Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

Полный текст:

Аннотация

Введение: студентоцентрированные технологии обучения отвечают требованиям компетентностного подхода, который лежит в основе нового поколения ФГОС. Рассматриваемое обучение способствует повышению качества образования и грамотному формированию компетентности квалифицированных специалистов. Поэтому в современных условиях целесообразно дальнейшее развитие данных технологий. Исследуемая нами тема актуальна, поскольку процесс образования динамичен и существует необходимость рассмотрения новых аспектов применения студентоцентрированного обучения в высшей школе. Цель исследования – рассмотреть реализацию технологий студентоцентрированного обучения в вузе и представить результаты применения студентоцентрированной концепции обучения.

Материалы и методы: работа по определению значимости и востребованности применения студентоцентрированных технологий осуществлялась на основе электронных курсов, расположенных на платформе Moodle. В процессе исследования нами был обобщен педагогический опыт по вопросу использования компьютерных технологий в студентоцентрированном обучении. Авторы провели эксперимент, в котором участвовало две группы студентов. В первом случае группа обучалась с использованием только традиционных методов, вторая – с помощью студентоцентрированных технологий. Поскольку студентоцентрированная парадигма призвана создать полноценные условия для творческого развития обучающихся и включает открытость общения, свободу обучения, индивидуализацию развития личности и актуализацию тьюторского функционала преподавателя, то во второй группе в роли вспомогательного элемента, реализующего данные положения, выступили электронные технологии. Под электронными технологиями мы понимаем совокупность компьютерных средств и способов, используемых для обучения. Среди электронных технологий в данной статье мы выделяем использование образовательной платформы Moodle, на которой располагаются курсы с необходимыми для обучения инструментами и материалами.

Результаты исследования: в процессе обучения было выделено две группы студентов. Одна из них обучалась с использованием традиционных методов и средств обучения, вторая группа – с помощью студентоцентрированных технологий, при этом имела доступ к сети Интернет и могла выполнять часть заданий в электронном виде. Благодаря студентоцентрированному обучению студент становится более самостоятельным, мобильным. Вторая группа показала более слаженную работу и достигла положительных результатов раньше, чем группа, имевшая доступ на занятиях лишь к традиционным материалам.

Обсуждение и заключения: сделаны выводы о студентоцентрированном подходе как о значимом и востребованном элементе, важном для формирования высококвалифицированного специалиста, поскольку включает проблемное обучение, проектное, использует интерактивные технологии, что позволяет не просто выстроить индивидуальную траекторию обучения в условиях коллектива, но и приобрести необходимые компетенции, которые выпускник сможет реализовать в будущей профессиональной деятельности. Специалист сможет решать задачи, применяя нестандартный подход. Большая доля самостоятельности на протяжении обучения позволяет студенту самому заниматься целеполаганием, самосовершенствованием, рефлексией, поэтому в дальнейшей профессиональной жизни данные составляющие не вызовут у него затруднений.

Об авторах

О. И. Ваганова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

Ваганова Ольга Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами



Л. К. Иляшенко
Тюменский индустриальный университет, Филиал в г. Сургут (СИНГ)
Россия

Иляшенко Любовь Киряловна – кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой естественнонаучных и гуманитарных дисциплин



Список литературы

1. Бичева И.Б., Перова Т.В., Семёнышева М.А. Повышение конкурентоспособности специалистов отрасли туризма в условиях модернизации // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. №2. С. 16-21.

2. Бесан А.Э., Коновалова М.Д. Изучение социально-психологической адаптации в процессе инклюзивного вузовского обучения // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход: сборник статей / под ред. О.Е. Нестерова. М.: Перо, 2016. С. 618-625.

3. Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Методика анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. №3. С. 9-16.

4. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Возможности электронной среды Moodle в привлечении абитуриентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, №2(19). С. 13-15.

5. Ваганова О.И., Хижная А.В., Костылева Е.А., Костылев Д.С. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №4 (часть 4).

6. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов // Вестник Мининского университета. 2016. Т. 1-1. С.19. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/139 (дата обращения: 21.03.2018).

7. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, №2(15). С. 80-82.

8. Коновалова М.П. Комплекс ГТО в современных условиях и его влияние на молодежь России // Саратовской области – 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста: сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 3-х томах / под ред. Н.С. Яшина. 2016. Т. 2. С. 54-55.

9. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, №3(20). С. 39-42.

10. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, №3(20). С. 210-213.

11. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, №3(20). С. 43-46.

12. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-5. С. 201-207.

13. Немова О.А., Кутепов М.М, Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В. Социокультурные механизмы трансляции ценностей: на примере приобщения молодежи г. Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 48-51.

14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 г. №608 н. «Об утверждении профессионального стандарта Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 г. №38993). URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/1344 (дата обращения: 30.01.2018).

15. Приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. №1085. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата)». (Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2015 г. №39534). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf (дата обращения: 30.01.2018).

16. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51. С. 140-146.

17. Прохорова М.П., Седых Е.П. Методическое обеспечение инновационно-проектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения // Наука и школа. 2017. №3. С. 77-84.

18. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Вовлечение студентов в инновационно-проектную деятельность с использованием электронной образовательной среды // Современные научные исследования и инновации. 2017. №4(72).

19. Романова Е.С. Проблема определения содержания понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения», «технология профессионально-ориентированного обучения» // Практическая педагогика и психология: методы и технологии: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 т. Уфа, 2016. Т.2. С. 89-92.

20. Рыжова Н.И., Башмакова Н.И., Громова О.Н. Актуальность аксиологизации профессиональной подготовки современных специалистов в условиях трансформации ценностей // Наука и школа. 2016. №1. С. 37-46.

21. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Модернизация процесса подготовки студентов вуза с применением модульного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №4-4. С. 827-829.

22. Севба Е.В. Аксиологический подход в профессиональной подготовке студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. №1. С. 118-120.

23. Яковенко Л.Н. Аксиологический подход к образованию как движущей силе устойчивого развития личности // Экономические и гуманитарные науки. 2016. №1(288). С. 24-28.

24. Armstrong Lloyd. Barriers to Innovation and Change in Higher Education. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/d513/141cb6af397d22a68d99fa9264875f888312.pdf (accessed: 07.06.2018).

25. Belinova N.V., Bichevа I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Кhizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher // Revista ESPACIOS. Año 2017. Vol. 38 (№25). Р. 9.

26. Bourque C.J., Bourdon S. Multidisciplinary graduate training in social research methodology and computer-assisted qualitative data analysis: a hands-on/hands-off course design // Journal of Further and Higher Education. 2017. Vol. 41, no. 4. Pp. 475-491. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2015.1135882

27. Bicheva I.B., Filatova O.M. Prospects of vocational training of teachers: axiological approach // Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 2. Р. 3. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-3

28. Buzady Zoltan. Flow, leadership and serious games - a pedagogical perspective // World Journal of Science, Technology and Sustainable Development. 2017. Vol. 14, no. 2/3. Pp. 204-217. DOI: https://doi.org/10.1108/WJSTSD-05-2016-0035

29. Francisco Parra-Luna. Axiological systems theory. Universidad Complutense; Madrid; Spain. Available at: http://www.eolss.net/sample-chapters/c02/E6-46-01-07.pdf (accessed: 27.03.2018).

30. Petrovsky A.M., Smirnova Zh.V., Vaganova O.I., Kutepov M.M., Gruzdeva M.L., Kutepova L.I. The Structure and Content of the Achievements Portfolio of University Students // European Research Studies Journal. 2017. Volume XX. Special Issue. Pp. 557-564. Available at: https://ersj.eu/index.php?option=com_content&task=view&id=1151 (accessed: 22.06.2018).

31. Prokhorova M.P., Semchenko A.A. Involving of trainees-future teachers of professional training in project activities in the discipline // Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 2. P. 6. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-6

32. Perevoschikova E.N. Rating plan as a mechanism of evaluating the degree formation of competences // Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 2. P. 9. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-9

33. Depsames L., Markova S., Tsyplakova S., Yakovleva S., Shherbakova E. Principles of building of objective-spatial environment in an educational organization // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3457-3462.

34. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Yu. Use of Open Electronic Courses in Educational Activity // European Research Studies Journal. 2017. Vol. XX. Special Issue. Pp. 541-548. Available at: https://www.ersj.eu/index.php?option=com_content&task=view&id=1149 (accessed: 22.06.2018).

35. Eito-Brun Ricardo, Sicilia Miguel-Angel. An innovation activity model for Very Small Entities in the software sector: an empirical study // R&D Management. 2017. Vol. 47, no. 5. Pp. 671-781. DOI: https://doi.org/10.1111/radm.12226

36. Krupoderova Е.P., Bryksina O.F. Organization of external activity of future bachelors in the basic professional educational program // Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 2. Р. 5. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-5

37. Kaznacheeva S.N., Bondarenko V.A. Investigation of readiness of students of nonlinguistic specialities to use network resources when studying foreign languages // Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 2. Р. 8. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-8

38. Shevchenko S.M., Mukhina M.V. Output qualification work as a professional solution of practical-assessed problems // Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 2. P. 7. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-7

39. Thomas J. W. A review of research on project-based learning. Report prepared for The Autodesk Foundation. Available at: http://www.bie.org/images/uploads/general/9d06758fd346969cb63653d00dca55c0.pdf (accessed: 12.06.2018).


Просмотров: 135


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)