Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-7

Полный текст:

Аннотация

Введение: в статье рассматривается проблема реализации компетентностного подхода в обучении математике в начальных классах. Данный подход является одной из концептуальных основ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Компетентностно-ориентированные задачи включаются в итоговые работы для четвертых классов по оценке достижения планируемых результатов, в том числе во Всероссийские проверочные работы по математике. Целью исследования стало выявление эффективности реализации компетентностного подхода в обучении математике в начальных классах на основе диагностики уровня сформированности у выпускников начальной школы (учащихся 5 классов) умения решать компетентностно-ориентированные математические задачи.

Материалы и методы: использовалась диагностическая методика, включающая математические задачи, требующие применения знаний в жизненных ситуациях, наличия реальных представлений о величинах и геометрических фигурах, умения ориентироваться в практических ситуациях. Приведены тексты компетентностно-ориентированных задач.

Результаты исследования: приведены данные о результатах выполнения всех групп заданий и об уровне сформированности у выпускников начальной школы умения решать компетентностно-ориентированные математические задачи. Выявлено, что наибольшую трудность вызывают задания, требующие самостоятельного выбора математических понятий и действий для анализа реальной ситуации, и задания, предполагающие умение делать прикидку результата.

Обсуждение и заключения: проведенное исследование показало, что имеются проблемы в реализации компетентностного подхода в обучении математике в начальной школе. Учащиеся испытывают значительные трудности при решении компетентностно-ориентированных задач. Выполнен анализ типичных ошибок в выполнении таких математических заданий. Даны рекомендации для учителей начальных классов по усилению практической направленности обучения математике младших школьников.

Об авторах

Н. Н. Деменева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Деменева Надежда Николаевна –доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

ResearcherID: J-2700-2017



О. В. Колесова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Колесова Оксана Вячеславовна – доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук.

ResearcherID: J-7901-2017



Список литературы

1. Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы в современных социокультурных условиях: новые проблемы и фак-торы риска // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/a29/andreyeva.pdf (дата обращения: 30.06.2018).

2. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2011. 176 с.

3. Всероссийские проверочные работы по математике с ответами. URL: http://4ege.ru/vpr/52653-vpr-po-matematike-s-otvetami.html (дата обращения: 30.06.2018).

4. Всероссийские проверочные работы. 4 класс. Математика. URL: https://vpr-ege.ru/vpr/4-klass/matematika (дата обращения: 30.08.2018).

5. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Рунова Т.А. Проблема диагностики психологической готов-ности детей к обучению в школе в свете новых требований Федерального государ-ственного образовательного стандарта // Нижегородское образование. 2015. №3. С. 146-151.

6. Деменева Н. Н. Универсальное учебное действие «информационный поиск» в обуче-нии математике // Начальная школа. 2015. №6. С. 37-42.

7. Деменева Н.Н., Колесова О.В. Учебные проекты по математике и русскому языку в начальной школе // Начальная школа. 2018. №2. С. 29-34.

8. Деменева Н.Н., Рунова Т.А. Анализ экспериментальной проверки качества образова-ния в начальной школе по математике // Нижегородское образование. 2012. №4. С. 119-125.

9. Демидова Т.Е., Чижевская И.Н. Компетентностные задачи как средство формирования познавательных мотивов учения младших школьников // Вестник Брянского государ-ственного университета. 2015. №3. С. 15-18.

10. Дубова М.В. Дидактические принципы компетентностно-ориентированного обучения в начальном общем образовании // Начальная школа. 2012. №7. С. 90-96.

11. Дубова М.В. Компетентностные задачи как форма учебного материала // Педагогика. 2012. №1. С. 46-52.

12. Жафяров А.Ж. Методология и технология внедрения компетентностного подхода в математическом образовании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. №3 (31). С. 105-115.

13. Иванова Н.В. Личностно-развивающий потенциал проектной деятельности для млад-ших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. С.843.

14. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного об-разования // Интернет-журнал «Эйдос». 5 мая 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 30.06.2018).

15. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2014. 152 с.

16. Коршунова О. В. Компетентностно-ориентированные задания как средство достиже-ния современных образовательных результатов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. №01. С. 6-10. URL: http://e-koncept.ru/2016/76002.htm (дата обращения: 30.06.2018).

17. Медведева Т.Ю., Кривоногова А.С. Требования к оцениванию результатов подготовки обучающихся вуза в условиях компетентностного подхода в практико-ориентированной реализации образовательных программ // Вестник Мининского уни-верситета. 2016. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/285/286 (дата обращения: 15.06.2018).

18. Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: методическое пособие для учителей начальных классов / под общ. ред. Н.В. Калининой. М.: АРКТИ, 2013. 144 с.

19. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. Ч. 1. 216 с.

20. Пашкевич А.В. Компетентностно-ориентированный урок. Волгоград: Учитель, 2016. 207 с.

21. Перевощикова Е.Н., Лекомцева А.А. Конструирование контекстного задания для оценки достижения образовательных результатов // Вестник Мининского университета. 2016. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/310/311 (дата обращения: 15.06.2018).

22. Попович И.Ю. Технология создания компетентностно-ориентированных заданий // Начальная школа. 2014. №1. С. 47-53.

23. Потапова М.Н. Формирование ключевых компетенций обучающихся через организа-цию проектной деятельности при изучении математике в школе // Актуальные пробле-мы современного образования. 2015. №1(18). С. 34-42.

24. Селькина Л.В., Худякова М.А. Компетентностный подход в оценке результатов обуче-ния начальной математике // Начальная школа. 2010. №11. С. 40-45.

25. Смолеусова Т.В. Проекты по математике как методическая инновация // Начальная школа. 2013. №8. С. 56-59.

26. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализа-ция. М.: Когито-Центр, 2012.

27. Тихоненко А.В. К вопросу о формировании ключевых компетенций младших школь-ников // Начальная школа. 2006. №4. С. 78-84.

28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образо-вания. М.: Просвещение, 2010. 31 с.

29. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. М.: Эйдос, 2013. 73 с.

30. Шестакова Л.Г., Горевских А.А. Использование компетентностно-ориентированных заданий в обучении математике // Фізико-математична освіта: науковий журнал. 2017. №3(13). С.199-202.

31. Atanov I., Kapustin I., Lebedev A., Kapustina E, Grinchenko V. Competence-based approach to education in higer educational institution // Modern European Researches. 2015. Vol. 2. Pp. 6-9. Available at: https://doaj.net/uploads/issue/issue_6.pdf (accessed: 30.06.2018).

32. Chaikina Z.V., Shevchenko S.M., Mukhina M.V., Katkova O.V., Kutepova L.I. Electronic Testing as a Tool for Optimizing the Process of Control over the Results of Educational Training Activities // Popkova E. (eds.) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 194-200. Available at: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6_25 (accessed: 30.06.2018).

33. First Year Implementations of a Project-Based Learning Approach: The Need for Addressing Teachers’ Orientations in the Era of Reform / M.A.P. Rogers [et al.] // International Journal of Science and Mathematical Education. 2010. Vol. 9, no. 4. Pp. 893-917. Available at: https://doi.org/10.1007/s10763-010-9248-x (accessed: 30.06.2018).

34. Markham T., Larmer J., Ravitz J. Project-Based Learning Handbook: A Guide to Standards-Focused Project-Based Learning for Middle and High School Teachers. Novato, CA: Buck Institute for Education, 2003.

35. Medvedeva T.Y., Sizova O.A., Ulyanova R.A., Markova S.M., Karpukova A.A., Kazantseva G.A. Modern trends in estimation system of training achievements quality of college under-graduates // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20(3). P. 5.

36. Holmes L. Decontaminating the concepts of "learning" and "competence": education and mo-dalities of emergent identity // Relational Skill & Learning. Available at: http://www.re-skill.org.uk/papers/decontaminating.html (accessed: 30.06.2018).

37. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe. Report of the Symposium Berne, Switzer-land 27-30 March, 1996. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED407717.pdf (ac-cessed: 30.06.2018).

38. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The Organization of the Test Control of Students’ Knowledge in a Virtual Learning En-vironment Moodle // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20(3). Available at: https://www.abacademies.org/articles/the-organization-of-the-test-control-of-students-knowledge-in-a-virtual-learning-environment-moodle-6919.html (accessed: 30.06.2018).

39. White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological review. 1959. Vol. 66. Pp. 297-333.

40. Winterton J. F., Delamare-Le Deist F., Stringfellow E. Typology of knowledge, skills and competences: clarification of the concept and prototype. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2006. 131 p.


Просмотров: 226


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)