Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ РЕСУРСАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-10

Полный текст:

Аннотация

Введение. Данная статья посвящена проблеме психологического благополучия будущих психологов в контексте развития их личности на этапе вузовской подготовки и первичного вхождения в профессию. Авторами обосновывается необходимость переживания психологического благополучия субъектами помогающей деятельности, к числу которых относятся профессиональные психологи, и, соответственно, актуальность изучения особенностей проявления этого феномена в период освоения учащимися вузов азов психологической помощи с учетом степени выраженности у них профессионально важных личностных характеристик. При этом особый акцент делается на структуре психологического благополучия, представленной шестью компонентами, и на его общем уровне.

Материалы и методы. Проведен сравнительный анализ общего уровня и основных компонентов психологического благополучия, а также степени выраженности макиавеллизма и толерантности к неопределенности у студентов-психологов, практикующих психологов и учащихся других направлений подготовки. Изучены особенности переживания психологического благополучия студентами – будущими психологами с разной степенью выраженности толерантности к неопределенности и макиавеллизма.

Результаты исследования. Получены данные, подтверждающие предположения о том, что в отличие от практикующих психологов и учащихся других направлений подготовки для студентов-психологов оказываются характерны, во-первых, более низкие показатели как по большинству основных компонентов, так и по общему уровню психологического благополучия, а во-вторых, наблюдается большая склонность к осознанному манипулированию другими людьми. Вместе с тем установлен факт наличия статистически значимых различий по ряду компонентов психологического благополучия у студентов – будущих психологов с разной степенью выраженности толерантности к неопределенности и макиавеллизма, большинство из которых констатированы в пользу испытуемых, толерантных к неопределенности и не склонных к манипулированию.

Обсуждение и заключения. По результатам проведенного исследования обозначены некоторые проблемные зоны, касающиеся личностных ресурсов студентов-психологов в плане их готовности к помогающей деятельности.

Об авторах

Л. Э. Семенова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
Россия

Семенова Лидия Эдуардовна – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии НИРО; внешний совместитель (профессор) кафедры практической психологии НГПУ им. Козьмы Минина» (Мининский университет



Т. А. Серебрякова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
Россия

Серебрякова Татьяна Александровна – доцент кафедры практической психологии, кандидат психологических наук, доцент.

Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1, Researcher ID: K-1099-2017



Список литературы

1. Аксенов А.А. Особенности мотивации профессионального выбора студентов-психологов // Вестник Тамбовского государственного университета. 2008. Выпуск 9 (65). С. 212-215.

2. Бозаджиев В.Л. Психолог: профессия и личность. Челябинск: Изд-во «Печатный двор», 2011. 424 с.

3. Водяха С.А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. 2013. №1. С. 70-74.

4. Ворона О.А., Мохова С.Ю. Ресурс психологического благополучия как фактор устойчивости / уязвимости психики к возникновению психопатологических симптомов у населения различных возрастных групп // Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды: коллективная монография. Пенза: Академия естествознания, 2011. URL: https://monographies.ru/ru/book/section?id=4556 (дата обращения: 12.07.2018).

5. Гейль В.А., Логинова И.О. Особенности взаимосвязи стиля саморегуляции поведения и психологического благополучия у студентов факультета клинической психологии // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы Всероссийской научно-практической конференции / ред. И.О.Логинова. Красноярск: Версо, 2012. С. 372-375.

6. Герасименко Н.А. Влияние самооценки профессионально важных качеств на индивидуальное своеобразие профессиональной деятельности психологов образования // Психологическая наука и образование. 2010. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/1/Gerasimenko.phtml (дата обращения: 13.07.2018).

7. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. М.: Институт психологии РАН, 2013. 268 с.

8. Дубровина И.В. Психологическая культура личности как феномен // Вестник Мининского университета. 2013. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/358 (дата обращения: 11.07.2018).

9. Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом // Научный журнал московского гуманитарного университета. 2005. №3. С. 151-169.

10. Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов: дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2014. 174 с.

11. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 240 с.

12. Кривцова А.С. Содержание и психологические особенности профессиональной деятельности практического психолога // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2008. №2. С. 137-145.

13. Кpиcтeвa Ж. Hoвыe бoлeзни дyши. Дyшa и мыcлeннoe пpeдcтaвлeниe // Французская психоаналитическая школа / под ред. А. Жибо, А.В. Рассохина. СПб.: Питер, 2005. С. 145-166.

14. Лежнина Л.В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2009. 47 с.

15. Леонов И.Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмурдского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Выпуск 4. С. 43-52.

16. Макаренко О.В., Богомаза С.А. Личностные особенности студентов–психологов, склонных к манипулированию другими // Вестник Томского государственного университета. 2005. №286. С. 105-109.

17. Маралов В.Г., Маралова Т.П. Готов ли студент-психолог быть психологом? // Психология в вузе. 2011. №1. С. 71-86.

18. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002. 510 с.

19. Панина Е.Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Красноярск, 2006. 22 с.

20. Петров В.Г., Злыгостева К.В. Счастье и психологическое благополучие в структуре ресурсной модели психологического здоровья // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения РАМН. 2015. №4(104). С. 79-83.

21. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Психология здоровья: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 431 с.

22. Плужникова Л.А. Развитие внутриличностной компетентности студента-психолога в вузе: дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2011. 199 с.

23. Погорова Л.И. Личностные изменения у студентов-психологов за время обучения в вузе // Вестник Томского государственного университета. 2014. №9. С. 214-217.

24. Семенова Л.Э., Родионова И.В. Психологическое благополучие мужчин-отцов, имеющих детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Выпуск 59. Часть 4. С. 460-463.

25. Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Гарахина Ю.Е. Психологическое благополучие и опыт родительства женщин-матерей из разных типов семей // Вестник Мининского университета. 2018. №2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/818 (дата обращения: 19.07.2018).

26. Сигида Е.А., Мель К., Лукьянова И.Е. Основные социально-психологические проблемы современного общества: анализ, пути решения // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2010. №3. С. 53-60.

27. Смирнова П.В. Психологические характеристики становления профессиональной идентичности: на примере профессии «психолог»: дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 246 с.

28. Созонтов А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия // Вопросы психологии. 2006. №4. С. 105-114.

29. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. №3. С. 95-129.

30. Этические проблемы психологических исследований и психологической практики: Круглый стол Института человека РАН, журнала «Человек», Института психологии РАН, Московского городского психолого-педагогического института и факультета психологии МГУ, 23 апреля 2002 года // Человек. 2002. №5-6. С. 88-116.

31. Юревич А.В. Поп-психология // Вопросы психологии. 2007. №1. С. 3-14.

32. Юревич А.В., Юревич М.А. Динамика психологического состояния современного общества: экспертная оценка // Нравственность современного российского общества: психологический анализ. М.: ИП РАН, 2013. URL: https://psyfactor.org/lib/social8.htm (дата обращения: 12.07.2018).

33. Berridge K.C., Kringelbach M.L. Building a neuroscience of pleasure and well-being // Psychology of Well Being: Theory, Research and Practice. 2011. Vol. 1. P. 3. Available at: https://doi.org/10.1186/2211-1522-1-3 (accessed: 12.07.2018).

34. Carpentier J., Mageau G.A., Vallerand R.J. Ruminations and flow: Why do people with a more harmonious passion experience higher well-being? // Journal of Happiness Studies. 2012. Vol. 13(3). Pp. 501-518.

35. Chida Y., Steptoe A. Positive psychological well-being and mortality: A quantitative review of prospective observational studies // Psychosomatic Medicine. 2008. Vol. 70. Рp. 741-756.

36. Deci E.L., Ryan R.M. Hedonia, eudaimonia, and well-being: An introduction // Journal of Happiness Studies. 2008. Vol. 9. Pp. 1-11.

37. Dimitrova R. Well-Being of Youth and Emerging Adults Across Cultures. New York: Springer, 2018. 318 p.

38. Huta V., Ryan R.M. Pursuing Pleasure or Virtue: The Differential and Overlapping Well-Being Benefits of Hedonic and Eudaimonic Motives // Journal of Happiness Studies. 2010. Vol. 11. Рp. 735-762.

39. Knoop H.H., Fave A.D. Well-Being and Cultures. New York: Springer, 2014. 222 p.

40. Knyazeva T.N., Semenova L. E., Chevachina AV., Batyuta M.B., Sidorina E.V. Psychological well-being of russian women and men coming from the orthodox environment // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. March. Vol. 7. Issue 3. Рp. 411-418.

41. Konrad A., Tucker S., Crane J., Whittaker S. Technology and Reflection: Mood and Memory Mechanisms for Well-Being // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. 2016. Vol. 6. P. 5 DOI:10.1186/s13612-016-0045-3

42. Linley P.A., Maltby J., Woodc A.M., Osborne G., Hurling R. Measuring happiness: The higher order factor structure of subjective and psychological well-being measures // Personality and Individual Differences. 2009. Vol. 47. Pp. 878-884.

43. Mock S.E., Richard P.E. Aging Attitudes Moderate the Effect of Subjective Age on Psychological Well-Being: Evidence From a 10-Year Longitudinal Study // Psychology and Aging. 2011. Vol. 26, no. 4. Рp. 979-986.

44. Nastasi B.K. Borja A.P. Psychological Well-Being in Children and Adolescents. New York: Springer, 2016. 336 p.

45. Pluess М. Genetics of Psychological Well-Being: the role of heritability and genetics in positive psychology. Oxford: Oxford university press, 2015. 294 p.

46. Ruini C., Masoni L., Ottolini F., Ferrari S. Positive Narrative Group Psychotherapy: the use of traditional fairy tales to enhance psychological well-being and growth // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. 2014. Vol. 4(1). P. 13. DOI: 10.1186/s13612-013-0013-0

47. Ryff C.D. Psychological Well-Being // Encyclopedia of Gerontology. 1996. Vol. 2. Pp. 365-369.

48. Samman E. Psychological and subjective well-being: A proposal for internationally comparable indicators. OPHI Working Paper 5: University of Oxford, 2007. 54 p.

49. Schindler I. Relations of admiration and adoration with other emotions and well-being // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. 2014. Vol. 4. P. 14. Available at: https://doi.org/10.1186/s13612-014-0014-7 (accessed: 12.07.2018).

50. Simon C.R., Durand-Bush N. Differences in psychological and affective well-being between physicians and resident physicians: Does high and low self-regulation capacity matter? // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. 2014. Vol. 4. P. 19. DOI: 10.1186/s13612-014-0019-2.

51. Vallerand R.J. The role of passion in sustainable psychological well-being // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. 2012. Vol. 2. P. 1. Available at: http://www.psywb.com/content/2/1/1 (accessed: 12.07.2018).

52. Wigtil C.J., Henriques G.R. The Relationship Between Intelligence and Psychological Well-Being in Incoming College Students // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. 2015. Vol. 5. P. 4. Available at: https://doi.org/10.1186/s13612-015-0029-8 (accessed: 12.07.2018).

53. Winefield H.R., Gill T.K., Taylor A.W., Pilkington R.M. Psychological well-being and psychological distress: is it necessary to measure both? // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. 2012. Vol. 2. P. 3. Available at: https://doi.org/10.1186/2211-1522-2-3 (accessed: 12.07.2018).


Просмотров: 178


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)