МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ МУНИЦИПАЛИТЕТА: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РИСКОВ НЕЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-18
Аннотация
Введение: В статье анализируются проблемы информатизации управления образованием на муниципальном уровне. На основе систематизации выявленных проблем и их причин предлагается вариант модели формирования и развития информационной культуры субъектов управления образованием. Элементы данной модели позволяют определить основные причины неэффективного использования достижений информатизации на муниципальном уровне управления образованием.
Материалы и методы: В работе использованы материалы научных публикаций исследователей по проблемам информатизации управления образованием, данные статистических сборников Росстата, ВШЭ, нормативные документы сайта Правительства РФ. В качестве основных методов исследования используются: метод теоретического анализа научных работ, анализ статистических данных, структурно-функциональный метод, теоретические моделирование.
Результаты исследования: Основными элементами модели информационной культуры управления образованием муниципалитета, направленной на предупреждение рисков неэффективного использования достижений информатизации являются: ИТ-компетенции муниципальных служащих управления образованием и субъектов образовательного процесса, информационно-техническое обеспечение управления образованием, информационное взаимодействие между всеми компонентами системы управления образованием и нормативно-правовая база, регулирующая работу данной системы.
Обсуждение и заключения: В качестве основных системных причин, препятствующих формированию информационной культуры управления образованием муниципального района можно выделить:
- несогласованность целей и задач информатизации государственных и муниципальных программ;
- экономическое и информационное неравенство потребителей образовательных услуг;
- низкая ИТ-компетентность муниципальных служащих;
- отсутствие жестких требований к ИТ-компетенциям муниципальных служащих и системы их формирования;
- отсутствие в управлении образованием собственных ИТ-специалистов высокого класса.
Предупреждение рисков, связанных с неэффективным использованием информационного обеспечения основано на идее непрерывного и опережающего ИТ-образования муниципальных служащих, которое, в свою очередь, являясь системным элементом информационной культуры, должно изменяться раньше, чем все остальные элементы.
Предлагаемая модель информационной культуры может стать основой концепции информационной политики и программ информатизации управления образованием, предупреждающей риски неэффективного использования результатов информатизации.
Об авторе
Е. В. ГрязноваРоссия
Грязнова Елена Владимировна – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и теологии.
Нижний Новгород.
Список литературы
1. Бершадская Л.А., Чугунов А.В. Исследование готовности сотрудников органов власти Санкт-Петербурга к реализации задач электронного правительства (2009–2013 гг.) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. №1. С. 190-200.
2. Бикетова Я.О. Информационно-коммуникативная компетентность: социологический анализ и эмпирическое измерение // Вестник экономики, права и социологии. 2015. №2. С. 180-190.
3. Васильченко С.Х. Образовательная корпоративная информационная среда как инструмент повышения профессиональной эффективности сотрудника // Педагогическая информатика. 2012. №5. С. 116-125.
4. Гоков Д. О мифах, вызовах и путях муниципальной информатизации // Региональная и муниципальная информатизация. 2015. №1. С. 27-29.
5. Грязнова Е.В. Информационная культурология как научное направление: философско-методологический анализ // Философия и культура. 2016. №3. С. 452-458.
6. Грязнова Е.В. ИТ-компетенция в информационной культуре муниципального управления образованием // Современное образование. 2016. №3. С. 39-50.
7. Грязнова Е.В. Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы // NB: Административное право и практика администрирования. 2015. №6. С. 10-21.
8. Грязнова Е.В., Афанасьев С.В. Индивидуализация человека в информационной социализации // Философская мысль. 2017. №1. С. 17-29.
9. Грязнова Е.В. Информационная социализация личности // Социология власти. 2010. №1. С. 18-25.
10. Грязнова Е.В. Информационное взаимодействие в образовании: прогресс или регресс? // Философия и культура. 2012. №7. С. 123-129.
11. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Информационное неравенство в информатизации муниципального управления // Социодинамика. 2015. №9. С. 93-105.
12. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием // Социодинамика. 2015. №11. С. 144-157.
13. Единое окно доступа к информационным ресурсам. Региональные образовательные порталы. URL: http://window.edu.ru/portals/ (дата обращения: 25.04.2018).
14. Единый классификатор компетенций НИУ-ВШЭ. URL: http://www.hse.ru/studyspravka/ekk (дата обращения: 25.04.2018).
15. Заливанский Б.В. Формирование информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих // Гуманитарные научные исследования. 2014. №9. URL: http://human.snauka.ru/2014/09/7711 (дата обращения: 25.04.2018).
16. Индикаторы информационного общества: 2016: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, М. А. Кевеш и др. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 304 с. URL: https://www.hse.ru/primarydata/iio2016 (дата обращения: 25.04.2018).
17. Ковалев Е.Е. Информатизация муниципального управления и подготовка кадров в современных условиях // Педагогическая информатика. 2010. №1. С. 77-85.
18. Коваленко А.А. Траектория развития системы профессиональных компетенций муниципальных служащих в современных условиях реформирования местного самоуправления // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2015. №19. С. 159-165.
19. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 25.04.2018).
20. Лазаричева Е. Муниципальный уровень Электронной демократии: теоретические и практические аспекты // Власть. 2013. №4. С. 39-43.
21. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. 2014. №01 (январь). URL: http://e-koncept.ru/2014/ (дата обращения: 25.04.2018).
22. Маркова С.М. Проектирование учебных заведений интегративного типа // Вестник Мининского университета. 2013. №2.
23. Михайлов Ю.Ф., Гайдаренко Л.В. Технология формирования информационной культуры управленческой деятельности // Ученые записки ИИО РАО. 2010. С. 166-187.
24. Мультисервисные корпоративные сети. URL: http://a1call.me/index.php/resheniya/seti/multiservisnye-korporativnye-seti (дата обращения: 25.04.2018).
25. Новоселова С.Ю., Кузнецов А.А. Приоритетные направления фундаментальных научных исследований в области управления образованием // Проблемы современного образования. 2012. №4. С. 10-17.
26. Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014.
27. Рейтинг информационной открытости официальных сайтов региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования. URL: http://ria.ru/sn_edu/20130211/921954855.html (дата обращения: 25.04.2018).
28. Росстат. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации. URL: https://www.hse.ru/primarydata/io2017 (дата обращения: 25.04.2018).
29. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей // Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013.
30. Соловьёв И.В. Анализ некоторых тенденций развития образования // Управление образованием: теория и практика. 2013. №1.
31. Трутнев Д.Р., Чугунов А.В. Подготовка кадров государственных и муниципальных служащих в области электронного правительства: взаимосвязь уровня ИТ-компетенций и результативности проектов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. №3.
32. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2005 №1574 (ред. от 10.07.2015) «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57545/ (дата обращения: 25.04.2018).
33. Фионова Л.Р. Оценка готовности государственных служащих к работе в электронном правительстве // Теория и практика общественного развития. 2014. №1. С.73-77.
34. Training Needs for Civil Servants for E-Government Capability in Bangladesh: Report of the Collaborative Research Initiative between the Chief Adviser's Office, Government of Bangladesh, the United Nations Development Programme (UNDP), and the Monash University Graduate School ofBusiness, Australia / Monash University. 2008. 243 p. Available at: http://www.a2i.pmo.gov.bd/index.php?option=com_docman&task=doc_download&gid=317&Itemid=236 (accessed: 25.04.2018).
35. Fugini M., Maggiolini P., Nanini K., Boselli R., Cesarini M., Mazzanzanica M. Why is True eGovernment still difficult to be achieved? // IFIP 20th World Computer Congress, Industry Oriented Conferences. 2008. September 7-10.
36. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза, 2000: URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения: 25.04.2018).
37. Balan J. Las politicas I la educacion non formal y de educacion de jovenes y adultos dedsde la perspectiva del aprendizaje a lo largo de toda vida. [Text in English] / J. Balan Aportes para la elaboración de propuestas de politicas educatics. III Educación non fromal. Comp. Marcelo Morales.UNESCO. 2009.
38. С-News. «ИТ для муниципалитетов: рынок ждет законодательных изменений». URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2010/articles/articles16.shtml (дата обращения: 25.04.2018).
39. Рейтинг информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных организаций Российской Федерации. URL: http://ria.ru/sn_edu/20130417/931512013.html (дата обращения: 25.04.2018).