Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-3

Полный текст:

Аннотация

Введение: современные условия развития общества вызывают необходимость дальнейшего реформирования профессионального воспитания, связанного с новыми требованиями к содержанию профессионального обучения, соответствующего определенному уровню развития культуры, личностно-профессиональных качеств, научно-технического развития производства, отражающих характер рыночных отношений.

Профессиональное воспитание направлено на развитие профессионально-личностных качеств, умений ориентироваться на рынке труда, устанавливать профессиональное взаимодействие, что обеспечивает успешное трудоустройство.

Таким образом, профессиональное воспитание является центральным звеном подготовки рабочих и специалистов.

Основной целью данной статьи является определение сущности и особенностей воспитания в учебных профессиональных заведениях, выявление эффективных методов исследования проблем воспитательной деятельности.

Материалы и методы: в исследовании использованы теоретические и эмпирические методы познания: методы анализа материалов, анализ литературы, анализ документов, анализ работ, анализ устно передаваемых идей, методы анализа явления воспитания в практике профессионального образования, устные опросы (интервью, беседы), наблюдения, письменные опросы, эксперимент, а также комплексный, дифференцированный, интеграционно-методический, политеоретический подходы.

Результаты исследования: профессиональное воспитание выражается в единстве социализации и профессионализации личности. Профессионально развитая личность рассматривается как социально-профессионально-интегративный тип её направленности и действенности.

Профессиональное воспитание рассматривается как совокупность трех составляющих: направленность личности, владение техническими процессами, владение технологическими приемами деятельности, что определяет эффективность профессионального труда. Основным интегратором профессионального воспитания будущих рабочих и специалистов выступают объективные и субъективные факторы развития личности, взаимообеспечивающие успешность решения личностных, профессионально-деятельностных и социально-жизненных задач.

Общечеловеческие ценности имеют фундаментальное значение для профессионального воспитания с точки зрения гуманистической направленности, социально-экономических преобразований.

В системе образовательно-воспитательных ценностей выделяются гражданские, культурологические, социально-педагогические, профессиональные, экологические ценности. Для формирования этих ценностей необходима реализация интегративного и профессионально-социологического подходов к воспитанию рабочих и специалистов.

Для профессиональной деятельности целесообразным считается формирование общих и частных профессиональных ценностей, отражающих специфику профессий, видов деятельности.

Обсуждение и заключения: определена сущность профессионального воспитания, выявлены особенности методов исследования проблем профессионального воспитания, факторы, влияющие на духовно-нравственное и профессиональное развитие будущих рабочих и специалистов.

Об авторах

С. М. Маркова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Маркова Светлана Михайловна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами



А. К. Наркозиев
Международный университет Кыргызской Республики учебно-научно-производственный комплекс «Международный университет Кыргызстана»
Кыргызстан

Наркозиев Аманбек Карашович – доктор педагогических наук, академик, Вице-президент по академическим вопросам.

Кыргызская Республика, 720007, Бишкек, ул. Л. Толстого, 17А/1



Список литературы

1. Алиева Л.В. Профессиональное воспитание – ценностный блок образовательной деятельности современного вуза // Техническое творчество молодежи. 2017. №2(102). С. 11-14.

2. Артемьева А.В. Проектный метод в профессиональном воспитании студентов // Молодой ученый. 2016. №7(111). С. 587-590.

3. Белов В.И. Профессиональное воспитание в открытом социально-профессиональном пространстве // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2016. Т. 20, №3. С. 68-71.

4. Булаева М.Н., Лапшова А.В. Содержательные основы профессионального воспитания студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-5. С. 30-36.

5. Быстрова Н.В., Гриценко Н.Е., Румянцева Н.А., Леонова В.Н. Основы воспитательной работы с воспитанниками в условиях детского дома // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-6. С. 96-102.

6. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Трутанова А.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, №3(20). С. 15-18.

7. Валькович О.Н., Булаева К.Ю., Сирченко А.Е. Современные подходы к профессиональному развитию и обучению персонала // Экономика устойчивого развития. 2016. №2(26). С. 50-53.

8. Лапшова А.В. Профессиональное воспитание: учебно-методическое пособие. Н. Новгород, 2017. 80 c.

9. Каракальчева А.С., Левада А.М., Шапранова Н.Н. Профессионально-личностное воспитание студента вуза // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. №41. С. 134-140.

10. Колдина М.И., Трутанова А.В. Научно-исследовательская деятельность как условие профессионального развития педагога // Международный студенческий научный вестник. 2017. №5. С. 85.

11. Кривов С.И., Прокофьева О.Н., Кибикина С.В. Профессиональное воспитание студентов вуза: управление и организация процессом // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №53-7. С. 85-90.

12. Кролевецкая Е.Н. Профессиональное воспитание в вузе: личностно ориентированный подход // Современные научные исследования и разработки. 2017. №2(10). С. 326-328.

13. Мамадалиев Ш.М. Профессиональное воспитание как категория производственного обучения // Достижения науки и образования. 2017. № 2(15). С. 43-45.

14. Нефедова Н.А. Профессиональное воспитание в современных образовательных комплексах // Волжский вестник науки. 2016. №1(1). С. 27-31.

15. Петушкова О.Г. Средовой подход к профессиональному воспитанию студентов университета // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №4-1. С. 104-107.

16. Феттер И.В. Профессиональное воспитание студентов в условиях инструктивно-методического лагеря педагогического вуза // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. 2017. №3. С. 338-345.

17. Царапкина Ю.М. Электронное портфолио как основа саморазвития студентов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017. №3(41). С. 82-87.

18. Царапкина Ю.М., Миронов А.Г. Применение инновационных технологий в профессиональном обучении как средство формирования коммуникативно-адаптивной компетенции обучающихся // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2017. Т. 8, №1. С. 119-133.

19. Цыплакова С.А. Профессионально-педагогическое образование и тенденции его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-8. С. 274-280.

20. Цыплакова С.А., Гришанова М.Н., Коровина Е.А., Сомова Н.М. Теоретические основы проектирования образовательных систем // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, №1(14). С. 131-133.

21. Artemieva M., Kuznetsova S., Bakhtiarov Y., Yashin S., Khavin D. (2017) Peculiarities of Innovative Activities in the Low-Tech Sector // Popkova E. (ed.) Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management. Contributions to Economics. Springer, Cham, 2017. Pp. 289-294. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-60696-5_37

22. Barber M., Donnely K., Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. Institute for Public Policy Research. London, 2013. Available at: http://med.stanford.edu/smili/support/FINAL%20Avalanche%20Paper%20110313%20(2).pdf (accessed: 04.07.2018).

23. Barber M., Donnely K., Rizvi S. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education. London, 2013. Available at: http://www.bath.ac.uk/education/events/documents/Barber_et_al_x2012x_oceans-of-innovation.pdf (accessed: 04.07.2018).

24. Belinova N.V., Bichevа I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Кhizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher // Revista ESPACIOS. 2017. Vol. 38, no. 25. P.9. Available at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n25/a17v38n25p09.pdf (accessed: 04.07.2018).

25. Bulaeva M.N., Vaganova O.I., Koldina M.I., Lapshova A.V., Khizhnyi A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE // Popkova E.G. (ed.) The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018. Vol. 622, pp. 406-411. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_52

26. Bystrova N.V., Konyaeva E.A., Tsarapkina J.M., Morozova I.M., Krivonogova A.S. Didactic foundations of designing the process of training in professional educational institutions // Popkova E.G. (ed.) The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018. Vol. 622, pp. 136-142. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_18

27. Chaikina Z.V., Shevchenko S.M., Mukhina M.V., Katkova O.V., Kutepova L.I. Electronic testing as a tool for optimizing the process of control over the results of educational training activities // Popkova E.G. (ed.) The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018. Vol. 622, pp. 194-200. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_25

28. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F., Solovev M.Y. Model for employer-sponsored education of teachers: Opportunities and challenges // Man in India. 2017. Vol. 97, no. 11. Pp. 101-114.

29. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova, L.Y. Use of open electronic courses in educational activity // European Research Studies Journal. 2017. Vol. 20. Pp. 541-548.

30. Hanushek E.A. The economic value of higher teacher quality. Washington, 2010. Available at: https://caldercenter.org/sites/default/files/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf (accessed: 04.07.2018).

31. Ilaltdinova E.Y., Frolova S.V., Lebedeva I.V. Top Qualities of Great Teachers: National and Universal // Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Springer, Cham, 2018. Vol 677. Pp. 44-52. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-67843-6_6

32. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, no. 11. Pp. 489-493. Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111_26041life1111s14_489_493.pdf (accessed: 04.07.2018).

33. Markova S., Depsames L., Burova I., Tsyplakova S., Chigarov E. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, no. 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/role-of-education-in-development-of-professional-values-of-specialists-6915.html (accessed: 04.07.2018).

34. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Popkova E.G. (ed.) The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018. Vol. 622, pp. 129-135. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_17

35. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students’ knowledge in a virtual learning environment moodle // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, no. 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/the-organization-of-the-test-control-of-students-knowledge-in-a-virtual-learning-environment-moodle-6919.html (accessed: 04.07.2018).

36. Yadryshnikov K.S., Bystritskaya E.V., Burkhanova I.Y. Case-Technology Functions In College Student Vocational Training // Modern journal of language teaching methods. 2018. Vol. 8, no. 3. Pp. 305-31.


Просмотров: 112


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)