УНИВЕРСИТЕТСКИЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Аннотация
Введение: университетские ресурсные центры являются одной из форм реализации государственной политики по развитию институтов гражданского общества. Будучи ориентированными на социально-экономическое развитие региона и страны в целом, они обеспечивают вовлеченность различных категорий граждан в общественную и социально-экономическую деятельность, интегрируют усилия организаций региона для решения определенной группы проблем, способствуют повышению уровня образования и культуры. Такая форма организации деятельности становится все более актуальной для вузов, поскольку именно организации высшего образования являются в регионах источниками инновационных преобразований и формирования образовательной среды. Реализуя собственные проекты, университеты получают через ресурсный центр обратную связь с потребителем услуг, осуществляют экспериментальную проверку теоретических предположений, внедряют в практику новые разработки. Открытость и доступность университетских центров при этом позволяет вовлекать в деятельность широкие слои населения, создавать событийную активность, привлекать внимание абитуриентов к образовательным программам университета, проводить публичные мероприятия, создающие образовательный и культурный климат региона.
Материалы и методы: в статье представлена характеристика ресурсного центра как элемента социально-экономического развития региона, проанализированы сферы деятельности, исследованы функции и принципы деятельности, представлена модель ресурсного центра развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Мининского университета, показаны основные направления реализации модели и возможные эффекты ее внедрения.
Результаты исследования: работа демонстрирует эффекты деятельности университетского ресурсного центра на примере ресурсного центра развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Нижегородской области в Мининском университете, показывает, каким образом внедрение модели позволит укрепить и расширить коммуникации организаций образования и культуры, заинтересованных в сохранении и передаче традиций народных промыслов Нижегородской области, населения различных возрастов региона, производственных организаций и мастеров народных промыслов, а также повысить качество подготовки студентов вуза, поддержать студенческие инициативы и творческую активность студентов университета в области дизайна, развития народных промыслов, декоративно-прикладного искусства, привлечь внимание к туристическому потенциалу области посредством привлечения внимания к народным промыслам области жителей других регионов.
Обсуждение и заключения: университетские ресурсные центры играют важную роль в социально-экономическом развитии региона. Интегрируя ресурсы из различных источников, они формируют новые подходы к научным исследованиям, делая их результаты открытыми и доступными для широкого круга лиц. Вовлечение в деятельность ресурсного центра широкого круга потребителей и большой спектр реализуемых проектов создает значимый социальный эффект его деятельности и меняет образовательное и культурное пространство, стимулируя социально-экономическое развитие региона и страны в целом. Использование образовательных, технологических и коммуникативных возможностей вуза делает проекты ресурсного центра более значимыми и доступными к взаимодействию для исследователей в данной сфере как в нашей стране, так и за ее пределами, способствуя тем самым расширению партнерских связей и появлению значимых практических результатов, в данном случае продвижению и популяризации народных промыслов Нижегородской области за пределами региона, развитию единого социокультурного пространства России.
Об авторах
Е. В. МялкинаРоссия
Мялкина Елена Васильевна – проректор по экономике и развитию, кандидат педагогических наук
Researcher ID Q-5789-2018
Е. П. Седых
Россия
Седых Екатерина Павловна – директор центра менеджмента качества образования, кандидат педагогических наук
Researcher ID G-5955-2015
В. А. Житкова
Россия
Житкова Валерия Александровна – директор центра стратегического планирования, кандидат экономических наук.
Researcher ID Q-5784-2018
А. В. Васькина
Россия
Васькина Альбина Васильевна – декан факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий, кандидат педагогических наук, доцент
О. И. Исайков
Россия
Исайков Олег Игоревич – заместитель директора центра стратегического планирования, кандидат педагогических наук
Список литературы
1. Буйлова Л.Н., Павлов А.В. Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического сопровождения дополнительного образования детей // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Международной научной конференции. Уфа: Лайм, 2013. С. 124-129. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4424 (дата обращения: 21.06.2018).
2. Добро пожаловать в ресурсный центр! Ресурсные центры как механизмы развития гражданской активности. Новосибирск: Межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», 2015. 32 с. URL: http://scisc.ru/wp-content/uploads/2015/06/Broshyura-RTS.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
3. Житкова В.А. Проблемы повышения качества подготовки и востребованности выпускников ВУЗов в условиях модернизации экономики // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. С. 257-231.
4. Закатова И.Н., Митюкова С.П. Региональный ресурсный центр содействия семейному устройству. Ярославль: «Ярославская школа-интернат №6», 2015. 106 с. URL: http://интернат6.рф/wp-content/uploads/2016/07/ (дата обращения: 21.06.2018).
5. Запесоцкая Н.А. Проектная культура как фактор профессиональной успешности специалиста социально-коммуникативной направленности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М.: Изд-во МГУКИ. 2006. №3. С. 124-127.
6. Землянский В.В., Денисов М.В., Канакин Я.В. Региональный ресурсный центр как форма организации профессиональной подготовки кадров // Вопросы современной науки и практики. Университет имени В.И. Вернадского. 2010. №4(35). С. 132-136. URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2011/04/19.pdf (дата обращения: 19.06.2018).
7. Концепция ресурсного центра социальной сферы. URL: https://umc38.ru/resursnyj-tsentr/kontseptsiya-resursnogo-tsentra-2/ (дата обращения: 21.06.2018).
8. Кузнецова Е.А. Организационно-педагогические условия подготовки рабочих кадров для индустрии гостеприимства в ресурсном центре // Среднее профессиональное образование. 2011. №1. С. 6-10.
9. Лебедев А.В. Информационные ресурсы как ресурсы управления // Музей будущего: информационный менеджмент: сборник статей. М., 2001. С. 17-25. URL: http://www.future.museum.ru/lmp/books/archive/IM.pdf (дата обращения: 19.06.2018).
10. Методические материалы по вопросам доступа негосударственных организаций к оказанию услуг в социальной сфере: сборник / под общ. ред. А.Е. Шадрина, Г.Ю. Ветрова, Е.А. Иваницкой. М.: ИП Лядов К.В., 2017. 200 с. URL: http://turcentrrf.ru/d/358156/d/mm_dostupa_ngo_k_okazaniyu_uslug_v_sots_sfere.pdf (дата обращения: 20.06.2018).
11. Мялкина Е.В., Седых Е.П., Житкова В.А. Система управления профессиональным развитием научно-педагогических работников в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2016. №11-1. С. 143-147.
12. Мялкина Е.В. Система оценки деятельности факультетов в условиях реализации стратегии развития вуза // Современные наукоемкие технологии. 2017. №1. С. 135-139.
13. Мялкина Е.В. Формирование конкурентоспособного специалиста экономического профиля в вузе: монография. Н. Новгород: Изд-во НГПУ им. К. Минина, 2011. 128с.
14. Обзор зарубежного и российского опыта по теме «Деятельность волонтерского ресурсного центра». М.: 2017. URL: https://mosvolonter.ru/biblioteka/Деятельность%20зарубежных%20ресурсных%20центров.pdf(дата обращения: 22.06.2018).
15. Опыт работы городских ресурсных центров по гражданско-правовому образованию в школе / сост. Н.И. Элиасберг, К.О. Битюков. СПб.: Перспектива, 2010. 331 с. URL: http://www.ifap.ru/library/book484.pdf (дата обращения: 19.06.2018).
16. Певная М.В., Телепаева Д.Ф. Ресурсные центры Екатеринбурга и Загреба в направлении общественной активности студенчества. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/61309/1/978-5-7741-0327-0_105.pdf (дата обращения: 22.06.2018).
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 г. №1096. «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102414124&intelsearch=27.10.2016+N+1096 (дата обращения: 20.06.2018).
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»». URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 19.06.2018).
19. Просветова А.В. Типология ресурсных центров профессионального образования столичного региона. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-resursnyh-tsentrov-professionalnogo-obrazovaniya-stolichnogo-regiona.pdf (дата обращения: 22.06.2018).
20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. №1662-р. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212832&fld=134&dst=100007,0&rnd=0.8275113385585775#021553971924175563 (дата обращения: 21.06.2018).
21. Резинкина Л.В. Ресурсный центр как обучающая организация в системе повышения квалификации педагогических кадров. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/resursnyy-tsentr-kak-obuchayuschaya-organizatsiya-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogicheskih-kadrov (дата обращения: 19.06.2018).
22. Сборник информационно-методических материалов социально-ориентированных некоммерческих организаций красноярского края: методическое пособие. Красноярск, 2016. 676 c. URL: http://gokrk.ru/upload/files/mm/metodicheskie-materialy-SONKO.pdf (дата обращения: 20.06.2018).
23. Седых Е.П. Логико-структурный подход к управлению образовательными проектами // Вестник Мининского университета. 2017. №2(19). С. 6.
24. Седых Е.П. Организация системы управления развитием персонала вуза на основе показателей KPI // Современные наукоемкие технологии. 2016. №2-3. С. 566-569.
25. Седых Е.П. Ретроспективный анализ ведущих идей развития социально-педагогических систем // Вестник Мининского университета. 2015. №4(12). С. 22.
26. Седых Е.П., Мялкина Е.В., Житкова В.А. Управление эффективностью персонала в условиях проектного вуза: монография. М: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 136 с.
27. Седых Е.П., Фёдоров А.А. Тренажер «дополненной педагогической реальности»: теоретическое обоснование // Вестник Мининского университета. 2017. №2(19). С. 1.
28. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 19.12.2012 г. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 19.06.2018).
29. Фёдоров А.А. Новое педагогическое образование от поддержки и сопровождения жизненного цикла профессии «учитель» к конвенции поколений // Аккредитация в образовании. 2016. №8(92). С. 18-21.
30. Фёдоров А.А. Управляя будущим, или как выжить в мире образовательных корпораций с помощью педагогического образования // Аккредитация в образовании. 2015. №5(81). С. 12-14.
31. Чайникова Л.Ф. Городские ресурсные центры как эффективная форма работы по удовлетворению спроса населения на дополнительные образовательные услуги. URL: https://www.irorb.ru/files/magazineIRO/2015august/17.pdf (дата обращения: 20.06.2018).
32. A Study of New York State’s Family Resource Center Network. Albany, New York, 2006. 49 p. Available at: https://www.albany.edu/chsr/Publications/FRCreport_2006.pdf (accessed: 25.06.2018).
33. Aaron J., Friedenberg L. Family Resource Centers: Linking Schools and Communities. Available at: https://keycenter.unca.edu/sites/default/files/Family_Resource_Centers_Linking_Schools_and_Communities.pdf (accessed: 25.06.2018).
34. Aboimova I., Kulagina A., Trofimov V., Shcherbakova M., Yakovleva S. A pedagogical support model for creativity promotion in design students // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, no. 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/A-pedagogical-support-model-for-creativity-promotion-1528-2651-20-3-123.pdf (accessed: 25.06.2018).
35. Ahmad S.B. The role of the school resource centre in technology integration in teaching and learning in selected secondary schools. Available at: http://repository.um.edu.my/208/1/The%20role%20of%20the%20school%20resource%20centre%20in%20technology%20integration%20in%20teaching.pdf (accessed: 25.06.2018).
36. Communities In Schools. 2009-2010 Results from the Communities In Schools Network. 2011. Available at: https://www.communitiesinschools.org/media/uploads/attachments/Network_Results_2009-2010.pdf (accessed: 25.06.2018).
37. Rod Davis. Best practices for military and veterans support and services. Available at: http://assets.system.tamus.edu/files/veterans/pdf/VSO-BestPractices.pdf (accessed: 25.06.2018).
38. Doktor J.E., Poertner J. Kentucky's Family Resource Centers // Remedial & Special Education. 1996. Vol. 17, no. 5. Pp. 293-302. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.872.2410&rep=rep1&type=pdf (accessed: 25.06.2018).
39. Dunst Carl J. Family-Centered Practices: Birth Through High School // The journal of special education. 2002. Vol. 36, no. 3. Pp. 139-147. Available at: http://cehs01.unl.edu/ECSE/960/DunstHS.pdf (accessed: 25.06.2018).
40. Ekanem J.E. Problems and Prospects of Education Resource Centres in Nigeria // Journal of Education and Practice. 2015. Vol. 6, no. 30. Pp. 66-70. Available at: https://www.iiste.org/Journals/index.php/JEP/article/view/26715/27365 (accessed: 25.06.2018).
41. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F., Solovev M.Y. Model for employer-sponsored education of teachers: Opportunities and challenges // Man in India. 2017. Vol. 97, no. 11. Pp. 101-114.
42. Govender D. The status and role of resource centres in exHouse of Delegates (ExHOD) schools under post apartheid // International Journal of Whole Schooling. 2006. Vol. 2, no. 1. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ847469.pdf (accessed: 25.06.2018).
43. Guidelines for New York State Family Resource Centers. Available at: https://ocfs.ny.gov/main/publications/Pub5071.pdf (accessed: 25.06.2018).
44. Kimport K., Dockray J., Dodson S. What women seek from a pregnancy resource center. Available at: http://nationaldiaperbanknetwork.org/advocacy/wp-content/uploads/2017/03/What-women-seek-from-a-pregnancy-resource-center_2016.pdf (accessed: 25.06.2018).
45. Mansor Y., Nor N.M. Use of the School Resource Centre among Malaysian High School Teachers. Available at: http://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1619&context=libphilprac (accessed: 25.06.2018).
46. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Popkova E.G. (ed.) The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018. Vol. 622, pp. 129-135. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_17.
47. Mosha M.A. The Role of Teachers’ Resource Centres in Teachers’ Professional Development and Enhancing Primary Education in Zanzibar // Journal of Education and Practice. 2015. Vol. 6, no. 8. Pp. 44-62. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1082728.pdf (accessed: 25.06.2018).
48. Resource centre manual. How to set up and manage a resource centre. Available at: http://librarypdf.catie.ca/PDF/P2/21192.pdf (accessed: 25.06.2018).)
49. Waddell B., Shannon M., Durr R. Using Family Resource Centers to Support California’s Young Children and Their Families. Los Angeles, CA: UCLA Center for Healthier Children, Families and Communities, 2001. 42 р. Available at: http://www.frcnca.org/wp-content/uploads/2016/07/Using-Family-Resources-0801.pdf (accessed: 25.06.2018).