Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация

В статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса адаптации студентов первых курсов к образовательной деятельности в высшем учебном заведении. Даётся определение социализации, так как проблема адаптации неразрывно связана с социализацией студентов. На основании представленных трактовок процесса адаптации различных учёных авторами даётся определение рассматриваемого в статье понятия. Уделяется внимание специфике адаптационного процесса. Авторы указывают на психические новообразования и факторы дезадаптации студентов-первокурсников, важными из которых они называют эмоциональные переживания и мотивационные факторы. Успешность адаптационного процесса студентов на начальном этапе обучения в высшей школе, по мнению авторов, во многом зависит от его сопровождения, которое может осуществлять тьютор. Рассмотрена этимология слова «тьютор» и история возникновения тьюторской деятельности в образовательной практике. Авторы определяют задачи тьюторской деятельности и указывают факторы и критерии успешной адаптации студентов вуза.

Об авторах

Е. Челнокова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, 

Нижний Новгород



Р. Набиев
Азербайджанский научно-исследовательский институт Овощеводства. Баку, Азербайджан
Азербайджан

Учёный секретарь, 

Баку



Список литературы

1. Бабахан Ю.С. Самооценка студента как показатель его способности к учебной адаптации // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента. Ереван,1973. С. 21-25.

2. Белякова Н. Ю. Исторический опыт тьюторства в Британской высшей школе // Высшее образование сегодня. 2006. № 8.

3. Гаранина О.Д., Прохоров А.В.Социологические особенности учебной деятельности иностранных студентов // Научный вестник МГТУ ГА, Серия общество, экономика, образование. 2002. №47.

4. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев,1990. С.29-41.

5. Исмагилов Р.М., Рыкунова Л.С. Инновационная технология и общество. 2014. № 3 (5). С.100-106.

6. Казакова Е. И., Галактионова Т.Г. Методическое пособие для тьюторов к УМК для повышения квалификации директоров школ // М.: Нац. фонд подготовки кадров. 2006.

7. Киящук Т.В. Модели службы психологического сопровождения обучения иностранных студентов в российском вузе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психол. науки. 2008. № 3.

8. Ковалева Т.М. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: материалы всерос. науч.-метод. сем. «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика». М.: АПК и ППРО, 2009.

9. Кравцов А.В. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис.. канд. психол. наук. М., 2008. 130 с.

10. Максимов В.В. Институт тьюторства как образовательная стратегия: в сб. Россия в контексте современных образовательных моделей. - Жуковский; МИМ ЛИНК, 2000. 64с.

11. Маркова С.М. Проектирование учебных заведений интегративного типа // Вестник Мининского университета. 2013. № 2. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no2 (дата обращения: 13.03.2015)

12. Маркова С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования // Вестник Мининского университета. 2013. № 3. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific /scientific_activities/ vestnik/archive/no3 (дата обращения: 13.03.2015)

13. Медведев В.И. Учение об адаптации и его значение для военной медицины. Л., 1983

14. Открытое дистанционное образование: словарь терминов / сост. А.А.Вербицкий, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская, С.А. Щенников. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2005. - С. 74.

15. Ронгинская Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Л. 1985. 17с.

16. Рыбалкина Н.В. К истории тьюторства. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвящённый 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. Томск: «Принт», 2005.

17. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Л., 1985. 17с.

18. Терещенко А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности // Адаптация обучающихся и молодёжи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 1986. С.89-103.

19. Челнокова Е.А. Тьюторская деятельность в условиях адаптации студентов-бакалавров менеджмента к обучению в высшей школе. Международный научно-исследовательский журнал. 2012. №6-2. С.65-66.

20. Челнокова, Е.А. Педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов-бакалавров менеджмента к обучению в вузе // В сборнике: Мир научных открытий. Материалы Х Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. Москва, 2013. С.105-110.

21. Челнокова Е.А. Внедрение тьюторской деятельности в образовательное пространство высшего учебного заведения. // Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С.38.

22. Palfreyman D. The Oxford Tutorial: Sacred Cow or Pedagogical Gem? // The Oxford Tutorial: «Thanks, you taught me how to think». - OxCHEPS, 2001.

23. Ruan A.A Liberal Education: and that includes the Sciences! // The Oxford Tutorial: “Thanks, you taught me how to think”. - OxCHEPS, 2001.


Рецензия

Просмотров: 553


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)