Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-8

Полный текст:

Аннотация

Введение: в статье рассматриваются основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников. Современное социокультурное общество задаёт вектор обновлённой образовательной политики. Человеку недостаточно прироста только интеллектуального развития, необходимо уделять внимание воспитанию думающей, взаимодействующей, ответственной личности, умеющей принимать решения, саморазвиваться и самостоятельно контролировать достижение поставленных целей. Поэтому нормативные документы, поддерживая важность социализации и индивидуализации школьников, акцентируют внимание на активное включение ребёнка в социокультурную реальность за счёт специфической организации образовательного пространства школы. Последнее, в свою очередь, ориентировано, с одной стороны, на воспитание качеств сознательности, вдумчивости, ответственности, а с другой, на развитие креативности школьников, индивидуальности каждого и умение взаимодействовать с окружающим миром.

Материалы и методы: критический отбор информации (теоретический и сравнительный анализ отечественной и зарубежной литературы) и интеграция подходов и методов различной направленности (теоретических и эмпирических). Методологическую основу исследования составили: системный, социокультурный, диалектический, персонифицированный подходы.

Результаты исследования: автором определены основные компоненты социализации и индивидуализации школьников, а именно: мотивационно-целевой, процессуальный и оценочно-рефлексивный (диагностический); обоснован комплекс условий, способствующих эффективной социализации и индивидуализации детей, в основе которого – организация свободного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Последнее рассматривается как его поступательная социализация и индивидуализация в процессе познания и преобразования, социокультурных образцов в разных видах детской деятельности.

В статье также представлены критерии определения успешности социализации и индивидуализации школьников: мотивационный, ценностно-нормативный, когнитивный, коммуникативный, практико-созидательный.

Обсуждение и заключения: предложенные компоненты социализации и индивидуализации школьников и описанные условия их успешной реализации могут быть использованы педагогами школы в качестве ключевых ориентиров при осуществлении образовательной деятельности.

Об авторе

Т. А. Померанцева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Померанцева Татьяна Анатольевна – аспирант, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)



Список литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 282 с. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0390/2_0390-1.shtml#book_page_top (дата обращения: 13.06.2018).

2. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. №6(30). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/858-belinskaya30.html (дата обращения: 13.06.2018).

3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004. 272 с. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0481/3_0481-1.shtml#book_page_top (дата обращения: 13.06.2018).

4. Дьячук П.П. Индивидуализация обучения математике студентов посредством сочетания самоуправления учебной деятельностью и внешнего управления в электронной проблемной среде: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Красноярск, 2017.

5. Кениспаев Ж.К., Серова Н.С. Индивидуализация и социализация в становлении личности человека // Аллея науки. Издательский центр «Quantum». 2017. Т. 1, №15, С. 328-331. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32299759 (дата обращения: 13.06.2018).

6. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. Казань: КГУ, 1982. 224 с.

7. Кожакина С.О. Формирование социальной успешности подростков: дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2014. 257 с.

8. Кожанкина С.О. Индивидуализация и социализация – противоположность или единое целое? // Вестник Белгородского института развития образования. 2015. №2. С. 92-95. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25414238 (дата обращения: 13.06.2018).

9. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984. 194 с. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/kon_personality_selfconscience.pdf (дата обращения: 13.06.2018).

10. Ларин А.Н. Социализация младших школьников как научно-педагогическая проблема // Народное образование. 2014. №3. С. 199-204.

11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005. 269 с. URL: http://elibrary.bsu.az/books_163/N_87.pdf (дата обращения: 13.06.2018).

12. Модели индивидуализации обучения в инновационном развитии регионального образования: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической Интернет-конференции, 11-12 ноября 2009 года / под общ. ред. В. Г. Гульчевской. Ростов н/Д, 2009. 89 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20103295 (дата обращения: 13.06.2018).

13. Послание президента В.В. Путина Федеральному собранию от 01.03.2018 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (дата обращения: 13.06.2018).

14. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н.Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 2001. 284 с.

15. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.А. Сластенина. М., 2000. 216 с.

16. Сорокина М.А. Роль современного телевидения в процессе социализации подростков: выпускная квалификационная работа магистра. Екатеринбург, 2017. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/55988/1/m_th_m.a.sorokina_2017.pdf (дата обращения 13.06.2018).

17. Сулимина О.В. Личностное развитие в период перехода от детства к взрослости в различных условиях социализации (в семье и вне семьи): дис. … канд. псих. наук. М., 2016. URL: https://www.hse.ru/data/xf/2016/02/08/1140092363/Diss_Sulimina.pdf (дата обращения 13.06.2018).

18. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания: в 2 т. / под общ. ред. Л.И. Семиной. М.: Изд-во «Бонфи», 2002. Т. 2. 408 с. URL: http://textarchive.ru/c-2798129-p4.html (дата обращения: 13.06.2018).

19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (действующая редакция), ст. 48. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 13.06.2018).

20. Федоскина О.В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2004.

21. Черняева Т.Н. Опыт первоклассника в аспекте его социализации, индивидуализации и адаптации // Начальная школа. 2010. №8. С. 38-41.

22. Чучина Н.Н. Социализация подростков в сфере досуга // Молодой ученый. 2016. №18. С. 465-475. URL: https://moluch.ru/archive/122/33836/ (дата обращения: 13.06.2018).

23. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: учебное пособие. Великий Новгород, 2004. 132 с.

24. Юрловская И.А. Педагогические пути и приёмы индивидуализации обучения учащихся младших классов: автореф. дис. … канд. пед. наук. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-puti-i-priemy-individualizatsii-obucheniya-uchaschihsya-mladshih-klassov (дата обращения 13.06.2018).

25. Blumer H. Sociological Implications of the Thought of George Herbert Mead // American Journal of Sociology. 1966. Vol. 71, no. 5. Pp. 535-544. Available at: http://www.jstor.org/stable/2774496 (accessed: 13.06.2018).

26. Brownell М.Т., Walther-Thomas Ch. Stephen W. Smith: Strategies for Building a Positive Classroom Environment by Preventing Behaviour Problems // Intervention in School and Clinic. 2001. Vol. 37, no. 1. Pp. 31-35. DOI: https://doi.org/10.1177/105345120103700106

27. Bruner J. The Culture of Education. Cambridge, MA: Harvard. 1995.

28. Egan K. The Educated Mind: How Cognitive Tools Shape our Understanding. University of Chicago Press. 1997.

29. Ellis Е., Deshler D., Lenz К., Schnmaker J. & Clark F. An Instructional Model for Teaching Learning Strategies // Focus on Exceptional Children. 1991. Vol. 23, no. 6. Pp. 1-24. Available at: https://www.researchgate.net/publication/284566414_An_Instructional_Model_for_Teaching_Learning_Strategies (accessed: 13.06.2018).

30. Leithowood K.A. The Dimensions of Curriculum Innovation // Journal of Curriculum Studies. 1981. Vol. 13, no. 1. Pp. 15-19. DOI: https://doi.org/10.1080/0022027810130104

31. Manning В.H., Glasner S.E., Smith E.R. The Self-regulated Learning Aspect of Metacognition: A Component of Gifted Education // Roeper Review. 1996. Vol. 18, no. 3. Pp. 217-223. DOI: https://doi.org/10.1080/02783199609553741

32. Perkinson HJ. Learning from our Mistakes: A Reinterpretation of 20 Century Educational Theory. London, 1984.

33. Petty R. Classroom Management: A Resourse Manual for Frontline Teachers. Lanham, MD: Scarecrow Education. 2001.

34. Philips L. Human adaptation and his failures. New York, 1968.

35. Pintrich P. The Role of Goal Orientation in Self-regulated Learning // Boekaerts M., Pintrich P., Zeidner M. (eds.). Handbook of Self-regulation. San Diego: Academic Press, 2000. Pp. 451-502.

36. Ray Gilles,B. Nurturing Civilization Builders: Birthing the Best Schools in the World. Seattle: Oak Forest Press, 2004. 254 p.

37. Rodgers C. Lernen in Freiheit. Kösel, 1974:

38. Tallman I., Marots-Baden R., Pindas P. Adolescence Socialization in Cross-cultural Perspective: Planning for Social Change. N-Y., 1983.

39. Varela FJ. Patterns of Life: Interwining Identity and Cognition // Brain and Cognition. 1997. Vol. 34, no. 1. Pp. 72-87. DOI: 10.1006/brcg.1997.0907

40. Wentworth W.M. Context & understanding: an inquiry into socialization theory. N.Y., 1980.


Просмотров: 125


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)