Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-1

Полный текст:

Аннотация

Введение: университетские ресурсные центры являются одной из форм реализации государственной политики по развитию институтов гражданского общества. Будучи ориентированными на социально-экономическое развитие региона  и страны в целом, они обеспечивают вовлеченность различных категорий граждан в общественную и социально-экономическую деятельность, интегрируют усилия организаций региона для решения определенной группы проблем, способствуют повышению уровня образования и культуры. Такая форма организации деятельности становится все более актуальной для вузов, поскольку именно организации высшего образования являются в регионах источниками инновационных преобразований и формирования образовательной среды. Реализуя собственные проекты, университеты получают через ресурсный центр обратную связь с потребителем услуг, осуществляют экспериментальную проверку теоретических предположений, внедряют в практику новые разработки. Открытость и доступность университетских центров при этом позволяет вовлекать в деятельность широкие слои населения, создавать событийную активность, привлекать внимание абитуриентов к образовательным программам университета, проводить публичные мероприятия, создающие образовательный и культурный климат региона.

Материалы и методы: в статье представлена характеристика ресурсного центра как элемента социально-экономического развития региона, проанализированы сферы деятельности, исследованы функции и принципы деятельности, представлена модель ресурсного центра развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Мининского университета, показаны основные направления реализации модели и возможные эффекты ее внедрения.

Результаты исследования: работа демонстрирует эффекты деятельности университетского ресурсного центра на примере ресурсного центра развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Нижегородской области в Мининском университете, показывает, каким образом внедрение модели позволит укрепить и расширить коммуникации организаций образования и культуры, заинтересованных в сохранении и передаче традиций народных промыслов Нижегородской области, населения различных возрастов региона, производственных организаций и мастеров народных промыслов, а также повысить качество подготовки студентов вуза, поддержать студенческие инициативы и творческую активность студентов университета в области дизайна, развития народных промыслов, декоративно-прикладного искусства, привлечь внимание к туристическому потенциалу области посредством привлечения внимания к народным промыслам области жителей других регионов.

Обсуждение и заключения: университетские ресурсные центры играют важную роль в социально-экономическом развитии региона. Интегрируя ресурсы из различных источников, они формируют новые подходы к научным исследованиям, делая их результаты открытыми и доступными для широкого круга лиц. Вовлечение в деятельность ресурсного центра широкого круга потребителей и большой спектр реализуемых проектов создает значимый социальный эффект его деятельности и меняет образовательное и культурное  пространство, стимулируя социально-экономическое развитие региона и страны в целом. Использование образовательных, технологических и коммуникативных возможностей вуза делает проекты ресурсного центра более значимыми и доступными к взаимодействию для исследователей в данной сфере как в нашей стране, так и за ее пределами, способствуя тем самым расширению партнерских связей и появлению значимых практических результатов, в данном случае продвижению и популяризации народных промыслов Нижегородской области за пределами региона, развитию единого социокультурного пространства России.

Об авторах

Е. В. Мялкина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Мялкина Елена Васильевна – проректор по экономике и развитию, кандидат педагогических наук

Researcher ID Q-5789-2018



Е. П. Седых
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Седых Екатерина Павловна – директор центра менеджмента качества образования, кандидат педагогических наук

Researcher ID G-5955-2015



В. А. Житкова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Житкова Валерия Александровна – директор центра стратегического планирования, кандидат экономических наук.

Researcher ID Q-5784-2018



А. В. Васькина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Васькина Альбина Васильевна – декан факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий, кандидат педагогических наук, доцент



О. И. Исайков
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University)
Россия

Исайков Олег Игоревич – заместитель директора центра стратегического планирования, кандидат педагогических наук



Список литературы

1. Буйлова Л.Н., Павлов А.В. Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического сопровождения дополнительного образования детей // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Международной научной конференции. Уфа: Лайм, 2013. С. 124-129. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4424 (дата обращения: 21.06.2018).

2. Добро пожаловать в ресурсный центр! Ресурсные центры как механизмы развития гражданской активности. Новосибирск: Межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», 2015. 32 с. URL: http://scisc.ru/wp-content/uploads/2015/06/Broshyura-RTS.pdf (дата обращения: 21.06.2018).

3. Житкова В.А. Проблемы повышения качества подготовки и востребованности выпускников ВУЗов в условиях модернизации экономики // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. С. 257-231.

4. Закатова И.Н., Митюкова С.П. Региональный ресурсный центр содействия семейному устройству. Ярославль: «Ярославская школа-интернат №6», 2015. 106 с. URL: http://интернат6.рф/wp-content/uploads/2016/07/ (дата обращения: 21.06.2018).

5. Запесоцкая Н.А. Проектная культура как фактор профессиональной успешности специалиста социально-коммуникативной направленности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М.: Изд-во МГУКИ. 2006. №3. С. 124-127.

6. Землянский В.В., Денисов М.В., Канакин Я.В. Региональный ресурсный центр как форма организации профессиональной подготовки кадров // Вопросы современной науки и практики. Университет имени В.И. Вернадского. 2010. №4(35). С. 132-136. URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2011/04/19.pdf (дата обращения: 19.06.2018).

7. Концепция ресурсного центра социальной сферы. URL: https://umc38.ru/resursnyj-tsentr/kontseptsiya-resursnogo-tsentra-2/ (дата обращения: 21.06.2018).

8. Кузнецова Е.А. Организационно-педагогические условия подготовки рабочих кадров для индустрии гостеприимства в ресурсном центре // Среднее профессиональное образование. 2011. №1. С. 6-10.

9. Лебедев А.В. Информационные ресурсы как ресурсы управления // Музей будущего: информационный менеджмент: сборник статей. М., 2001. С. 17-25. URL: http://www.future.museum.ru/lmp/books/archive/IM.pdf (дата обращения: 19.06.2018).

10. Методические материалы по вопросам доступа негосударственных организаций к оказанию услуг в социальной сфере: сборник / под общ. ред. А.Е. Шадрина, Г.Ю. Ветрова, Е.А. Иваницкой. М.: ИП Лядов К.В., 2017. 200 с. URL: http://turcentrrf.ru/d/358156/d/mm_dostupa_ngo_k_okazaniyu_uslug_v_sots_sfere.pdf (дата обращения: 20.06.2018).

11. Мялкина Е.В., Седых Е.П., Житкова В.А. Система управления профессиональным развитием научно-педагогических работников в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2016. №11-1. С. 143-147.

12. Мялкина Е.В. Система оценки деятельности факультетов в условиях реализации стратегии развития вуза // Современные наукоемкие технологии. 2017. №1. С. 135-139.

13. Мялкина Е.В. Формирование конкурентоспособного специалиста экономического профиля в вузе: монография. Н. Новгород: Изд-во НГПУ им. К. Минина, 2011. 128с.

14. Обзор зарубежного и российского опыта по теме «Деятельность волонтерского ресурсного центра». М.: 2017. URL: https://mosvolonter.ru/biblioteka/Деятельность%20зарубежных%20ресурсных%20центров.pdf(дата обращения: 22.06.2018).

15. Опыт работы городских ресурсных центров по гражданско-правовому образованию в школе / сост. Н.И. Элиасберг, К.О. Битюков. СПб.: Перспектива, 2010. 331 с. URL: http://www.ifap.ru/library/book484.pdf (дата обращения: 19.06.2018).

16. Певная М.В., Телепаева Д.Ф. Ресурсные центры Екатеринбурга и Загреба в направлении общественной активности студенчества. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/61309/1/978-5-7741-0327-0_105.pdf (дата обращения: 22.06.2018).

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 г. №1096. «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102414124&intelsearch=27.10.2016+N+1096 (дата обращения: 20.06.2018).

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»». URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 19.06.2018).

19. Просветова А.В. Типология ресурсных центров профессионального образования столичного региона. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-resursnyh-tsentrov-professionalnogo-obrazovaniya-stolichnogo-regiona.pdf (дата обращения: 22.06.2018).

20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. №1662-р. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212832&fld=134&dst=100007,0&rnd=0.8275113385585775#021553971924175563 (дата обращения: 21.06.2018).

21. Резинкина Л.В. Ресурсный центр как обучающая организация в системе повышения квалификации педагогических кадров. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/resursnyy-tsentr-kak-obuchayuschaya-organizatsiya-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogicheskih-kadrov (дата обращения: 19.06.2018).

22. Сборник информационно-методических материалов социально-ориентированных некоммерческих организаций красноярского края: методическое пособие. Красноярск, 2016. 676 c. URL: http://gokrk.ru/upload/files/mm/metodicheskie-materialy-SONKO.pdf (дата обращения: 20.06.2018).

23. Седых Е.П. Логико-структурный подход к управлению образовательными проектами // Вестник Мининского университета. 2017. №2(19). С. 6.

24. Седых Е.П. Организация системы управления развитием персонала вуза на основе показателей KPI // Современные наукоемкие технологии. 2016. №2-3. С. 566-569.

25. Седых Е.П. Ретроспективный анализ ведущих идей развития социально-педагогических систем // Вестник Мининского университета. 2015. №4(12). С. 22.

26. Седых Е.П., Мялкина Е.В., Житкова В.А. Управление эффективностью персонала в условиях проектного вуза: монография. М: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 136 с.

27. Седых Е.П., Фёдоров А.А. Тренажер «дополненной педагогической реальности»: теоретическое обоснование // Вестник Мининского университета. 2017. №2(19). С. 1.

28. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 19.12.2012 г. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 19.06.2018).

29. Фёдоров А.А. Новое педагогическое образование от поддержки и сопровождения жизненного цикла профессии «учитель» к конвенции поколений // Аккредитация в образовании. 2016. №8(92). С. 18-21.

30. Фёдоров А.А. Управляя будущим, или как выжить в мире образовательных корпораций с помощью педагогического образования // Аккредитация в образовании. 2015. №5(81). С. 12-14.

31. Чайникова Л.Ф. Городские ресурсные центры как эффективная форма работы по удовлетворению спроса населения на дополнительные образовательные услуги. URL: https://www.irorb.ru/files/magazineIRO/2015august/17.pdf (дата обращения: 20.06.2018).

32. A Study of New York State’s Family Resource Center Network. Albany, New York, 2006. 49 p. Available at: https://www.albany.edu/chsr/Publications/FRCreport_2006.pdf (accessed: 25.06.2018).

33. Aaron J., Friedenberg L. Family Resource Centers: Linking Schools and Communities. Available at: https://keycenter.unca.edu/sites/default/files/Family_Resource_Centers_Linking_Schools_and_Communities.pdf (accessed: 25.06.2018).

34. Aboimova I., Kulagina A., Trofimov V., Shcherbakova M., Yakovleva S. A pedagogical support model for creativity promotion in design students // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, no. 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/A-pedagogical-support-model-for-creativity-promotion-1528-2651-20-3-123.pdf (accessed: 25.06.2018).

35. Ahmad S.B. The role of the school resource centre in technology integration in teaching and learning in selected secondary schools. Available at: http://repository.um.edu.my/208/1/The%20role%20of%20the%20school%20resource%20centre%20in%20technology%20integration%20in%20teaching.pdf (accessed: 25.06.2018).

36. Communities In Schools. 2009-2010 Results from the Communities In Schools Network. 2011. Available at: https://www.communitiesinschools.org/media/uploads/attachments/Network_Results_2009-2010.pdf (accessed: 25.06.2018).

37. Rod Davis. Best practices for military and veterans support and services. Available at: http://assets.system.tamus.edu/files/veterans/pdf/VSO-BestPractices.pdf (accessed: 25.06.2018).

38. Doktor J.E., Poertner J. Kentucky's Family Resource Centers // Remedial & Special Education. 1996. Vol. 17, no. 5. Pp. 293-302. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.872.2410&rep=rep1&type=pdf (accessed: 25.06.2018).

39. Dunst Carl J. Family-Centered Practices: Birth Through High School // The journal of special education. 2002. Vol. 36, no. 3. Pp. 139-147. Available at: http://cehs01.unl.edu/ECSE/960/DunstHS.pdf (accessed: 25.06.2018).

40. Ekanem J.E. Problems and Prospects of Education Resource Centres in Nigeria // Journal of Education and Practice. 2015. Vol. 6, no. 30. Pp. 66-70. Available at: https://www.iiste.org/Journals/index.php/JEP/article/view/26715/27365 (accessed: 25.06.2018).

41. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F., Solovev M.Y. Model for employer-sponsored education of teachers: Opportunities and challenges // Man in India. 2017. Vol. 97, no. 11. Pp. 101-114.

42. Govender D. The status and role of resource centres in exHouse of Delegates (ExHOD) schools under post apartheid // International Journal of Whole Schooling. 2006. Vol. 2, no. 1. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ847469.pdf (accessed: 25.06.2018).

43. Guidelines for New York State Family Resource Centers. Available at: https://ocfs.ny.gov/main/publications/Pub5071.pdf (accessed: 25.06.2018).

44. Kimport K., Dockray J., Dodson S. What women seek from a pregnancy resource center. Available at: http://nationaldiaperbanknetwork.org/advocacy/wp-content/uploads/2017/03/What-women-seek-from-a-pregnancy-resource-center_2016.pdf (accessed: 25.06.2018).

45. Mansor Y., Nor N.M. Use of the School Resource Centre among Malaysian High School Teachers. Available at: http://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1619&context=libphilprac (accessed: 25.06.2018).

46. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Popkova E.G. (ed.) The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018. Vol. 622, pp. 129-135. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_17.

47. Mosha M.A. The Role of Teachers’ Resource Centres in Teachers’ Professional Development and Enhancing Primary Education in Zanzibar // Journal of Education and Practice. 2015. Vol. 6, no. 8. Pp. 44-62. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1082728.pdf (accessed: 25.06.2018).

48. Resource centre manual. How to set up and manage a resource centre. Available at: http://librarypdf.catie.ca/PDF/P2/21192.pdf (accessed: 25.06.2018).)

49. Waddell B., Shannon M., Durr R. Using Family Resource Centers to Support California’s Young Children and Their Families. Los Angeles, CA: UCLA Center for Healthier Children, Families and Communities, 2001. 42 р. Available at: http://www.frcnca.org/wp-content/uploads/2016/07/Using-Family-Resources-0801.pdf (accessed: 25.06.2018).


Просмотров: 179


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)