ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Введение: в статье рассматривается проблема реализации компетентностного подхода в обучении математике в начальных классах. Данный подход является одной из концептуальных основ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Компетентностно-ориентированные задачи включаются в итоговые работы для четвертых классов по оценке достижения планируемых результатов, в том числе во Всероссийские проверочные работы по математике. Целью исследования стало выявление эффективности реализации компетентностного подхода в обучении математике в начальных классах на основе диагностики уровня сформированности у выпускников начальной школы (учащихся 5 классов) умения решать компетентностно-ориентированные математические задачи.
Материалы и методы: использовалась диагностическая методика, включающая математические задачи, требующие применения знаний в жизненных ситуациях, наличия реальных представлений о величинах и геометрических фигурах, умения ориентироваться в практических ситуациях. Приведены тексты компетентностно-ориентированных задач.
Результаты исследования: приведены данные о результатах выполнения всех групп заданий и об уровне сформированности у выпускников начальной школы умения решать компетентностно-ориентированные математические задачи. Выявлено, что наибольшую трудность вызывают задания, требующие самостоятельного выбора математических понятий и действий для анализа реальной ситуации, и задания, предполагающие умение делать прикидку результата.
Обсуждение и заключения: проведенное исследование показало, что имеются проблемы в реализации компетентностного подхода в обучении математике в начальной школе. Учащиеся испытывают значительные трудности при решении компетентностно-ориентированных задач. Выполнен анализ типичных ошибок в выполнении таких математических заданий. Даны рекомендации для учителей начальных классов по усилению практической направленности обучения математике младших школьников.
Об авторах
Н. Н. ДеменеваРоссия
Деменева Надежда Николаевна –доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
ResearcherID: J-2700-2017
О. В. Колесова
Россия
Колесова Оксана Вячеславовна – доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук.
ResearcherID: J-7901-2017
Список литературы
1. Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы в современных социокультурных условиях: новые проблемы и фак-торы риска // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/a29/andreyeva.pdf (дата обращения: 30.06.2018).
2. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2011. 176 с.
3. Всероссийские проверочные работы по математике с ответами. URL: http://4ege.ru/vpr/52653-vpr-po-matematike-s-otvetami.html (дата обращения: 30.06.2018).
4. Всероссийские проверочные работы. 4 класс. Математика. URL: https://vpr-ege.ru/vpr/4-klass/matematika (дата обращения: 30.08.2018).
5. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Рунова Т.А. Проблема диагностики психологической готов-ности детей к обучению в школе в свете новых требований Федерального государ-ственного образовательного стандарта // Нижегородское образование. 2015. №3. С. 146-151.
6. Деменева Н. Н. Универсальное учебное действие «информационный поиск» в обуче-нии математике // Начальная школа. 2015. №6. С. 37-42.
7. Деменева Н.Н., Колесова О.В. Учебные проекты по математике и русскому языку в начальной школе // Начальная школа. 2018. №2. С. 29-34.
8. Деменева Н.Н., Рунова Т.А. Анализ экспериментальной проверки качества образова-ния в начальной школе по математике // Нижегородское образование. 2012. №4. С. 119-125.
9. Демидова Т.Е., Чижевская И.Н. Компетентностные задачи как средство формирования познавательных мотивов учения младших школьников // Вестник Брянского государ-ственного университета. 2015. №3. С. 15-18.
10. Дубова М.В. Дидактические принципы компетентностно-ориентированного обучения в начальном общем образовании // Начальная школа. 2012. №7. С. 90-96.
11. Дубова М.В. Компетентностные задачи как форма учебного материала // Педагогика. 2012. №1. С. 46-52.
12. Жафяров А.Ж. Методология и технология внедрения компетентностного подхода в математическом образовании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. №3 (31). С. 105-115.
13. Иванова Н.В. Личностно-развивающий потенциал проектной деятельности для млад-ших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. С.843.
14. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного об-разования // Интернет-журнал «Эйдос». 5 мая 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 30.06.2018).
15. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2014. 152 с.
16. Коршунова О. В. Компетентностно-ориентированные задания как средство достиже-ния современных образовательных результатов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. №01. С. 6-10. URL: http://e-koncept.ru/2016/76002.htm (дата обращения: 30.06.2018).
17. Медведева Т.Ю., Кривоногова А.С. Требования к оцениванию результатов подготовки обучающихся вуза в условиях компетентностного подхода в практико-ориентированной реализации образовательных программ // Вестник Мининского уни-верситета. 2016. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/285/286 (дата обращения: 15.06.2018).
18. Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: методическое пособие для учителей начальных классов / под общ. ред. Н.В. Калининой. М.: АРКТИ, 2013. 144 с.
19. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. Ч. 1. 216 с.
20. Пашкевич А.В. Компетентностно-ориентированный урок. Волгоград: Учитель, 2016. 207 с.
21. Перевощикова Е.Н., Лекомцева А.А. Конструирование контекстного задания для оценки достижения образовательных результатов // Вестник Мининского университета. 2016. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/310/311 (дата обращения: 15.06.2018).
22. Попович И.Ю. Технология создания компетентностно-ориентированных заданий // Начальная школа. 2014. №1. С. 47-53.
23. Потапова М.Н. Формирование ключевых компетенций обучающихся через организа-цию проектной деятельности при изучении математике в школе // Актуальные пробле-мы современного образования. 2015. №1(18). С. 34-42.
24. Селькина Л.В., Худякова М.А. Компетентностный подход в оценке результатов обуче-ния начальной математике // Начальная школа. 2010. №11. С. 40-45.
25. Смолеусова Т.В. Проекты по математике как методическая инновация // Начальная школа. 2013. №8. С. 56-59.
26. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализа-ция. М.: Когито-Центр, 2012.
27. Тихоненко А.В. К вопросу о формировании ключевых компетенций младших школь-ников // Начальная школа. 2006. №4. С. 78-84.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образо-вания. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
29. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. М.: Эйдос, 2013. 73 с.
30. Шестакова Л.Г., Горевских А.А. Использование компетентностно-ориентированных заданий в обучении математике // Фізико-математична освіта: науковий журнал. 2017. №3(13). С.199-202.
31. Atanov I., Kapustin I., Lebedev A., Kapustina E, Grinchenko V. Competence-based approach to education in higer educational institution // Modern European Researches. 2015. Vol. 2. Pp. 6-9. Available at: https://doaj.net/uploads/issue/issue_6.pdf (accessed: 30.06.2018).
32. Chaikina Z.V., Shevchenko S.M., Mukhina M.V., Katkova O.V., Kutepova L.I. Electronic Testing as a Tool for Optimizing the Process of Control over the Results of Educational Training Activities // Popkova E. (eds.) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 194-200. Available at: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6_25 (accessed: 30.06.2018).
33. First Year Implementations of a Project-Based Learning Approach: The Need for Addressing Teachers’ Orientations in the Era of Reform / M.A.P. Rogers [et al.] // International Journal of Science and Mathematical Education. 2010. Vol. 9, no. 4. Pp. 893-917. Available at: https://doi.org/10.1007/s10763-010-9248-x (accessed: 30.06.2018).
34. Markham T., Larmer J., Ravitz J. Project-Based Learning Handbook: A Guide to Standards-Focused Project-Based Learning for Middle and High School Teachers. Novato, CA: Buck Institute for Education, 2003.
35. Medvedeva T.Y., Sizova O.A., Ulyanova R.A., Markova S.M., Karpukova A.A., Kazantseva G.A. Modern trends in estimation system of training achievements quality of college under-graduates // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20(3). P. 5.
36. Holmes L. Decontaminating the concepts of "learning" and "competence": education and mo-dalities of emergent identity // Relational Skill & Learning. Available at: http://www.re-skill.org.uk/papers/decontaminating.html (accessed: 30.06.2018).
37. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe. Report of the Symposium Berne, Switzer-land 27-30 March, 1996. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED407717.pdf (ac-cessed: 30.06.2018).
38. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The Organization of the Test Control of Students’ Knowledge in a Virtual Learning En-vironment Moodle // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20(3). Available at: https://www.abacademies.org/articles/the-organization-of-the-test-control-of-students-knowledge-in-a-virtual-learning-environment-moodle-6919.html (accessed: 30.06.2018).
39. White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological review. 1959. Vol. 66. Pp. 297-333.
40. Winterton J. F., Delamare-Le Deist F., Stringfellow E. Typology of knowledge, skills and competences: clarification of the concept and prototype. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2006. 131 p.