Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

«DE RATIONE STUDII»: ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ О МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-12

Полный текст:

Аннотация

Введение: Данная публикация представляет собой русский перевод трактата нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского «О способе обучения, а также чтения и толкования авторов» (1512). Трактат был составлен для новой грамматической школы св. Павла в Лондоне, но стал широко известен в европейской гуманистической среде. Для выявления и адекватной интерпретации педагогических идей Роттердамца специалистам по истории педагогики следует обратиться непосредственно к его сочинениям. Однако отечественная историография до сих пор не располагает ни научным переводом трактата, ни посвященными ему исследованиями.

Материалы и методы: Основу для настоящего перевода с языка оригинала составило новейшее критическое издание источника в Амстердамском собрании латинских сочинений гуманиста; перевод был сверен с современным английским переводом Б. Мак Грегора в Collected Works of Erasmus. При составлении комментария были учтены изыскания Ж.К. Марголина в издании Opera omnia Эразма. В работе были применены в качестве главного исследовательского инструментария традиционные методы перевода, историко-филологической критики и герменевтического истолкования источника. Важным методологическим ориентиром для авторов служит парадигмально-педагогический подход. 

Результаты исследования: В соответствии с ренессансной традицией возрождения античного наследия Эразм считает фундаментом образования изучение классической словесности. Гуманист разрабатывает двухступенчатую учебную программу, предлагает рекомендации по выбору и подготовке учителя, дает разнообразные методические советы учителю для проведения занятий по грамматике, риторике, чтению и толкованию латинских и древнегреческих авторов.

Обсуждение и заключения: Положения трактата Эразма Роттердамского «О способе обучения» носят прикладной характер. Они были востребованы в школьной аудитории во многих европейских странах в Новое время, что обусловило популярность сочинения Роттердамца. В наши дни его рекомендации также не утратили актуальности, и под названием «интерактивных методов» они с успехом могут быть применены (и применяются) в преподавании как древних классических, так и иностранных языков. В более широком плане идеи Эразма позволяют выявить специфику педагогической концепции Северного Возрождения и реализуемой им просветительской реформы образования и общества в целом.

Об авторах

Л. В. Софронова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия

Софронова Лидия Владимировна – доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права.

ResearcherID: K-1997-2017.

Нижний Новгород.



А. В. Хазина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия

Хазина Анна Васильевна – кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, классических дисциплин и права.

Researcher ID: K-1134-2017.

Нижний Новгород.



Список литературы

1. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Эпитома / перевод, заключительная статья, примечания, указатель В.Г. Боруховича. Л.: Наука, 1972.

2. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.

3. Геллий. Аттические ночи / под общ. ред. А.Я. Тыжова. СПб.: Гуманитарная Академия, 2007–2008.

4. Гесиод. Труды и дни // Эллинские поэты VII–III вв. до н.э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / пер. В.В. Вересаева; отв. ред. М.Л. Гаспаров. М.: Ладомир, 1999.

5. Гомер. Илиада / пер. В.В. Вересаева. М.-СПб.: Художественная литература, 2009.

6. Гораций. Собрание сочинений. СПб.: Биографический институт, 1993.

7. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2006.

8. Князев Е.А. История педагогики и образования: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018.

9. Ливий Тит. История Рима от основания города / пер. М.Е. Сергеенко. М.: Ладомир, 2002. Том II.

10. Маркиш С.П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М.: Мысль, 1971.

11. Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса. М.: Народное образование, 1995.

12. Методы педагогического исследования: состояние, проблемы, перспективы: сборник научных статей, материалы Всероссийского семинара по методологии / под ред. В.М. Полонского. М.: ИТИП, 2006.

13. Педиан. Комментарий к речи Цицерона в защиту Милона // Цицерон. Избранные речи в 2-х тт. М.: Наука, 1962. Т. 2. С. 373-380.

14. Плавт. Пуниец // Плавт. Комедии. В 3 т. / пер. А.В. Артюшкова. М.: Терра. 1997. Т. 3.

15. Сенека. О благодеяниях / пер. П. Краснова. М.: Эксма-Пресс, 2016.

16. Смирин М.М.. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. Очерки по истории гуманистической и реформационной мысли. М.: Наука, 1978.

17. Софронова Л.В. Методические рекомендации Эразма Роттердамского о приемах чтения и толкования классических авторов (перевод и комментарий) // Альманах Славяно-греко-латинского кабинета Приволжского федерального округа «Thesaurus scientiarum et virtutum. Сокровищница знаний и добродетелей». Выпуск 1. Н. Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2008. С. 68-74.

18. Софронова Л.В., Хазина А.В. Школа св. Павла в Лондоне: ренессансная модель организации школьного дела // Вестник Мининского университета. 2017. №4(21). С. 7.

19. Теренций. Комедии / пер. А.В. Артюшкова; под ред. и с комм. М.М. Покровского, вступ. ст. П. Преображенского. М.: Художественная литература, 1985.

20. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2017.

21. Цицерон. Об обязанностях // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1993.

22. Цицерон. Об ораторе // Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / пер. Ф.А. Петровского; под ред. М.Л. Гаспарова. М.: Наука, 1972.

23. Эзоп. Басни // Античная басня / пер. и комм. М.Л. Гаспарова. М.: Наука, 1991.

24. Эразм Роттердамский и его время / под ред. Л.С. Чиколини. М.: Наука, 1989.

25. Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя / пер. с лат. и коммент. А.В. Тарасовой. М.: Мысль, 2001.

26. Эразм Роттердамский. Жалоба мира / пер. с лат., вступ. ст., коммент. В.Д. Балакина // Эразм Роттердамский и его время. М.: Наука, 1989. С. 244-274.

27. Эразм Роттердамский. О воспитании детей // Образ человека в зеркале гуманизма. Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.) / сост. Н.В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев. М.: УРАО, 1999.

28. Эразм Роттердамский. Похвала глупости / пер. с лат. П. Губера. М.: Художественная литература, 1983.

29. Эразм Роттердамский. Разговоры запросто / пер. с лат. С.П. Маркиша. М.: Художественная литература, 1969.

30. Эразм Роттердамский. Философские произведения / пер. и комм. Ю.М. Кагана; под ред. В.В. Соколова. М.: Наука, 1986.

31. Incerti scriptoris Rhetoricorum ad C. Herennium Libri IV (Rhetorica ad Herennium) // Cicero. M. Tullii Ciceronis Opera omnia. Vol. I. Turici, 1845.

32. Dares Phrygius. Daretis Phrygii De excidio Troiae historia / Rec. per F. Meister. Lipsiae: B. G. Teubner, 1873.

33. Erasmus Desiderius. Opera omnia Desiderii Erasmi Roterodami, recognita et adnotatione critica instructa notisque illustrate. Amsterdam: North-Holland Publishing Company, 1969-2015.

34. Erasmus Desiderius. Opus epistolarum / Ed. P. S. Allen, H. M. Allen, H. W. Garrod. T. I. Oxford: The Oxford University Press, 1906.

35. Erasmus of Rotterdam. On the method of study / Trans. and annot. B.Mc Gregor // Collected Works of Erasmus. Toronto-Buffalo-London: University of Toronto Press, 1974. Vol. 24. P. 665-672.

36. Erasmus Roterodami De ratione studii ac legendi interpretandique auctores // Opera Omnia. Desiderii Erasmi Roterodami. Recognita et adnotatione critica instructa notisque illustrata. Ordo 1. T II. Amsterdam, 1969. P. 110-119;

37. Hyma A. Erasmus and the Oxford Reformers (1493-1503) // Nederlandsch Archief voor Kerkgeschiedenis. № 25. 1932. Р. 87 etc.

38. Mansfield B. Erasmus in the Twentieth Century: interpretations c. 1920–2000. Toronto: University of Toronto Press, 2003.

39. Mansfield B. Man of His Own: interpretation of Erasmus c. 1750–1920. Toronto: University of Toronto Press, 1992.

40. Mansfield B. Phoenix of His Age: Interpretations of Erasmus c. 1550–1750. Toronto: University of Toronto Press, 1979.

41. Margolin J.C. Introduction // Erasmus Desiderius. Opera omnia. Amsterdam, 1971. Ordo I. T. 2. P. 94-102.

42. Quintilian. M. Fabi Quintiliani Institutionis oratoriae libri XII. Lipsiae: Teubner, 1968.

43. Woodward W.H. Desiderius Erasmus Concerning the Aim and Method of Education. Cambridge: Cambridge University Press, 1904.


Просмотров: 145


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)