ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАЛЕНДАРЯ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-11
Аннотация
Введение: В статье исследуется важная проблема формирования у дошкольников представлений о смене времен года, закономерностях и особенностях сезонных изменений в природе. Кратко изложены существующие в науке подходы к решению данной проблемы, раскрыта специфика усвоения дошкольниками временных и сезонных представлений. Обоснована теоретически и доказана экспериментально эффективность применения экологического календаря в работе по экологическому образованию воспитанников 5-6 лет.
Материалы и методы: Представлены результаты экспериментального исследования эффективности применения экологического календаря при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе, полученные на основе использования диагностического инструментария С.Н. Николаевой и О.А. Соломенниковой по выявлению уровня сформированности знаний о временах года.
Результаты исследования: На основе исследований М.М. Ушаковой, С.Н. Николаевой и др. авторами представлено основное содержание экологического календаря, адаптированного для старших дошкольников, выделены основные экологические даты (даты солнцестояний), события и праздники экологической направленности, государственные праздники с учетом климатических и географических условий Нижегородского региона, требований ФГОС дошкольного образования, интересов детей. Охарактеризованы некоторые наиболее эффективные формы и методы работы с детьми по ознакомлению с экологическими датами.
Обсуждение и заключения: На конкретном фактическом материале показана целесообразность применения календаря экологических дат как упорядоченной системы годовых событий в природе в работе по ознакомлению дошкольников 5-6 лет с сезонными изменениями в природе. Полученные данные убеждают, что дети старшего дошкольного возраста способны усвоить сложные знания о ритмичности и цикличности процессов в природе.Об авторах
Т. Г. ХановаРоссия
Ханова Татьяна Геннадьевна - доцент, кандидат педагогических наук.
Researcher ID: K-1798-2017.
Нижний Новгород.
М. В. Бывшева
Россия
Бывшева Марина Валерьевна – доцент, декан факультета педагогики и психологии дошкольного образования, кандидат педагогических наук.
Екатеринбург.
Е. Е. Демидова
Россия
Демидова Елена Евгеньевна – воспитатель.
Нижний Новгород.
Список литературы
1. Андрющенко О.А. Технология формирования системы знаний о сезонных явлениях природы ХМАО у детей старшего дошкольного возраста. Нижневартовск, 2014. 45 с.
2. Афонина Ю.В., Ханова Т.Г. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников // Перспективы образования и науки. 2017. №6(30). С. 66-69.
3. Бичева И.Б., Филатова О.М. «Безопасность образовательной среды» как категория современного профессионально-педагогического знания // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18). С. 8.
4. Бывшева М.В., Ханова Т.Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве // Вестник Мининского университета. 2016. №3(16). С. 22.
5. Зебзеева В.А. Построение системы экологического образования детей дошкольного возраста на системно-деятельностной основе: принципы, этапы, технология // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 13. С. 133-141.
6. Зебзеева В.А. Использование моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста // Современное образование. 2017. №4. С. 76-84.
7. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М.: Сфера, 2008. 240 с.
8. Карташова В.А., Маркова Г.П., Меринова Е.Н. Теоретические основы формирования отношения детей к природе // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы V Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 3 июля 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. №2(5). С. 82-83.
9. Курбатова А.С., Ханова Т.Г. Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. С. 407.
10. Курбатова А.С. Роль начальной школы в развитии экологической культуры // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-4. С. 78-86.
11. Маневцова Л.М. Формирование у детей 6-7 лет понимания некоторых пространственно-временных отношений (в системе знаний о сезонных изменениях в природе) // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Л., 1987. С. 12-20.
12. Маневцова Л.М. Формирование системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных у детей старшего дошкольного возраста // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду: сборник научных трудов. Л., 1985. С. 121-130.
13. Миронов А. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности. Волгоград: Учитель, 2016. 216 с.
14. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 200 с.
15. Николаева С.Н., Курашова В.А., Данилина Н.А. Интеграция образовательных областей стандарта дошкольного образования в комплексных мероприятиях экологического содержания // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2014. №2(53). С. 50-55
16. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 272 с.
17. Никонова Н., Талызина М. Экологический дневник дошкольника. Весна. СПб.: Детство-Пресс, 2017. 32 с.
18. Новикова С.Н. Я люблю свою планету. Методические рекомендации для организации занятий по экологии. М.: Русское слово, 2017. 184 с.
19. Папуткова Г.А. Формирование конкурентоспособного специалиста в области профессионального экологического образования // Образование и наука. 2006. №1(37). С. 88-94.
20. Платова А.Г., Ханова Т.Г. Игра как метод экологического воспитания в дошкольном возрасте // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2016. С. 70-73.
21. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Программа по экологическому образованию дошкольников. М.: Линка-Пресс, 2017. 224 с.
22. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. 432с.
23. Сабодаш О.А. Традиционная народная культура как средство нравственного воспитания дошкольников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. №2. С. 223-228.
24. Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 224 с.
25. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. №7. С. 21-27.
26. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 77 с.
27. Стешина О.А. Особенности начального этапа экологического образования детей // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы II Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 226-228.
28. Терентьева Л.И. Роль детской литературы в экологическом образовании и воспитании дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. №1(53). С. 46-53.
29. Ушакова М.М. По страницам экологического календаря. сб. метод. материалов для педагогов. Нижний Новгород: Дронт, 2012. 59 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. М.: ТЦ Сфера, 2016. 96 с.
31. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2015. 112 с.
32. Ханова Т.Г., Платова А.Г., Таранова Т.И. Реализация задач экологического образования детей в процессе сотрудничества педагогов и родителей // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х томах / главный редактор О.Н. Широков. Чебоксары: «Интерактив Плюс», 2016. С. 260-263.
33. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №5. С. 84-86.
34. Шайдуллина Г.Р. Организация эколого-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. С. 113-115.
35. Broda I. Od przedszkolaka do pierwszaka. Program wychowania przedszkolnego. Warszawa: WSiP, 2009.
36. Falkiewicz-Szult М. Environmental education of children in early education from the perspective of modern challenges and threats. The work in a nursery school in aid of sustainable development // General and Professional Education. 2014. No. 2. Рp.15-22.
37. Falkiewicz-Szult M. Ecological education of pre-school children as the rudiments of humanistic education // Еnvironmental education, Human Being in Environment, E. Fleszar (ed.). Szczecin, 2000.
38. Falkiewicz-Szult M. Forming ecological awareness in pre-school aged children. Sustainable Development. E. Fleszar (ed.), Szczecin, 2005.
39. Gurevitz R. Affective approaches to environmental education: going beyond the imagined worlds of childhood? // Ethics, Place and Environment 2000. No. 3(3). Рp. 253-268.
40. Khanova T.G., Soboleva Yu.A., Platova A.G., Odintsova E.V. Use of the project method in environmental education of preschool children // International Conference on Recent Advances in Engineering, Technology and Applied Sciences, November 23th, 2017, USA, Detroit: Scientific public organization “Professional science”, 2017. Рp. 158-164.
41. Mo Bahk C. Environmental education through narrative films: impact of Medicine Man on attitudes toward forest preservation // The Journal of Environmental Education. 2011. No. 42(1). Рp. 1-13.
42. Peters A., Wilson R. Networking for the Environment // Early Childhood Education Journal. 1996. No. 24(l), Рp. 51-53.
43. Sandlos J. The stories curriculum: oral narrative, ethics and environmental education // The Journal of Environmental Education. 1998. No. 30(1). Рp. 5-9