов. URL: http://vuzirossii.ru/publ/pedagogicheskie_uslovija_razvitija_poznavatelnoj_aktivnosti_inostrannykh_studentov/15-1-0-4349 (дата обращения: 10.03.2018).
10. Знание хотя бы одного иностранного языка увеличивает шансы получать более высокую заработную плату. URL: http://english-exam.ru/city-guilds/218.html#ixzz4taKHz7Za (дата обращения: 15.03.2018).
11. Зырянов Н.И., Мартьянова Е.Н. Педагогическое обеспечение успешного изучения иностранного языка студентами непрофильного вуза. URL: http://www.emissia.org/offline/2006/1107.htm (дата обращения: 15.03.2018).
12. Иванова С.М. Повышение познавательной активности студентов // Наука и мир. 2014. Т. 2, №10(14). С. 58-59.
13. Изучаем иностранный язык. Метод Лозанова. URL: http://para.by/articles/text/izuchem-inostrannye-yazyki-metod-lozanova (дата обращения: 15.03.2018).
14. Казначеева С.Н. К вопросу об инновационной активности как средству развития познавательной активности студентов // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири MagisterDixit. 2014. №4(16). С. 34-38.
15. Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Специфика мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета // Вестник Мининского университета. 2016. №3(16). С.1.
16. Казначеева С.Н., Репина Р.В. Интеграция иностранного языка с другими дисциплинами на основе личностно-деятельностного подхода с целью развития познавательной активности студентов // Мир науки. 2016. Т.4, №11. С. 11.
17. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А. Интеграция иностранного языка и специальных дисциплин в высших учебных заведениях // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №4-3(35). С. 9-12.
18. Кириллова Н.В., Пушкин А.А., Зайцева Е.Л. Негативные факторы, влияющие на формирование у студентов компетенций в процессе изучения ими иностранного языка в вузах неязыкового профиля // Успехи современного естествознания. 2015. №9-1. С. 155-158. URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35550 (дата обращения: 10.03.2018).
19. Коробейникова Е.В., Аулова О.В. Учет психологических факторов, влияющих при усвоении знаний по иностранному языку при инновационном обучении студентов-медиков. URL: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=431 (дата обращения: 15.03.2018).
20. Крутова И.Ю. Методологический анализ познавательной активности студентов медицинского вуза в процессе овладения иностранным языком // European Social Science Journal – Европейский журнал социальных наук. 2013. №8-2. С. 92-100.
21. Крутова И.Ю. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере медицинского вуза): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Черкесск, 2017. 193 с.
22. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 190 с.
23. Мекеко Н.М. Теория и практика заочного обучения иностранному языку на основе компьютерных технологий: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2009. 37 с.
24. Минеева О.А., Еремеева О.В. Психолого-педагогические условия повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Вестник Мининского университета. 2016. №3(16). С. 3.
25. Подгрушная Т.С., Протасова И.Н., Рукосуева Т.В. Способы повышения познавательной активности студентов при изучении микробиологии в медицинском вузе // Фундаментальные исследования. 2015. №2-26. С. 5925-5929. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38531 (дата обращения: 10.03.2018).
26. Романова С.П. Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Кемерово, 2010. 249 с.
27. Саввина И.Л. Формирование познавательной активности студентов в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2004. 21с.
28. Семина Л. В. Организация познавательной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку // Педагогическое образование и наука. 2009. №11. С. 45-48.
29. Симеонова Н.М. Особенности развития иноязычной познавательной активности студентов в неязыковом вузе // Молодой ученый. 2017. №6. С. 443-448.
30. Симонова Ж.Г. Формирование познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка на основе эпистемического подхода: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01. Курск, 2009. 26 с.
31. Сиразеева А.Ф., Валеева Л.А., Морозова А.Ф. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17983 (дата обращения: 15.03.2018).
32. Современные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе: коллективная монография. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. 92 с.
33. Толстова Н.М. Стиль познавательной активности субъекта как условие успешного изучения иностранного языка // Вектор науки ТГУ. 2012. №2(20). С. 119-124.
34. Уманец И.Ф. Технология обучения иностранному языку для осуществления гуманитаризации образования // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2013. Т. 4, №4. С. 611-617.
35. Чуреева Л.А. Активизация познавательной деятельности студентов медицинского колледжа на практических занятиях профессионального модуля как условие успешности обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 424–433.
36. Шабалина Е.П., Вебер Т.В. Формирование познавательной активности обучающихся как социально-значимого качества личности // Новые педагогические технологии. 2014. №XVIII. С. 16-18.
37. Шадова А.С., Комарова Е.В. Мотивация деятельности студентов при обучении иностранному языку в техническом вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. №4. Ч. 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/51651 (дата обращения: 15.03.2018).
38. Шоколова Т.Н. Самостоятельная работа студентов-заочников при изучении иностранного языка // Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации: материалы Международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Омск, 2013. С. 309-311.
39. Шумков А.Ю. Познавательная и творческая активность студентов // Молодой ученый. 2014. №2(61). С. 888-890.
40. Щекина Н.Б., Шварп Н.В. Приемы активизации познавательной деятельности студентов // Наука вчера, сегодня, завтра: сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. №4(11). Новосибирск: Сибак, 2014. URL: https://sibac.info/conf/science/xi/37723 (дата обращения: 15.03.2018).
41. Bates A.W. Distance education in a knowledge-based society // A keynote address in the ICDE Conference on The Metamorphosis of Distance Education in the Third Millennium. Toluca, Mexico, 2007.
42. Byram M. Foreign language teaching and intercultural citizenship // Iranian Journal of Language Teaching Research. 2013. Vol. 1, no. 3. Pp. 53-62.
43. Byram M. From Foreign Language Education to Education for Intercultural Citizenship: Essays and Reflections. Clevedon: Multilingual Matters, 2008. 272 p
44. Cohen L., Manion L., Morrison K. Research Methods in Education. 7-th ed. London: Routledge Falmer, 2011. Available at: http://cw.routledge.com/textbooks/cohen7e/ (accessed: 10.03.2018).
45. Dervin F. Assessing intercultural competence in Language Learning and Teaching: a critical review of current efforts. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/c76d/032a17c70eb07a3a7d141ef6934e0b7590f3.pdf (accessed: 10.03.2018).
46. Dodge B. Some Thoughts AboutWebQuests. Available at: http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html (accessed: 10.03.2018).
47. Holmes P. Intercultural dialogue: challenges to theory, practice and research // Language and Intercultural Communication. 2014. Vol. 14, no. 1. Рp. 1-6.
48. Language Learners as Ethnographers / C. Roberts [et al.]. Clevedon: Multilingual Matters; Buffalo; Toronto; Sydney, 2001. 267 p.