Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-10

Полный текст:

Аннотация

Введение: В статье представлена проблема формирования универсальных учебных действий младших школьников, влияющая на их развитие, обучение и социализацию. Приводится теоретический анализ работ, трактующих понятия «универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия». Рассматриваются результаты проведенного исследования, направленного на выявление уровня сформированности  коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников и определение позиций испытуемых в общении. Описываются возможные варианты индивидуальных образовательных маршрутов для детей данной категории.

Материалы и методы: Исследование проводилось на основе использования теоретических методов (анализ психолого-педагогической и методической литературы, включающий выяснение сущности понятий «индивидуальный образовательный маршрут», «универсальные учебные действия», выделение  особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников и др.), эмпирических методов (психолого-педагогический эксперимент, направленный на изучение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников и разработку вариантов индивидуальных образовательных маршрутов), методов обработки данных (количественный и качественный анализ).  

Результаты исследования: проведенное исследование позволило проследить положительную динамику роста уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников до и после проведения опытно-экспериментальной работы c использованием спроектированных индивидуальных образовательных маршрутов.

Обсуждение и заключения: Полученные данные подтверждают, что спроектированные индивидуальные образовательные маршруты для младших школьников оказались эффективными, так как была отмечена положительная динамика в изменении уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий испытуемых, умений вести диалог, учитывать позицию собеседника, осуществлять совместные со сверстником действия. Материалы статьи могут быть полезны для специалистов и педагогов образовательных организаций, заинтересованных в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Об авторах

Н. В. Рябова
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева».
Россия

Рябова Наталья Владимировна – заведующий  кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии; доктор педагогических наук; доцент.

Саранск.



О. В. Терлецкая
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева».
Россия

Терлецкая Ольга Васильевна – старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии. 

Саранск.



Список литературы

1. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников // Начальная школа. 2012. №2. С. 74-78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17542613 (дата обращения: 20.06.2018).

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова; Г.В. Бурменская; И.А. Володарская; О.А. Карабанова; С.В. Молчанов. М.: Просвещение; 2008. 151 с. URL: http://docplayer.ru/42293-Pod-redakciey-a-g-asmolova.html (дата обращения: 20.06.2018).

3. Балашова А.И.; Ермолова Н.А.; Потылицына А.Ф. К вопросу о развитии универсальных учебных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. №5. С. 69-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16382365 (дата обращения: 20.06.2018).

4. Болотов В.А.; Исаев Е.И.; Слободчиков В.И.; Шайденко Н.А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1997. №4. С. 66-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20385283 (дата обращения: 20.06.2018).

5. Буторина О.В. Формирование универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья // Начальная школа. 2016. №7. С. 74-76. URL: https://n-shkola.ru/archive/viewarticle/2812 (дата обращения: 20.06.2018).

6. Важнова О.Г. Проектирование педагогической деятельности школы-комплекса: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль; 1999. 21 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000241613 (дата обращения: 20.06.2018).

7. Виноградова Н.Ф. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий // Начальное образование. 2016. Т.4; №2. С. 3-5. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26499047 (дата обращения: 20.06.2018).

8. Винокурова Н.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения орфографии // Гуманитарные науки и образование. 2017. №1(29). С. 61-65. URL: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/caa/1_29_-_yanvar_mart_.pdf (дата обращения: 20.06.2018).

9. Гневэк О.В. К логике формирования универсальных учебных действий в процессе обучения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2016. №6. С. 79-85. URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn16-06/2604-a (дата обращения: 20.06.2018).

10. Гордиенко Н.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Педагогический журнал. 2017. Т.7; №3А. С. 200-210. URL:http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2017-3/21-gordienko.pdf (дата обращения: 20.06.2018).

11. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ижевск; 2010. 39с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19332015 (дата обращения: 20.06.2018).

12. Егорова К.В. Поликультурный подход как общенаучная основа формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. №22. С. 47-52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25430618 (дата обращения: 20.06.2018).

13. Жуковина Ю.В. Формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Новая наука: Опыт; традиции; инновации. 2016. №1-2 (123). С. 66-68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27705708 (дата обращения: 20.06.2018).

14. Иневаткина С.Е.; Леванова Е.С. Проектирование индивидуального образовательного маршрута для дошкольников с выраженной задержкой психического развития // Современные наукоемкие технологии. 2016. №12-3. С. 609-612. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19332015 (дата обращения: 20.06.2018).

15. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №2. С. 11-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-universalnye-uchebnye-deystviya-i-zachem-oni-nuzhny (дата обращения: 20.06.2018).

16. Кузнецова Н.В. Возможности формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в процессе использования групповой формы работы // Гуманитарные науки и образование. 2017. №1(29). С. 65-69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28856771 (дата обращения: 20.06.2018).

17. Ломакина Д.А.; Маркушевская Е.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. №38. С. 34-37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25448268 (дата обращения: 20.06.2018).

18. Мамонова Е.Б.; Суворова О.В.; Персонова А.А. Групповые и индивидуальные маршруты развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников // Наука и Мир. 2016. Т. 2; №4(32). С. 86-88. URL: http://scienceph.ru/d/413259/d/science_and_world_no_4_(32);_april;_vol._ii.pdf (дата обращения: 20.06.2018).

19. Маркушевская Е.А.; Никандрова А.В. Игра как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. №38. С. 7-9. URL: https://vivliophica.com/articles/ education/379773 (дата обращения: 20.06.2018).

20. Морозова Е.Е.; Евдокимова Е.Г.; Дворжецкая О.Ю. Развитие универсальных учебных действий младших школьников в экологическом проектировании // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. №4. С. 101-106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26145966 (дата обращения: 20.06.2018).

21. Морозова И.А. Инновационные способы формирования универсальных учебных действий // Символ науки. 2016. №2-1(14). С. 155-156. URL: https://os-russia.com/SBORNIKI/SN-16-2-1.pdf (дата обращения: 20.06.2018).

22. Мостова О.Н. Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе учета индивидуально-типологических особенностей: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб.; 2007. 24 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15875891 (дата обращения: 20.06.2018).

23. Неясова И.А. Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников в образовательном процессе // Гуманитарные науки и образование. 2017. №1(29). С. 47-50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28856765 (дата обращения: 20.06.2018).

24. Носова Н.В.; Цатурян М.О. Психолого-педагогическая модель формирования универсальных учебных действий у младших школьников во внеучебной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51. С. 374-380. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25838978 (дата обращения: 20.06.2018).

25. Петухова О.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников как социально-педагогическая проблема // Концепт. 2016. Т. 11. С. 811-815. URL: https://e-koncept.ru/2016/86175.htm (дата обращения: 20.06.2018).

26. Поломошнова С.А. Вектор обучения: от общеучебных умений к универсальным учебным действиям // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2016. №2(93). С. 91-94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26084058 (дата обращения: 20.06.2018).

27. Санникова Н.И. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий // Концепт. 2016. Т. 48. С. 8-19. URL: https://e-koncept.ru/2016/76604.htm (дата обращения: 20.06.2018).

28. Султанова Г.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №27. С. 72-77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26184973 (дата обращения: 20.06.2018).

29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (дата обращения: 10.06.2018).

30. Цукерман Г.А.; Чудинова Е.В. Диагностика умения учиться. М.: Авторский клуб; 2016. 64 с. URL: https://dic.academic.ru/book.nsf/65882296/ Диагностика+ умения+ учиться (дата обращения: 10.06.2018).

31. Шемелова О.Ю. Психолого-педагогическая диагностика как средство контроля формирования коммуникативных универсальных учебных действий в младшей школе // Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. №1(8). С.213-215. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/16932/discussion_platform (дата обращения: 20.06.2018).

32. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. 2001. №6. С. 83-98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21851841 (дата обращения: 20.06.2018).

33. Янкина Л.А. Формирование логических универсальных учебных действий младших школьников при изучении геометрических понятий // Гуманитарные науки и образование. 2017. №1(29). С. 78-81. URL: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/caa/1_29_-_yanvar_mart_.pdf (дата обращения: 20.06.2018).

34. Adair J. Effective Communication // American Journal of Educational Research. 2016. Vol. 1; no. 9. Pp. 406-412. URL: http://www.sciepub.com/journal/ EDUCATION/archive (accessed: 20.06.2018).

35. Billing D. Teaching for transfer of core/key skills in higher education: Cognitive skills // Higher Education. 2007. Vol. 53. Pp. 483-516. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10734-005-5628-5 (accessed: 20.06.2018).

36. Dodge K.A.; Pettit G.S.; Bates J.E. Socialization Mediators of the Relation between Socioeconomic Status and Child Conduct Problems // Child Development. 1994. Vol. 65(2). Pp. 649-665. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8013245 (accessed: 20.06.2018).

37. Dougherty L.R. Children's Emotionality and Social Status: A Meta-analytic Review // Social Development. 2006. Vol. 15(3). Pp. 394-417. URL: http://www.ijese.net/makale/139 (accessed: 20.06.2018).

38. Frederiksen J.R.; White B.Y. Conceptualizing and constructing linked models: Creating coherence in complex knowledge systems // The Role of Communication in Learning to Model. Mahwah; NJ: Erlbaum; 2002. Vol. 34. Рр. 69-96. URL: https://education.uw.edu/people/faculty/frederik (accessed: 20.06.2018).

39. Hasson G. Brilliant Communication Skills // International Journal of Environmental and Science Education. 2015. Vol. 11; no. 11. Pp. 4578-4586. URL: http://www.ijese.net (accessed: 20.06.2018).

40. Marilyn S.; Rochel G. The Development of Communication Skills: Modifications in the Speech of Young Children as a Function of Listener. Monographs of the Society for Research in Child Development // American Journal of Educational Research. 2016. Vol. 1; no. 9. Pp. 406-412. URL: https://www.scilit.net/article/d4c7c1d1e183962088c88996cf966c00 (accessed: 20.06.2018).

41. McKeough A. Teaching for transfer: Fostering generalization in learning. Reconstructing educational psychology: Situated cognition and Deweyian pragmatism // Educational Psychologist; 2013. Vol. 29(1). Рр. 23-35. URL: https://play.google.com/store/books/details/Anne_McKeough_Teaching_for_Transfer?id=GVFcAgAAQBAJ (accessed: 20.06.2018).

42. Meenakshi R.; Sharma S. Technical Communication: Principles and Practice. Second Edition. New Delhi: Oxford University Press.; 2017. URL: https://ru.scribd.com/document/356280462/Raman-Meenakshi-Sharma-Sangeeta-Technical-Communication-Principles-and-Practice-Oxford-University-Press-2015 (accessed: 20.06.2018).

43. Nielsen M.; Kapitany R.; Elkins R. The perpetuation of ritualistic actions as revealed by young children‘s transmission of normative behavior // Evolution and Human Behavior. 2015. Vol. 36(3). Рр. 191-198. URL: http://www.academia.edu/18174953/The_perpetuation_of_ritualistic_actions_as_revealed_by_young_childrens_transmission_of_normative_behavior (accessed: 20.06.2018).

44. Pintrich P.R.; De Groot E.V. Motivational and Self-Regulated Learning Components of Classroom Academic Performance // Journal of Educational Psychology. 1990. Vol. 82. Рр. 33-40. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.315.6253&rep=rep1&type=pdf (accessed: 20.06.2018).

45. Salomon G.; Perkins D.N. Do technologies make us smarter? ... Lessons to be Learned From Research on Peace Education in the Context of Intractable Conflict // Theory to Practice. 2005. Vol.44 (4). Рр. 293-302 . URL: http://studylib.net/doc/7505864/salomon--g (accessed: 20.06.2018).

46. Schoonmaker S. Kids in Context: The Sociological Study of Children and Childhoods // Contemporary Sociology. 2006. Vol. 35(6). Pp. 579-580. URL: http://www.ijese.net/makale/139 (accessed: 20.06.2018).

47. Schraw G.; Nietfeld J.A Further Test of the General Monitoring Skill Hypothesis // Journal of Educational Psychology. 1998. Vol. 90. Рр. 236-248. URL: http://www.scirp.org/reference/ReferencesPapers.aspx?ReferenceID=1240465 (accessed: 20.06.2018).

48. Wichmann C.; Coplan R.J.; Daniels T. The Social Cognitions of Socially Withdrawn Children // Social Development. 2004. Vol. 13(3). Pp. 377-392. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ687369 (accessed: 20.06.2018).


Просмотров: 231


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)