Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТУДЕНТОВ – HR-МЕНЕДЖЕРОВ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-16

Полный текст:

Аннотация

Введение: Эмоциональный интеллект – ключевая способность современных руководителей, менеджеров по персоналу.

В этом исследовании мы попытались оценить уровень эмоционального интеллекта среди студентов факультета менеджмента, обучающихся на специализации «Управление человеческими ресурсами» в НИУ «Высшая школа экономики» – Нижний Новгород. В исследовании приняло участие 78 студентов, из них 56 человек (71,79% от общей выборки) – студенты бакалавриата и 22 человека (28,21% от общей выборки) – магистратуры.

Материалы и методы: Для диагностики уровня развития эмоционального интеллекта нами использовался ТЭИ (тест эмоционального интеллекта), разработанный д.психол.н., проф. ИП РАН Е.А. Сергиенко совместно с Е.А. Хлевной на основе теоретической модели эмоционального интеллекта как способности Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо, опросника MSCEIT.

Результаты исследования: Результаты показали, что средние значения общего эмоционального интеллекта, а также основных шкал эмоционального интеллекта участников исследования находятся на среднем уровне развития, уровне «компетентности». Самые высокие показатели наблюдаются по шкале «Управление эмоциями» (M=102,46). Более низкие показатели характеризуют шкалу «Использование эмоций» (M=95,61). Для 64,10% респондентов характерен средний уровень развития способностей понимать эмоции и управлять ими; 56,41% студентов имеет высокий уровень развития способности воспринимать, идентифицировать свои эмоции и эмоции других; 38,46% отличаются низким уровнем развития способности использования эмоций для решения задач. Отмечен рост показателей эмоционального интеллекта от бакалавриата к магистратуре по всем ветвям эмоционального интеллекта.

Обсуждение и заключения: Данная статья в значительной степени является постановкой проблемы исследования и развития эмоционального интеллекта у студентов – HR-менеджеров в условиях их профессиональной подготовки, развития профессиональных компетенций.

Об авторах

А. В. Гришина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия

Гришина Анна Викторовна – кандидат психологических наук; начальник управления научных исследований.

Нижний Новгород.



О. М. Исаева
НИУ Высшая школа экономики.
Россия

Исаева Оксана Михайловна – кандидат психологических наук; доцент кафедры организационной психологии.

Нижний Новгород.



С. Ю. Савинова
НИУ Высшая школа экономики.
Россия

Савинова Светлана Юрьевна – кандидат педагогических наук; доцент кафедры организационной психологии.

Нижний Новгород.



Список литературы

1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе. М.: Издательство «Манн; Иванов и Фербер»; 2013. 512 с.

2. Крайторов А.Н. Эмоциональный интеллект как интегративный феномен психологического знания в структуре социального и общего интеллекта // Научный альманах. 2017. №4-2. C. 212-215.

3. Сергиенко Е.А.; Хлевная Е.А.; Ветрова И.И.; Киселева Т.С. Создание и психометрическая проверка методики измерения эмоционального интеллекта (ТЭИ) // Казанский педагогический журнал. 2017. №3(122). С. 113-118.

4. Сергиенко Е.А.; Ветрова И.И. Русскоязычная адаптация теста Дж.Мэйера; П.Сэловея; Д.Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v2.0). М.: Смысл; 2017. 140 с.

5. Карузо Д.; Сэловей П. Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать и применять. СПб.: Питер; 2017. 320 с.

6. Кудрявцева Е.И. Компетенции и менеджмент: компетенции в менеджменте; компетенции менеджеров; менеджмент компетенций: монография. СПб.; 2012. 340 с.

7. Хлевная Е.А. Роль эмоционального интеллекта в эффективной деятельности (на примере руководителей): автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. М.; 2012. 27 с.

8. Ackley D. Emotional intelligence: A practical review of models; measures; and applications // Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 2016. Vol. 68; no. 4. Pp. 269-286.

9. Bradberry T. 10 emotional intelligence skills that successful people have. Available at: https://www.weforum.org/agenda/2015/10/10-emotional-intelligence-skills-that-successful-people-have/ (accessed: 01.06.2018).

10. Changyu Lee; Chi-Sum Wong. The effect of team emotional intelligence on team process and effectiveness // Journal of Management & Organization. 2017. Vol. 27; no. 1. Pp. 55-75.

11. Elfenbein Hillary Anger; Barsade Sigal G. & Eisenkraft Noah. The Social Perception of Emotional Abilities: Expanding What We Know About Observer Ratings of Emotional Intelligence // Emotion. 2015. Vol. 15; no.1. Pp. 17-34.

12. Iliescu D.; Ilie A.; Ispas D.; Ion A. Examining the psychometric properties of the Mayer-Salovey-carusoemotional Intelligence Test: Findings from an Eastern European culture // European Journal of Psychological Assessment. 2013. Vol. 29; no.2. Pp. 121-128.

13. Joseph Dana L.; Jin Jing; Newman Daniel A. & O'Boyle Ernest H. Why does self-reported emotional intelligence predict job performance? A meta-analytic investigation of mixed EI // Journal of Applied Psychology. 2015. Vol. 100; no. 2. Pp. 298-342.

14. Mary J. Fambrough; Rama Kaye Hart. Emotions in Leadership Development: A Critique of Emotional Intelligence // Advances in Developing Human Resources. 2008. Vol. 10; no. 5. Pp. 740-758.

15. Martyn Newman; Judith Purse; Ken Smith; John Broderick. Assessing Emotional Intelligence in Leaders and Organisations: Reliability and Validity of the Emotional Capital Report (ECR) // The Australasian Journal of Organisational Psychology. 2015. Vol. 8.

16. Mayer J.D.; Salovey P.; Caruso D.R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence. Intelligence Test (MSCEIT) User’s Manual. Toronto; Canada: MHS Publishers; 2002.

17. Mayer J.D.; Caruso D.R.; Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates // Emotion Review. 2016. Vol. 8; no. 4. Pp. 290-300.

18. Steven J. Stein; Justin M. Deonarine. Current Concepts in the Assessment of Emotional Intelligence // Handbook of Intelligence. 2014. November. Pp. 381-402.

19. Robert J. Emmerling; Cary Cherniss. Emotional Intelligence and the Career Choice Process // Journal of Career Assessment. 2003. Vol. 11; no. 2. Pp. 153-167.

20. Forbes Woman. Available at: http://www.forbes.ru/forbes-woman/357355-glavnyy-po-kadram-zhenskaya-professiya-i-predel-karery (accessed: 01.06.2018).


Просмотров: 210


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)