ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ РЕСУРСАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Аннотация
Введение. Данная статья посвящена проблеме психологического благополучия будущих психологов в контексте развития их личности на этапе вузовской подготовки и первичного вхождения в профессию. Авторами обосновывается необходимость переживания психологического благополучия субъектами помогающей деятельности, к числу которых относятся профессиональные психологи, и, соответственно, актуальность изучения особенностей проявления этого феномена в период освоения учащимися вузов азов психологической помощи с учетом степени выраженности у них профессионально важных личностных характеристик. При этом особый акцент делается на структуре психологического благополучия, представленной шестью компонентами, и на его общем уровне.
Материалы и методы. Проведен сравнительный анализ общего уровня и основных компонентов психологического благополучия, а также степени выраженности макиавеллизма и толерантности к неопределенности у студентов-психологов, практикующих психологов и учащихся других направлений подготовки. Изучены особенности переживания психологического благополучия студентами – будущими психологами с разной степенью выраженности толерантности к неопределенности и макиавеллизма.
Результаты исследования. Получены данные, подтверждающие предположения о том, что в отличие от практикующих психологов и учащихся других направлений подготовки для студентов-психологов оказываются характерны, во-первых, более низкие показатели как по большинству основных компонентов, так и по общему уровню психологического благополучия, а во-вторых, наблюдается большая склонность к осознанному манипулированию другими людьми. Вместе с тем установлен факт наличия статистически значимых различий по ряду компонентов психологического благополучия у студентов – будущих психологов с разной степенью выраженности толерантности к неопределенности и макиавеллизма, большинство из которых констатированы в пользу испытуемых, толерантных к неопределенности и не склонных к манипулированию.
Обсуждение и заключения. По результатам проведенного исследования обозначены некоторые проблемные зоны, касающиеся личностных ресурсов студентов-психологов в плане их готовности к помогающей деятельности.
Об авторах
Л. Э. СеменоваРоссия
Семенова Лидия Эдуардовна – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии НИРО; внешний совместитель (профессор) кафедры практической психологии НГПУ им. Козьмы Минина» (Мининский университет
Т. А. Серебрякова
Россия
Серебрякова Татьяна Александровна – доцент кафедры практической психологии, кандидат психологических наук, доцент.
Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1, Researcher ID: K-1099-2017
Список литературы
1. Аксенов А.А. Особенности мотивации профессионального выбора студентов-психологов // Вестник Тамбовского государственного университета. 2008. Выпуск 9 (65). С. 212-215.
2. Бозаджиев В.Л. Психолог: профессия и личность. Челябинск: Изд-во «Печатный двор», 2011. 424 с.
3. Водяха С.А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. 2013. №1. С. 70-74.
4. Ворона О.А., Мохова С.Ю. Ресурс психологического благополучия как фактор устойчивости / уязвимости психики к возникновению психопатологических симптомов у населения различных возрастных групп // Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды: коллективная монография. Пенза: Академия естествознания, 2011. URL: https://monographies.ru/ru/book/section?id=4556 (дата обращения: 12.07.2018).
5. Гейль В.А., Логинова И.О. Особенности взаимосвязи стиля саморегуляции поведения и психологического благополучия у студентов факультета клинической психологии // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы Всероссийской научно-практической конференции / ред. И.О.Логинова. Красноярск: Версо, 2012. С. 372-375.
6. Герасименко Н.А. Влияние самооценки профессионально важных качеств на индивидуальное своеобразие профессиональной деятельности психологов образования // Психологическая наука и образование. 2010. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/1/Gerasimenko.phtml (дата обращения: 13.07.2018).
7. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. М.: Институт психологии РАН, 2013. 268 с.
8. Дубровина И.В. Психологическая культура личности как феномен // Вестник Мининского университета. 2013. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/358 (дата обращения: 11.07.2018).
9. Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом // Научный журнал московского гуманитарного университета. 2005. №3. С. 151-169.
10. Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов: дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2014. 174 с.
11. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 240 с.
12. Кривцова А.С. Содержание и психологические особенности профессиональной деятельности практического психолога // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2008. №2. С. 137-145.
13. Кpиcтeвa Ж. Hoвыe бoлeзни дyши. Дyшa и мыcлeннoe пpeдcтaвлeниe // Французская психоаналитическая школа / под ред. А. Жибо, А.В. Рассохина. СПб.: Питер, 2005. С. 145-166.
14. Лежнина Л.В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2009. 47 с.
15. Леонов И.Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмурдского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Выпуск 4. С. 43-52.
16. Макаренко О.В., Богомаза С.А. Личностные особенности студентов–психологов, склонных к манипулированию другими // Вестник Томского государственного университета. 2005. №286. С. 105-109.
17. Маралов В.Г., Маралова Т.П. Готов ли студент-психолог быть психологом? // Психология в вузе. 2011. №1. С. 71-86.
18. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002. 510 с.
19. Панина Е.Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Красноярск, 2006. 22 с.
20. Петров В.Г., Злыгостева К.В. Счастье и психологическое благополучие в структуре ресурсной модели психологического здоровья // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения РАМН. 2015. №4(104). С. 79-83.
21. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Психология здоровья: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 431 с.
22. Плужникова Л.А. Развитие внутриличностной компетентности студента-психолога в вузе: дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2011. 199 с.
23. Погорова Л.И. Личностные изменения у студентов-психологов за время обучения в вузе // Вестник Томского государственного университета. 2014. №9. С. 214-217.
24. Семенова Л.Э., Родионова И.В. Психологическое благополучие мужчин-отцов, имеющих детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Выпуск 59. Часть 4. С. 460-463.
25. Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Гарахина Ю.Е. Психологическое благополучие и опыт родительства женщин-матерей из разных типов семей // Вестник Мининского университета. 2018. №2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/818 (дата обращения: 19.07.2018).
26. Сигида Е.А., Мель К., Лукьянова И.Е. Основные социально-психологические проблемы современного общества: анализ, пути решения // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2010. №3. С. 53-60.
27. Смирнова П.В. Психологические характеристики становления профессиональной идентичности: на примере профессии «психолог»: дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 246 с.
28. Созонтов А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия // Вопросы психологии. 2006. №4. С. 105-114.
29. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. №3. С. 95-129.
30. Этические проблемы психологических исследований и психологической практики: Круглый стол Института человека РАН, журнала «Человек», Института психологии РАН, Московского городского психолого-педагогического института и факультета психологии МГУ, 23 апреля 2002 года // Человек. 2002. №5-6. С. 88-116.
31. Юревич А.В. Поп-психология // Вопросы психологии. 2007. №1. С. 3-14.
32. Юревич А.В., Юревич М.А. Динамика психологического состояния современного общества: экспертная оценка // Нравственность современного российского общества: психологический анализ. М.: ИП РАН, 2013. URL: https://psyfactor.org/lib/social8.htm (дата обращения: 12.07.2018).
33. Berridge K.C., Kringelbach M.L. Building a neuroscience of pleasure and well-being // Psychology of Well Being: Theory, Research and Practice. 2011. Vol. 1. P. 3. Available at: https://doi.org/10.1186/2211-1522-1-3 (accessed: 12.07.2018).
34. Carpentier J., Mageau G.A., Vallerand R.J. Ruminations and flow: Why do people with a more harmonious passion experience higher well-being? // Journal of Happiness Studies. 2012. Vol. 13(3). Pp. 501-518.
35. Chida Y., Steptoe A. Positive psychological well-being and mortality: A quantitative review of prospective observational studies // Psychosomatic Medicine. 2008. Vol. 70. Рp. 741-756.
36. Deci E.L., Ryan R.M. Hedonia, eudaimonia, and well-being: An introduction // Journal of Happiness Studies. 2008. Vol. 9. Pp. 1-11.
37. Dimitrova R. Well-Being of Youth and Emerging Adults Across Cultures. New York: Springer, 2018. 318 p.
38. Huta V., Ryan R.M. Pursuing Pleasure or Virtue: The Differential and Overlapping Well-Being Benefits of Hedonic and Eudaimonic Motives // Journal of Happiness Studies. 2010. Vol. 11. Рp. 735-762.
39. Knoop H.H., Fave A.D. Well-Being and Cultures. New York: Springer, 2014. 222 p.
40. Knyazeva T.N., Semenova L. E., Chevachina AV., Batyuta M.B., Sidorina E.V. Psychological well-being of russian women and men coming from the orthodox environment // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. March. Vol. 7. Issue 3. Рp. 411-418.
41. Konrad A., Tucker S., Crane J., Whittaker S. Technology and Reflection: Mood and Memory Mechanisms for Well-Being // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. 2016. Vol. 6. P. 5 DOI:10.1186/s13612-016-0045-3
42. Linley P.A., Maltby J., Woodc A.M., Osborne G., Hurling R. Measuring happiness: The higher order factor structure of subjective and psychological well-being measures // Personality and Individual Differences. 2009. Vol. 47. Pp. 878-884.
43. Mock S.E., Richard P.E. Aging Attitudes Moderate the Effect of Subjective Age on Psychological Well-Being: Evidence From a 10-Year Longitudinal Study // Psychology and Aging. 2011. Vol. 26, no. 4. Рp. 979-986.
44. Nastasi B.K. Borja A.P. Psychological Well-Being in Children and Adolescents. New York: Springer, 2016. 336 p.
45. Pluess М. Genetics of Psychological Well-Being: the role of heritability and genetics in positive psychology. Oxford: Oxford university press, 2015. 294 p.
46. Ruini C., Masoni L., Ottolini F., Ferrari S. Positive Narrative Group Psychotherapy: the use of traditional fairy tales to enhance psychological well-being and growth // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. 2014. Vol. 4(1). P. 13. DOI: 10.1186/s13612-013-0013-0
47. Ryff C.D. Psychological Well-Being // Encyclopedia of Gerontology. 1996. Vol. 2. Pp. 365-369.
48. Samman E. Psychological and subjective well-being: A proposal for internationally comparable indicators. OPHI Working Paper 5: University of Oxford, 2007. 54 p.
49. Schindler I. Relations of admiration and adoration with other emotions and well-being // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. 2014. Vol. 4. P. 14. Available at: https://doi.org/10.1186/s13612-014-0014-7 (accessed: 12.07.2018).
50. Simon C.R., Durand-Bush N. Differences in psychological and affective well-being between physicians and resident physicians: Does high and low self-regulation capacity matter? // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. 2014. Vol. 4. P. 19. DOI: 10.1186/s13612-014-0019-2.
51. Vallerand R.J. The role of passion in sustainable psychological well-being // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. 2012. Vol. 2. P. 1. Available at: http://www.psywb.com/content/2/1/1 (accessed: 12.07.2018).
52. Wigtil C.J., Henriques G.R. The Relationship Between Intelligence and Psychological Well-Being in Incoming College Students // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. 2015. Vol. 5. P. 4. Available at: https://doi.org/10.1186/s13612-015-0029-8 (accessed: 12.07.2018).
53. Winefield H.R., Gill T.K., Taylor A.W., Pilkington R.M. Psychological well-being and psychological distress: is it necessary to measure both? // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. 2012. Vol. 2. P. 3. Available at: https://doi.org/10.1186/2211-1522-2-3 (accessed: 12.07.2018).